Найти тему
Захар Прилепин

ТРЕВОГА. ПЕЧАЛЬ. МЫСЛЬ

Следующее общее место вульгарного антисоветизма – что культура того времени была нарочито оптимистична, что радость была навязчива, что человеку были противопоказаны: печаль, тоска, тем более – депрессия.

В депрессии действительно ничего хорошего нет, и советского человека осмысленно пытались отвлечь на более благое времяпрепровождение.

Тем не менее, соцреализм в целом владел полной палитрой чувств, умея передавать и задумчивость, и усталость, и скорбь.

Главное, чтоб не на пустом месте человек печалился или скорбел.

Итак, смотрим.

Здесь юная мать, родившая, судя по всему, вне брака, и отчуждение селян чувствуется даже по двум отдаленным фигурам; здесь ребёнок, уставший от работы по дому (судя по всему, не совсем, по нынешним временам, детской – за дровами бегала в валеночках, готовила что-то); здесь одинокая или обиженная женщина, жена баяниста; здесь бесконечно уставший агроном; здесь пришедшее в деревню страшное письмо; здесь ночной троллейбус с волнующей женской фигурой – посреди отчужденных серых спин; здесь преисполненный тяжелых предчувствий дед, держащий в руке газету «Труд»…

Впрочем, сами всё видите.

 Ольга Делла-Вос-Кордовская. «Юная мать». 1924
Ольга Делла-Вос-Кордовская. «Юная мать». 1924
Василий Дьячков. «Устала». 1956
Василий Дьячков. «Устала». 1956
Владимир Ельчанинов. «В школе». 1961
Владимир Ельчанинов. «В школе». 1961
Александр Бурак. «В ожидании». 1962
Александр Бурак. «В ожидании». 1962
Владимир Бичевой. «Агроном». 1967
Владимир Бичевой. «Агроном». 1967
Аркадий Пластов. «Письмо». 1971
Аркадий Пластов. «Письмо». 1971
 Борис Николаев. «Ночной троллейбус». 1974
Борис Николаев. «Ночной троллейбус». 1974
Николай Моргун. «Дед и внук». 1980
Николай Моргун. «Дед и внук». 1980
Александр Толкач. «Портрет отца». 1983
Александр Толкач. «Портрет отца». 1983
Валерий Кузнецов. «С победой, сынки». 1984
Валерий Кузнецов. «С победой, сынки». 1984