Найти тему

Институт

Часть 3. Учусь жить

За годы учебы мне пришлось жить в студенческом общежитии и на квартире. Поступив в институт мы должны были приехать в августе месяце для того, чтобы отправиться на сельхоз работы. Нас отправляли по колхозам Хакасии. Сейчас не помню названия того колхоза, куда нас привезли и поселили в дом на окраине села. В доме были в меленькой комнатке нары и кровати в большой. Я с несколькими девочками разместилась в маленькой. Мы были на уборке силоса и пшеницы. Силос мы разбрасывали в кузове машины. Он туда загружался через транспортную ленту комбайна. Пшеницу же лопатили на току. Кушали в столовой на полевом стане. Кормили очень хорошо. Но и денег мы не получали по завершении работ их высчитывали за еду. Меню было развеселым. Так всегда присутствовала «Маня каша!».

Здесь я впервые столкнулась с неизвестным для меня проявлением женского поведения. К нам стали вечерам приходить деревенские парни. Девочки завели знакомства. Потом начались какого-то рода драмы любит не любит. Потом стали закрывать на всякие запоры двери, а парни ломились. Стучали в окна, девицы верещали. Это меня очень расстраивала. Я не понимала их поведения. В конце концов, я вышла и развела этот клубок. Парней очень прогнала! Девиц разместила по кроватям и каким-то для меня теперь непонятным образом все угомонилось. Парни ушли. Девушки загрустили! А на следующий день девчонки мне сказали, что парни пообещали «Бугра вашего отлупим». Я спрашиваю «Какого бугра»

- Да тебя же!

-Привет, а что значит бугор?

-Начальник!

-Господи, да какой же я начальник, я и не думала причинять всем неудобства! Вы так визжали, что я решила вам помочь, защитить!

- «Если девочки так нужно, то пусть приходят, а вы продолжайте визжать! Мне в принципе до этого дела нет! Я просто думала, что они вас достали! Так что девушки вперед визжите дальше!!!»

Но после этого происшествия я все-таки побаивалась выходить теперь вечером, после работы, из этого жилища.

На втором курсе я попала в общежитие и это было очень для меня поучительно. В комнате нас было 5 человек. Особое место в ведении режима жизни, в комнате играла Валя Челякова. Она спортсменка-лыжница. Светлая, крупная, крепкая девушка с четким характером и умением подчинять себе окружающих, но просто без усилий, как – то было все понятно, что именно так и нужно поступать! Мы, благодаря Вале кушали дома, т.е. в общежитии. Готовили по очереди, с нами столовался и еще друг Вали с, он был и заготовителем продуктов, ходил по магазинам. Он учился в первую смену, мы во вторую. Однако обязанность дежурного была всегда накормить его завтраком. Это не оспаривалось и исполнялось каждым.

Мне посчастливилось два года жить в комнате с этой прекрасной, организованной девушкой. От нее я узнала о таком великолепном и тогда очень модном в кругу молодежи писателе Э. Хемингуэе. Тогда я в записную книжку записала о нем стихи. На стене у нас висел портрет этого мужественного и талантливого человека. В последствии я прибавила к портрету Э. Хемингуэя свои рисунки с озера Иткуль.

Гости – это более взрослые ребята с Валиной секции приходили в нашу комнату и достаточно высоко оценивали мои рисунки, называя их «эстампами», что мне не очень нравилось. Я не знала, что такое эстампы, и само слово для меня было каким-то укороченным.

Господь на протяжении многих лет моей жизни посылал мне очень умных для меня людей. К ним относилась и Валя. У нашей комнате еще жила Надя. Невысокая с довольно крупным бюстом, карими раскосыми глазами девушка. Он уже работала. Работал в геологических партиях связисткой, знала хорошо азбуку Морзе, на которой ей приходилось работать. Была, весела, общительна, но очень старательно училась, училась так, чтобы всегда была стипендия.

Однажды на всех постигла, как я тогда расценила беда. И вот Валя в этот момент нас всех организовала. Надя заболела туберкулезом в открытой форме. Ее положили в больницу. Валя организовала для нее дополнительное питание и наши посещения. А когда Надя выписалась и вышла из больницы, то у нас не было внутреннего страха перед ее проблемой. Валя всех убедила, что главное соблюдать гигиенический правила и все будет в порядке. Мы приняли эти условия, и Надя и мы продолжали дружно жить вместе дальше, заботясь о Наде и соблюдая принятые правила. И как это было важно для меня. Ведь в мою жизнь впоследствии тоже пришла эта болезнь – заболел мой муж, и когда мои приятели узнали об этой проблеме, они перестали с нами общаться. Но у меня был опыт, опыт этой мудрой девушки, не побоявшейся болезни и сумевшей создать вокруг Нади доброжелательную заботливую атмосферу.