Большинство книг и фильмов о космосе представляют конфликт между двумя межпланетными цивилизациями как аналог подобного же конфликта на Земле. Лишь место действия переносится с нашей планеты в безвоздушное пространство. Например, космические сражения в «Звездных войнах» берут за аналог воздушные бои Второй мировой, либо же огромные корабли действуют по логике морских линкоров, будто космос это море. Однако подобная картина выглядит странно. Если цивилизация достигла такого уровня развития, что смогла выйти в космос большой армадой, да еще эту армаду доставить в соседнюю Галактику, разве не будет в ее запасе технологий еще более разрушительных, чем футуристические аналоги современных нам пушек и пулеметов?
Именно об этом задумался знаменитый польский автор-фантаст Станислав Лем. Его небольшое эссе «Новая космогония» как раз моделирует сценарий военного взаимодействия космических цивилизаций высокого уровня развития. Согласно ему, таким цивилизациям даже не нужно двигать никуда никакие флоты и ни в кого стрелять. Как же они тогда справляются с угрозами?
Что думает Лем
Одна из самых странных загадок космоса - его молчание. Нигде астрофизики не видят следов воздействия на мир высших цивилизаций. При взгляде в телескоп Вселенная кажется безжизненной. А не должна бы, если допустить, что цивилизации, подобные нашей, экспоненциально растут, осваивая целые Галактики. Ну уж какие-то следы деятельности по освоению космоса мы должны были бы заметить, верно?
Необязательно. По подсчетам физиков, возраст Солнечной системы - 5 миллиардов лет, а всей Вселенной - 12 миллиардов. Получается, где-то существуют звезды и системы старше нашей. Допустим, что в этот период где-то развилась цивилизация, похожая на нашу, а затем продолжила развиваться на протяжении миллиардов лет. Возможно, она смогла бы освоить энергию звезд, и тогда объекты, вроде пульсаров и квазаров, есть результат их прошлой деятельности. Однако подобное освоение достижимо в пределах тысяч лет, а мы говорим про миллиард. Так вот, по Лему, миллиардолетние цивилизации не будут заниматься такой ерундой, как превращение звезд в оружие или колонизировать Галактику. Вместо этого они будут преобразовывать сами законы Вселенной.
Наша, еще в пеленках, цивилизация воспринимает законы физики и окружающий мир как данность. Однако что если цивилизации, возникшие до нас, преобразовали космос так, чтобы «запереть» нарождающиеся миры - потенциальных конкурентов и врагов - внутри звездной системы и не дать им выйти на галактический уровень? Лем называет это Космогонической игрой, а цивилизации - Игроками. Так вот, Игроки высокого уровня установили несколько барьеров в сами законы физики.
Первый - скорость света. На нее установлено ограничение в 300 000 км/с. Для достижения такой скорости требуется почти бесконечная энергия. Однако без достижения такой скорости никакой Игрок не сможет выйти за пределы своей звездной системы и связаться с другими Игроками - уж слишком велико расстояние. Этот барьер не преодолеть. Второй барьер - необратимое время. Нельзя отправиться в прошлое и отменить действия других Игроков. Наконец, третий барьер - расширение вселенной. Разбегание галактик лишь увеличивает расстояние между Игроками, что опять же не позволяет им создавать сообщества.
Таким образом, цивилизация высокого уровня даже не должна применять агрессию, чтобы остановить более слабого конкурента. За нее это делает сам мир, а точнее, установленные ей в этом мире законы физики. Даже если бы два Игрока смогли наладить связь друг с другом, сообщения из галактики в галактику доходили бы с большим запозданием (от тысячи лет) и были бы неактуальны на момент получения.
Но что же сами высокие Игроки? Разве им не мешают эти ограничения? Так в том и дело, что эти цивилизации добровольно ограничили всякую форму контакта, а следовательно, и возможного конфликта, просто чтобы предупредить любые военные действия в масштабах космоса. Представьте, что было бы, если скорость движения увеличивалась сообразно вложенной энергии без ограничений. Тогда любой Игрок бы стремился получить как можно больше энергии, и началась бы огромная гонка вооружений в масштабах всего космоса. А сама Вселенная стала огромным полем непрекращающихся битв.
Изменение законов физики звучит как фантастическая вольность, но оно уже доступно и нам в современности. Эффект наблюдателя в квантовой физике является отличным примером. Наличие наблюдателя меняет состояние квантовой системы. Как пример - квантовый эффект Зенона показан на анимации ниже.
Для чего Игроки это делают и каков их дальнейший план? Не жить ведь все время в мире с такими ограничениями? Лем справедливо рассуждает, что разум цивилизаций такого уровня, которые меняют сами законы мира, мы понять не можем. Скорее всего, они уже вышли за пределы биологии и являются огромными автоматизированными системами, которые интегрированы в саму Вселенную непостижимым для нас способом.
Не только Лем
Идею Лема о том, что законы физики не есть данность, отлично развил современный китайский фантаст Лю Цысинь. Его знаменитая трилогия «Воспоминания о прошлом Земли» как будто навеяна чтением «Новой космогонии» Лема. Тогда как у польского писателя это небольшое эссе, Лю Цысинь разворачивает целое эпическое полотно из концепции: «Что, если бы космические цивилизации воевали с помощью законов физики».
Впрочем, у китайского фантаста цивилизации, населяющие космос, далеко не стремятся к миру. Они изменяют законы физики для войны друг с другом. Например, в книге «Вечная жизнь смерти» описывается техника понижения трехмерного пространства в двухмерное - таким образом через «свертывание» космического полотна уничтожаются целые звездные системы. Сами атакующие могут скрыться в измерении повыше, а сама Вселенная, по Лю Цысиню, была когда-то десятимерной. Злоупотребление подобными атаками и понизило ее до видимого нам трехмерного пространства.
Скорость света также используют, но как оборонительное оружие. Цивилизации создают целый ряд черных дыр, чтобы не дать пройти врагу. Все, что попадет в черные дыры, не сможет выйти обратно. Создание таких укреплений равномерно по всей Вселенной понижает скорость света глобально, и именно поэтому она имеет такое ограничение. А в момент зарождения Вселенной свет распространялся с бесконечной скоростью.
Есть цивилизации, которые действуют «мелочно», даже сказать, по-варварски. Вот они уже неделикатно палят по другим мирам. Но делают это не с помощью огромного флота, а гораздо более эффективно. Скажем, звездную систему конкурента они могут уничтожить, запустив в сторону солнца небольшой объект (Лю Цысинь называет его «фотоид») на околосветовой скорости. Как мы знаем, при такой скорости объект имеет почти бесконечную массу, а потому столкновение со звездой приведет к ее уничтожению, а заодно и всех планет в этой системе.
Есть также другой «неделикатный» способ на случай, если слабая цивилизация решит поиграть в «Звездные войны» и отправит навстречу флот, скажем, на атомных двигателях. Тогда можно отправить на встречу с ними управляемый снаряд, атомы которого соединены через так называемое сильное ядерное взаимодействие. Прочность такого снаряда превысит прочность самого твердого материала в Солнечной системе в сто раз. Такой снаряд продырявит атомные двигатели и, будучи управляемым, выведет из строя весь флот за считанные часы. Капитаны кораблей даже не поймут, что произошло.
Конечно, понижение пространства, создание черных дыр и стрельба снарядами со скоростью света кажутся нам сущей нелепицей с точки зрения современной физики. Но теперь представьте, если бы к Чингис-хану в его эпоху с помощью машины времени отправился современный военный с атомной бомбой под мышкой. Не сочли бы монголы его сумасшедшим, а его оружие - невозможным? А ведь между этими цивилизациями разница чуть менее тысячи лет. В таком случае, можем ли мы представить, на что способны Игроки, обгоняющие нас в развитии на миллионы или миллиарды лет? Едва ли.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.