Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

опаснейшие почитатели Кали

Самую дурную славу изощренных убийц получили индийские туги (тхаги), которые были «самыми кровожадными бандитами в истории человечества». Только в 1812 году от их рук погибло около 40 000 человек. Тхаги (или тхуги, туги, пхасингары, душители, от англ. Thuggee, в свою очередь, от хинди ठग, ṭhag, вор или разбойник) или фансигары – средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Тхаги пользовались особыми опознавательными знаками и жаргоном. Однако современные исследователи всё более скептически относятся к существованию тхагов, как концептуального бандитизма и ставят под сомнение существование такого явления. Ряд современных историков описывают тхагов, как изобретение британского колониального режима, проистекающее из логики экзотизации. Слово «туг» (правильно «т’аг», но мы придерживаемся привычной транскрипции, которая, возможно, знакома читателю по приключенческим романам XIX века) очень древнее. В слегка различающихся формах

Самую дурную славу изощренных убийц получили индийские туги (тхаги), которые были «самыми кровожадными бандитами в истории человечества». Только в 1812 году от их рук погибло около 40 000 человек.

Тхаги (или тхуги, туги, пхасингары, душители, от англ. Thuggee, в свою очередь, от хинди ठग, ṭhag, вор или разбойник) или фансигары – средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Тхаги пользовались особыми опознавательными знаками и жаргоном. Однако современные исследователи всё более скептически относятся к существованию тхагов, как концептуального бандитизма и ставят под сомнение существование такого явления. Ряд современных историков описывают тхагов, как изобретение британского колониального режима, проистекающее из логики экзотизации.

Группа тхагов. Фотография 1894 года
Группа тхагов. Фотография 1894 года

Слово «туг» (правильно «т’аг», но мы придерживаемся привычной транскрипции, которая, возможно, знакома читателю по приключенческим романам XIX века) очень древнее. В слегка различающихся формах оно встречается во всех основных языках Индии и везде означает «хитрец», «лжец», «обманщик».

Первое письменное свидетельство об индийских душителях относится к VII веку нашей эры и принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану. Тхаги полагали, что их «ремесло» запечатлено в каменной резьбе знаменитого пещерного храма в Эллоре, созданного в VIII веке. Особенно громко тхаги заявили о себе в XVIII – начале XIX века.

Туги. Из английской газеты 1857 года
Туги. Из английской газеты 1857 года

Обычно общины тхагов состояли из представителей средних каст индусской общины. Это могли быть не только тхаги в нескольких поколениях, но и бывшие кустари, мелкие торговцы, дезертиры из войск махарадж и султанов. Среди разбойников часто попадались мусульмане и сикхи, отдавшие себя под покровительство грозной богини.

Миниатюры из серии «Портреты знаменитых индийских тугов» Чарлза Уэйда Крампа, 1851-1857.
Миниатюры из серии «Портреты знаменитых индийских тугов» Чарлза Уэйда Крампа, 1851-1857.

Каждая община тхагов имела одного или нескольких предводителей – джемадаров. Они приобщали молодых тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и присваивали себе большую часть добычи.

Вторым по положению после джемадара был бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани, назывался «румаль». Петля тщательно промасливалась и окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль – предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся «на дело», завязывал в платок серебряную монету, а после удачно завершенной операции отдавал ее своему наставнику.

Как и все бандиты мира, тхаги пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например, сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно обращавшего глаза к небу, или крик совы – любимой птицы Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и, улучив подходящий момент, резким движением правой руки набрасывал петлю на шею обреченного. Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, – и человек падал замертво.

Умению пользоваться румалем обучались все тхаги, но право на это имел только бхутот. Если жертва оказывала сопротивление, на помощь душителю приходили «шамсиасы» – помощники. Они наваливались на несчастного и крепко держали его за руки и ноги.

Адепты тайной секты тугов искренне верили, что, служа своей могущественной богине, выполняют божественную миссию, уничтожая с избытком расплодившихся людей. В награду же за такое «служение» они забирали имущество убитых. Замеченный в «крысятничестве» был обречен и разделял участь своих жертв. Если кто-то из членов секты признался власть имущим или даже своим родным, что он туг, его также убивали, причем его же собственным румалом, который после этого сжигали.

Примерно с XII века банды тхагов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею особую жёлтую верёвку или шарф, к которым с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в колодец. Согласно историку Уильяму Рубинштейну, в промежуток с 1740 по 1840 годы тхаги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей.

-4
-5

По принципу применяемого орудия для ритуального убийства тхаги делились на душителей, кинжальщиков и отравителей. Самую большую известность приобрели тхаги-душители, чьим орудием служил платок (шелковая лента), называемый «румалом», с утяжелителем на конце. Богатый арсенал боевых приёмов душения включал в себя приёмы удушения обычного (неподготовленного) человека, контрприёмы – в случае столкновения с «коллегой», приёмы самоудушения – в случае невозможности скрыться, так как сдаться считалось недопустимым.

-6

Множество душителей были богатыми людьми, занимающими ответственные должности. Часть награбленных ими средств отправлялась местным раджам или чиновникам.

Орудием тхагов-кинжальщиков был кинжал, которым они наносили смертельный удар в затылочную ямку жертвы. Выбор места нанесения ритуального удара был обусловлен тем, что при этом почти не вытекало крови, а у тхагов-кинжальщиков количество пролитой при совершении убийства крови отягощало цепь последующих превращений в процессе реинкарнации.

Тхаги-отравители пользовались ядами, наносившимися на наиболее чувствительные участки кожи, а также на слизистую оболочку.

Для привлечения внимания богини Кали к происходящему на земле соучастники произносили заклинание: «Кали! Кали! Богиня смерти! Железная богиня-людоедка! Рви зубами моего врага, выпей его кровь, победи его, мать Кали!»

Стать тугом было непросто – это продолжительный, сложный процесс. В секту допускались мальчики, когда им исполнялось 10-12 лет. По большей части кандидатами были близкие родственники душителя.

Чтобы стать настоящим тугом, необходимо было пройти довольно долгий путь посвящения. В начале своего пути члены секты исполняли обязанности могильщика. Через несколько лет, повзрослев, допускались к разведке, затем становились зазывателями. Однако каждый раз их мастерство должно было совершенствоваться. А преданность делу была главным условием. Те, кто по неосторожности или намеренно рассказывал о своем членстве в группе тугов, подвергались немедленной жестокой казни.

Только после прохождения всех ступеней служения Кали туг мог быть допущен к посвящению в бхуттотаги, т. е. душители. Часто к этому возрасту они уже были довольно солидными людьми, даже отцами семейств. В обыденной жизни любой индиец мог оказаться служителем богини смерти. Купцы, чиновники, крестьяне – они, туги, были во всех областях человеческой жизни. Разрешение на тайное служение передавалось по наследству, как, впрочем, и связи с тугами других групп по всей Индии.

Молодой душитель должен был отправить на тот свет как можно больше жертв, причем сделать это в кратчайшее время. Вместе с тем ему запрещалось душить женщин, прокаженных, косых, хромых и вообще уродов, а также прачек и представителей некоторых избранных каст, которым оказывала свою защиту богиня Кали. Женщины, кстати, были ограждены от убийства только в том случае, если путешествовали в одиночку, без мужчины-покровителя.

Банды тугов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз – целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитым.

Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами.

Жертвоприношение осуществлялось при помощи удушения, бескровно. Орудием убийства служила шелковая лента длиной 90 см и шириной 2,5 см –румал. Техника охвата шеи румалом была доведена до совершенства. Молниеносный бросок конца, на котором был завязан узел, мог производиться спереди, сбоку, но – чаще всего – сзади жертвы.

Иногда туги предварительно опаивали свои жертвы препаратами черного дурмана, если было подозрение на возможность активного сопротивления.

-7

Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитому.

После каждого убийства туги рассаживались по кромке большого ковра, который расстилали на земле, и устремляли взоры на восток. Их предводитель произносил короткую молитву и вручал каждому участнику операции по куску «священного» сахара желтого цвета. Душители были убеждены, что тот, кто однажды попробовал его, никогда не изменит своему делу. По всей вероятности, сахар содержал какое-то наркотическое вещество.

Здесь же на месте делили добычу. Могильщики снимали с убитых одежду и, сделав на трупах несколько глубоких надрезов, чтобы Кали было удобнее пить кровь, быстро зарывали тела ограбленных. Когда грунт попадался твердый, могилу рыли неглубокую и в грудь убитого вбивали деревянный кол, удерживавший тело на дне ямы. Могилу закидывали камнями, и дикие звери уже не могли ее раскопать.

Первое время колониальное английское управление ни о чем не догадывалось. Туги действовали очень скрытно и нападали в основном в джунглях и других безлюдных местах. Жертвами чаще всего становились путешественники. А так как передвижение по стране длилось по несколько месяцев, то и о пропаже узнавали не сразу.

Но страна объединилась, и начали всплывать ужасающие факты о действиях тугов-служителей. Самую большую кампанию по поимке ритуальных убийц организовал капитан Уильям Слимен, который несколько лет изучал их деятельность. Выяснилось, что последователями культа Кали были несколько сот тысяч человек, в том числе и высокопоставленные чиновники. Так, случай с махараджей лег в основу фильма об Индиане Джонсе.

Уильям Генри Слиман
Уильям Генри Слиман

В 1825–1850 годах генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк совместно с полковником сэром Уильямом Слиманом покончил с тхагами путём массовых арестов и казней. С 1831 по 1837 годы было поймано 3266 тхага, из которых 412 были повешены, для 483 наказание было смягчено за сотрудничество со следствием, а остальные были отправлены в тюрьму или на каторгу на пожизненный срок. В английском языке слово «тхаги» приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов».

Уильям Генри Кавендиш-Бентинк
Уильям Генри Кавендиш-Бентинк

Когда в 1876 году Индию посетил принц Уэльский, будущий английский король Эдуард VII, преступления тугов уже пошли на убыль. Принца привели в тюрьму в Лахоре, где он беседовал с пожилым разбойником, жизнь которому была сохранена после того, как он дал суду показания и назвал своих сообщников. Заключенный без тени волнения рассказал принцу, что отправил на тот свет 150 человек.

Группа тугов в тюремной камере. В отличие от большинства такого рода рисунков, этот, видимо, сделан с натуры и передает не романтическое видение художника, а то, как выглядели душители на самом деле.
Группа тугов в тюремной камере. В отличие от большинства такого рода рисунков, этот, видимо, сделан с натуры и передает не романтическое видение художника, а то, как выглядели душители на самом деле.
портреты пойманных тугов
портреты пойманных тугов

Индия славится первым и самым масштабным серийным убийцей в истории человечества, душителем-тугом по имени Бехрам. Он родился в 1778 году недалеко от Дели. Среди своих сверстников он выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой, поэтому уже в 12 лет успешно совершил свое первое «ритуальное» убийство.

Как и все остальные члены секты, Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для «удобства» в один конец платка было завязано несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал несчастного жизни и забирал его имущество, часть которого жертвовал своей «покровительнице».

Это невероятно, но за 50 лет Бехрам задушил 921 человека, что и было доказано на суде. Опасаясь того, что туги попытаются спасти того, кого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на виселицу. Он официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый масштабный серийный убийца в истории человечества.

Современные тхаги приносят в качестве жертвоприношения петухов каждый день в шесть часов вечера.