По-видимому, я отстала от жизни. Недавно довелось ехать на такси. Поездка была короткой, к концу пути на счетчике светилась стоимость поездки- 65 рублей. Я протянула таксисту сотенную купюру.
-Поездка стоит 165 рублей,- сказал таксист.
Странно. На счетчике по прежнему светилось число шестьдесят пять.
-У нас в "час пик" дороже,- объяснил водитель.-Разве диспетчер вас не предупредил?
Не знаю. Девушка произнесла что-то тихо и скороговоркой, расслышать сказанное мне не удалось. Зато номер машины и время ожидания назвала громко и четко. Логично предположить, что меня предупреждали. Я отдала, сколько требовалось, и уточнила:
-А когда у вас наступает "час пик"?
-Когда вызовов хватает.
Ага. Значит, ко времени это не привязано и час пик может быть в любое время. И даже если вызовов немного, как пассажиры могут это узнать?
С тех пор, как вышла на пенсию, на такси я ни разу не ездила, так что решила позвонить сыну и узнать: действительно ли за это время всё так изменилось?Оказалось, да. Такси поднимало плату, когда считало это нужным.
-Но ведь в 2,5 раза! Не многовато ли?
-Видимо, они так не думают. Руководствуются принципом: "Хочешь ехать? Плати. Не нравится цена, езди автобусом".
С одной стороны, логично. А с другой? Почему бы не пойти дальше, не распространить полезный опыт на другие сферы деятельности? Стоимость 95-го бензина в среднем 55 рублей, значит, в час пик он должен стоить 140, в 2,5 раза дороже. Стоимость литровой бутылки молока 100 рублей? Пусть так и будет в 12:00, когда в магазинах одни пенсионеры. А в 17:00, когда люди идут с работы и в магазинах полно народа,- 250 рублей. И так далее. Каждый может представить себе свою профессию и увидеть, когда у него час пик и на что можно поднять цены. Только сдается мне, что подобные действия идут вразрез с законами экономики. Все-таки стоимость товара (услуги) должна быть экономически обоснованной и зависеть в случае с такси от стоимости бензина, стоимости ремонта, амортизации машины, зарплаты таксиста и пр. объективных вещей, а не от банального желания поиметь тех, кому очень надо ехать. Чтобы не случилось вот так:
Скажете, так не бывает? Не бывает. А по другому бывает. Расскажу историю грехопадения моего однокурсника Михаила. Знаю, что большинство людей осудят и не поймут, но из песни слова не выкинешь.
Михаил был одним из лучших студентов на курсе и стал хорошим врачом. Больные стремились попасть к нему на консультацию. Он никому не отказывал и денег за консультации не брал. Врачам в СССР такое и в голову не могло прийти.
А потом началась перестройка. Цены начали расти, как на дрожжах, а наши зарплаты нет. Все стали нищими. Тем более, что и платить зарплату стали не каждый месяц. Выживали, кто как мог. Михаилу повезло. Его жена работала инженером на крупном заводе. Зарплату задерживали и там, но зато на заводской территории был магазин, где сотрудникам завода отпускали продукты в долг. С небольшой наценкой, правда, но это позволяло продержаться до очередной зарплаты.
Потом жену сократили, а другой работы не было. Зарплаты Михаила на семью с двумя детьми категорически не хватало. Он пытался найти подработку, но не смог. Жили, как все, сажали картошку и выживали только благодаря ей. Но только выживали. Кое-кто советовал Михаилу брать деньги за консультации: он консультировал в свое свободное время просто по доброте душевной. Михаил не мог. Даже когда сын дважды упал в голодный обморок. Все-таки картофельная диета совсем не сбалансирована и на молодой растущий организм не рассчитана. Шло время.
Дочка Михаила училась в одиннадцатом классе и собиралась поступать в институт. Только вот химия у неё не то чтобы хромала, но слегка прихрамывала. На семейном совете решили: девочке нужен репетитор. Навели справки. Знакомые порекомендовали учительницу, которая подтягивала учеников по химии. Оплата- 15 рублей за академический час. В неделю выходило 60 рублей, за месяц- 240 рублей. Зарплата Михаила- тысяча, но платят раз в три месяца. Оставался мизер, Тем не менее семья решила потерпеть, ведь это всего несколько месяцев. И картошка в погребе есть. Зато девочка поступит. Не возражал даже вечно голодный сын. На следующий день Михаил позвонил репетитору.
-Я согласна,- сказала женщина.- Плата за академический час- 25 рублей.
-Как- двадцать пять? Вы же брали пятнадцать всего два месяца назад!
-Вот именно. Два месяца назад. А что вы хотели? Цены растут. А я- специалист с высшим образованием. Будет смешно, если я буду брать меньше.
Михаил задумался. "Надо же, как сказала:"Я- специалист с высшим образованием". А я? И я с высшим. Мне платят тысячу за работу на 1,5 ставки в течение месяца. Вместе с дежурствами выходит приблизительно 250 часов. Четыре рубля в час! Она- хороший специалист, её рекомендуют. Так ведь и я хороший. И меня рекомендуют. Где мне взять столько денег?".
-Соглашайся,- сказала жена.- Мне пока пособие в центре занятости платят. Немного, но как-нибудь выкрутимся.
Михаил согласился. На следующий день к нему в кабинет зашла эффектная молодая женщина в норковой шубке и попросила о консультации.
-Много я заплатить не смогу, я учительница,- сказала она.
Учительница?
-Знаешь, меня будто какой-то темной волной накрыло. Я впервые взял деньги с пациента,- сказал однокурсник.
Нехорошо? Да. А когда дети падают в голодный обморок- хорошо? Он научился брать. Немного и не со всех, но всё-таки.
И опять прошло время. Дочь Михаила давно закончила университет, сын взрослый. Михаил по прежнему консультирует, но денег не берет. Ни с учителей, ни с сантехников.