В рамках своей предыдущей статьи решила посвятить отдельную статью велодорожке. Велосипедная дорожка вдоль Финского залива…. Звучит очень красиво и заманчиво, не правда ли?
Вот и я непременно хотела включить этот участок в общую нитку маршрута нашего велопутешествия из Сортавалы в Санкт-Петербург (подробные отчеты по каждому дню можно почитать на моём канале).
Как оказалось, в интернете не так много информации об этой велодорожке. Разве что отзывы различных велопутешественников и отдыхающих. Я не нашла даже ее официального названия. Интернет пестрит заголовками: «велодорожка вдоль Финского залива», «велодорожка вдоль Приморского шоссе», «велодорожка Санкт-Петербург-Зеленогорск», «велодорожка Санкт-Петербург-Сестрорецк», «велодорожка Зеленогорск-Сестрорецк» и т.д. и т.п. По сути, речь об одной и той же велодорожке. Но велодорожка ли она? Вот в чём вопрос!
Ка я уже сказала, никакой официальной информации по велодорожке я не нашла. Где конкретно начало, где конкретно окончание – совершенно непонятно. Соответственно, протяженность тоже можно считать по-разному.
Краткая новейшая история развития велодвижения в Санкт-Петербурге и окрестностях хорошо описана в данной статье. Судя по материалам, предоставленным автором статьи, устройство велосипедной дорожки вдоль Приморского шоссе до административной границы г. Санкт-Петербурга (в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального значения) было запланировано на 2009 – 2010 гг. (в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга N 69-РП от 03.06.2008 "О мерах по развитию сети велосипедных дорожек и строительству кольцевых велосипедных трасс в Санкт-Петербурге"). Планировалось нанесение дорожной разметки и установки технических средств. Но построена была только малая часть из запланированного в Распоряжении. Предполагаю, что в том числе были построены участки велодорожки вдоль Финского залива. Подчеркну слово участки.
Цели углубляться в историю у меня нет, нам надо понять, что есть сейчас.
Для начала разберемся, что такое велодорожка. В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, "велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, обозначенный соответствующим знаком (4.4.1).
Учитывая вышеизложенное, нашу велодорожку называть таковой неправильно, т.к. от тротуара она не отделена никак на всём своём протяжении. Как же её тогда величать? Разбираемся дальше.
Снова обращаемся к ПДД:
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.
Такое определение нам подходит. Во-первых, на дорожке встречаются соответствующие знаки. Во-вторых, дорожка действительно конструктивно отделена от Приморского шоссе. В-третьих, по ней также передвигаются пешеходы. Много пешеходов… Особенно в выходной, как мы и попали… Значит это велопешеходная дорожка с совмещённым движением пешеходов и велосипедистов.
Отлично, с названием разобрались. Давайте теперь разбираться, где она начинается/заканчивается.
Сразу попрошу о помощи знающих людей скорректировать меня, если я что-то неверно предположу, т.к. информация в интернете крайне расплывчатая, никаких привязок точных нет.
Если считать её велопешеходной дорожкой, получается её начало – там, где стоит первый знак 4.5.2.
Ищем начало велодорожки в Санкт-Петербурге. Если верить интернету, то знак должен стоять либо в Парке 300-летия Санкт-Петербурга, либо в районе Лахта-центра. Знака мы не увидели. Возможно, после 90 км с гружеными велосипедами мы были уставшие и невнимательные к концу дня. Плюс ехали мы в противоположном направлении (прибывая в Санкт-Петербург, а не стартуя из него), поэтому могли не заметить знак.
Забегая вперед, скажу, все знаки с обозначением велопешеходной зоны, которые мы увидели на всём протяжении маршрута, были на участке Репино- Сестрорецк. Их было немного и не везде. Уже дОма на яндекс-панорамах я обнаружила знаки в районе развязки через КАД. Но вряд ли она дорожка начиналась бы от кольцевой автодороги... До КАД на асфальте мы так же не обнаружили разметки велопешехоной зоны. Скорее это был обыкновенный пешеходный тротуар.
Откуда тогда стартовать, чтобы проехать этот маршрут?
На мой взгляд, самое логичное – от Лахта-центра. Потому что за ним начинается более-менее единая непрерывающаяся дорожка. К слову, с неплохим покрытием. А до Лахта-центра - уж каждый сам доберется как ему удобно. Отметила красным треугольником примерное начало дорожки (не буду называть велопешеходная, т.к. официальных оснований на это нет).
От Лахта-центра Вам следует двигаться по дорожке по Лахтинскому проспекту, который через какое-то время перейдет в Приморское шоссе.
И далее по Приморскому шоссе до посёлка Лисий Нос (классное название, не правда ли?=)). До Лисьего носа дорожка идёт вдоль лесного массива (природный заказник Северное побережье Невской губы, парк Ближние Дубки), ехать чрезвычайно приятно!
Перед посёлком дорожка начинает растворяться. Придется ехать по обочине дороги навстречу движению (главное не выезжайте на дорогу, это совсем не по правилам!). А дальше куда? Дальше – непонятно.
Думаю, что здесь все едут по-своему. Мы не хотели ехать вдоль основного Приморского шоссе, поэтому решили немного срезать по ул. Центральной и ул. Каупиловской. Да и по частному сектору ехать поприятнее. После посёлка через Ленинградское шоссе следует выехать к Приморскому шоссе.
А теперь внимание! Впереди большая развязка через КАД. Мы её проехали не совсем верно. Об этом я рассказывала в своей предыдущей статье. Поэтому, как выедете на Приморское шоссе, двигайтесь по обочине (и далее тротуару) левее, мимо АЗС, и прудиков.
Кстати, именно перед поворотом на пруды я обнаружила ПЕРВЫЙ знак велодорожки. Значит, здесь даже пешеходов по идее быть не должно (согласно ПДД)=)
Дорожка идет прямо под КАДОМ. Дороги развязки спокойно переходятся через пешеходные переходы (конечно же, спешившись!).
То есть, развязка (которую я боялась, как огня), как оказалось, один из самых простых этапов на маршруте.
Вот дааааальше – интереснее…
Вы выезжаете после развязки вновь к Приморскому шоссе.
И вдруг, велодорожка неожиданно… растворяется. И превращается вот в такую ерунду. Тадам…
Едем по тропинке, стараясь не зацепиться за ограждение. И вот такая неприятная штука будет на протяжении нескольких километров, практически до Тарховского лесопарка. Можно, конечно перейти на другую сторону Приморское шоссе и ехать в попутном направлении с машинами. Либо перейти шоссе и ж/д пути, объехать по проспекту Красных командиров (к примеру). Но, получается, целостность и непрерывность дорожки нарушается.
Вдоль Тарховского лесопарка ехать в удовольствие (особенно после предыдущего этапа пути). Снова появляется дорожка, но ни знаков, ни разметки нет. Эта дорожка продлится аж до Сестрорецка.
И на подъездах к нему (а именно после примыкания ул. Инструментальщиков к Приморскому шоссе), начнет прерываться и плавно превращаться в привычный глазу обыкновенный городской тротуар.
Приморское шоссе поворачивает направо. Возникает вопрос: куда дальше то ехать? Никаких знаков и указателей ожидаемо нет. Варианта 2: либо переходить шоссе и двигаться в попутном направлении с машинами или по тротуару, либо ехать через город.
Я рекомендую вариант через город. На мой взгляд спокойнее и красИвее. Мы в своем путешествии так и сделали. Маршрут, к примеру, может быть таким: ул. Токарева, Дубковское шоссе, ул. Воскова, ул. Володарского). Улица Володарского как раз выходит на нужную нам дорожку.
К слову, если Вы начинающий велосипедист, то есть возможность доехать только до Сестрорецка, вернувшись на электричке в Питер. Электрички ходят довольно часто. Расстояние по предлагаемому мною маршруту – около 20 км (от Лахта-центра до ж/д вокзала Сестрорецка). Безусловно, спокойнее заброситься в Сестрорецк и двигаться в сторону Питера. Поверьте, когда вы не опаздываете на последнюю электричку, ехать гораздо спокойнее и комфортнее. Мой муж Александр написал замечательную статью о том, как правильно передвигаться в электричке. Советую новичкам ознакомиться. Это довольно просто, поэтому не пугайтесь.
Сестрорецк мне показался крайне очаровательным городом. Так что обязательно оставьте время на прогулку (кто не собирается проезжать полностью маршрут). Тем более у Сестрорецка богатая и интересная история.
Итак, а мы покидаем Сестрорецк и едем дальше. Проезжаем Сестрорецкое кладбище и двигаемся по уже привычной нам дорожке мимо знаменитого Сестрорецкого болота.
Приморское шоссе плавно поворачивает налево – дорожка дублирует его. На дорожке знаков и разметки не наблюдается.
На самом деле, дальше дорожка очень очевидно «читается» на местности и идет непрерывно то удаляясь от Приморского шоссе, то приближаясь к нему. Дорожка вдоль шоссе одна и для пешеходов, и для велосипедистов. Поэтому, будьте осторожны.
Я не могу сказать, где после Сестрорецка Вы встретите первое обозначение велопешеходной дорожки (когда мы неслись в Питер, уже изрядно уставшие, я могла уже не обратить внимания). Да и на яндекс-панорамах не увидела. Впрочем, это и не важно. Альтернативы нет (кроме как ехать по Приморскому шоссе вместе с машинами).
Разметку и знаки я встречала только в районе Репино.
Важнее вопрос, где заканчивается велопешеходная дорожка?!
Вопрос несколько сложнее того, откуда начинается. Потому что, опять же, официальной информации никакой нет.
Как я уже писала в предыдущей статье, первую разметку на асфальте с обозначением велопешеходной дорожки, мы встретили в районе ресторана «Наша dacha» (Приморское шоссе, 448).
А первый знак – в самом Репино.
Однако, с Приморского шоссе мы свернули на дорожку (которая не прерывалась аж до Сестрорецка) - не доезжая пару километров до Смолячково, напротив пансионата «Восток-6».
Дорожка «перешла» на другую сторону дороги только один раз - буквально на 500 метров напротив санатория «Чёрная речка». Некоторые кстати считают завершение/начало дорожки как раз в районе Черной речки.
Что получается в итоге?
Велодорожка вдоль Финского залива (она же «велодорожка вдоль Финского залива», «велодорожка вдоль Приморского шоссе», «велодорожка Санкт-Петербург-Зеленогорск», «велодорожка Санкт-Петербург-Сестрорецк», «велодорожка Зеленогорск-Сестрорецк» и т.д. и т.п.) - ВОВСЕ НЕ ВЕЛОДОРОЖКА. Я бы назвала ее ВЕЛОМАРШРУТ с участками велосипедной дорожки, а также велопешшеходных дорожек.
На бОльшем своем протяжении официально она является скорее тротуаром, чем велопешеходной дорожкой (знаков кроме как в Репино и под развязкой - нигде нет).
Говорить, что это "самый длинный и безопасный вело-маршрут Петербурга" я бы не стала. Самый длинный - да. Но безопасный ли, если участками приходится теснится на обочине или вылезать на проезжую часть?
Стоит ли ехать тогда?
Однозначно, стоит!
Участки неприятные есть, но их не так много. На бОльшем своём протяжении это хорошо асфальтированная конструктивно отдельная от шоссе дорожка, с чудесными видами вокруг. Здесь можно встретить много единомышленников-велосипедистов.
В статье я отмечала, что участок от Сестрорецка до Зеленогорска – словно жемчужное ожерелье Финского залива с потрясающими достопримечательностями и другими местами притяжения: и усадьбы, и дачи, и экомаршруты, и разные объекты времён войны…
Можно проехать дорожку за один день, не заглядывая никуда (как, к сожалению, пришлось сделать нам). А можно растянуть удовольствие не на одни выходные, поэтапно проходя дорожку, забрасываясь на разные ж/д станции. Каждый выберет то, что ему хочется.
По пути множество мест для отдыха: лесополосы, пляжи, городские скверы и т.д. и т.п.
С магазинами тут проблем нет. С туалетом, полагаю, тоже не должно возникнуть (в застройке есть кафешки или общественные туалеты, ну а в лесном массиве – «зеленые остановки»).
Учтите, что в выходные в сезон пешеходов на дорожке может быть очень много. На участке Зеленогорск – Репино особенно, там дорожка прямо вдоль пляжа идёт. Под колёса вылетают, не смотрят вообще. Поэтому будьте острожны, не гоните. Чтобы не испортился отдых ни вам, ни другим.
Если попадете в хорошую погоду – виды на залив, звуки волн, пение птиц.... Атмосфера – просто потрясающая. Про неё не рассказать, её можно только прочувствовать самому.
Какие варианты?
Если вы не спринтер и не проедете 120 км за один день, не едете из Выборга (как мы, например), либо не собираетесь останавливаться на ночевку с палаткой, то ваш вариант – заброска на электричке. Это очень удобно, экономит время и нервы. Как я писала выше, спокойнее сначала заброситься, а потом возвращаться в нужном направлении не торопясь и не боясь опоздать на электричку.
С машиной, кстати, не всегда удобно. вам придется к ней возвращаться, кольцуя маршрут, либо возвращаясь тем же путем (что не так интересно).
Ж/д пути идут примерно параллельно Приморскому шоссе почти на всем протяжении дорожки, сильно отдаляясь от неё в сторону после Зеленогорска. Поэтому у вас всегда есть шанс уехать с ближайшей к вам станции. Главное, следите за расписанием, если чувствуете, что не осилите всю дистанцию. Электричек много, и они разные. Смысла здесь писать о них нет, смотреть надо по ходу дела.
Немного сориентирую по расстояниям, чтобы вы могли оценить и рассчитать свои силы.
Расстояние измеряю по предлагаемому мной маршруту в км В ОДНУ СТОРОНУ:
Лахта-центр – Сестрорецк (около 20 км).
Лахта-центр – Солнечное (около 30 км).
Лахта-центр – Репино (около 35 км).
Лахта-центр – Комарово (около 40 км).
Лахта-центр – Зеленогорск (около 45 км).
Лахта-центр – Чёрная речка (около 55 км).
Лахта-центр – Смолячково (около 60 км).
Собственно, это все, чем хотела поделиться. Буду рада, если в комментариях кто-то что-то добавит. Либо можете писать мне ВКонтакте с дополнениями, вопросами. Чем смогу – помогу =) Где неправильно – исправлю.
Желаю удачи в предстоящих путешествиях! Живите, кайфуйте, путешествуйте!
Спасибо за внимание!
Кто дочитал - тому бонус=)) Нарисовала трек в программе, его можно скачать по ссылке.
Источники:
1. https://alex-maisky.livejournal.com/10522.html
2. https://yandex.ru/maps/