Есть такое мудрое изречение, автор которого, если не ошибаюсь, Л.Н.Толстой:
"Делай что должно, а там будь, что будет..."
Конечно, не просто бывает сказать, что именно и как именно "должно" делать.
Тут многое, если не всё, зависит от уровня образования и общего интеллекта человека, но еще больше - от его морально-нравственного состояния. Ведь именно морально-нравственным уровнем человека при прочих равных определяется то, какие цели он ставит перед собой, и какими методами он будет этих целей достигать.
И вот с этой точки зрения к российской элите накопилось множество самых нелицеприятных вопросов.
Этого не может отрицать самый распатриотичный российский патриот. Да что там "отрицать"! Именно от так называемых "патриотов" чаще всего и приходится слышать тяжкие упреки в адрес "плохих бояр", которые плохо и медленно строят отечественные заводы и фабрики, но очень быстро и эффективно - по-стахановски, ударными темпами! - строят свои личные "свечные заводики".
В том числе и в странах невероятно вероятного противника.
Собственно говоря, водораздел между условными "патриотами" и не менее условной "оппозицией" пролегает, похоже, как раз по линии между Царем и боярами.
"Патриоты" считают, что в неудачах и провалах страны виноваты (кроме проклятых пиндосов, разумеется) "плохие бояре". Иногда "патриоты" дежурно бросают какашки в "пятую колонну", но в нее они записывают зачастую более или менее значительную часть всё тех же "плохих бояр".
"Оппозиция" же считает, что во всём виноват "плохой царь".
И это притом, что трудно найти более бестолковую затею, чем бодание по вопросу "что было вперед - курица или яйцо".
Тем не менее сейчас РФ находится в стадии, хотелось сказать "уникального", но на самом деле совершенно не уникального исторического эксперимента. А именно - вся оппозиция в стране уничтожена, вырублена под корень, закатана в асфальт, и далее мы все вместе будем посмотреть, к чему страну приведут так называемые "патриоты" во главе с хорошим патриотичным Царем, которого некоторые горячие патриотические парни и вовсе называют "единственным патриотом" в Отечестве.
Не сегодня приведут, и не завтра, а через год, три, пять, десять лет, ибо цыплят, как известно, по осени считают...
Но вернемся к тому, что должно.
Откуда "ноги растут"?
Мы примерно знаем, как устроено промышленное производство на Западе, и теперь уже даже и в Китае. Уже даже и в Китае серьезные объемы сложной высокотехнологичной продукции - от телефонов и автомобилей до космических аппаратов - производится крупными частными компаниями, хотя в Китае в отличие от Запада отдается дань "социалистическому" прошлому, поэтому значительную долю высокотехнологичного промышленного производства составляют государственные корпорации.
На Западе же всё, от гвоздей и женских прокладок до перспективных космических аппаратов, производится главным образом частными компаниями - от мелких и очень мелких до крупных и очень крупных вроде "Боинга" или той же "SpaceX" имени Илона Маска.
И вряд ли стоит особо останавливаться на разнице в эффективности подходов, поскольку все мы знаем, где Илон Маск со своими космическими аппаратами, а где Рогозин со своим знаменитым "батутом", получивший в свои руки богатое наследство советской космической индустрии.
Если говорить точнее, то где Рогозин мы уже даже и не знаем - настолько мощный пинок под зад получил главный батутчик страны за какие-то неназванные прегрешения, о которых мы можем лишь догадываться, ибо с первой космической скоростью из теплого насиженного кресла главы "Роскосмоса" просто так, без серьезной причины, не вылетают.
Возможно, как у нас это всегда бывает, "внезапно" выяснилось, что на должности главы Роскосмоса надо работать не только языком, и не только на свой личный карман...
И вот, казалось бы, всё ясно - в стране нужно создавать частные компании, и они покажут кузькину мать ихним илонам маскам! Вот что должно!
Так примерно и думали (во всяком случае, говорили) высоколобые либеральные мыслители, под знаменем которых и был разрушен Советский Союз.
Дескать, раздадим вчерашним трудным подросткам бывшую "общенародную" собственность, и они, не вложив в эту собственность ни копейки своих денег, и получив с нее бешеные бабки, вдруг каааак проникнутся духом созидания!
Но довольно быстро выяснилась проблемка: как бы не рассаживались Осел, Козел, Косолапый Мишка и Проказница Мартышка в новомодных офисах; как бы они ни называли свои доморощенные АО, ЗАО, ОАО, ООО и прочие "структуры", ничего более путнего, чем китайский "Йотафон" или китайский "Москвич" с российской наклейкой сделать они не могут.
По одной простой причине.
Видите ли, бизнес это не вывеска на офисе, не малиновый пиджак и не золотая цепура с новомодным крестиком на шее вчерашнего комсомольца-атеиста.
Бизнес ("дело" по-русски) - это прежде всего культура. Многовековая деловая культура, которая имеется на Западе в силу исторических причин, и которой нет в России в сил тех же, хотя и очень специфических, исторических причин.
Так уж сложилось, что в первой трети XX века бизнес как таковой, в цивилизованном смысле этого слова, был физически истреблен большевиками в бывшей Российской Империи. Всё от гвоздей до космических кораблей в СССР производилось только и исключительно государственными предприятиями в рамках командно-распределительной плановой системы, а любые формы частной предпринимательской деятельности были не просто запрещены, а даже и криминализированы и де-юре, и де-факто.
Какое-то время можно было еще "торговать кулубнику выращенную собственными руками", как это делал Папанов в незабвенном фильме "Берегись автомобиля", но даже и такая деятельность относилась к числу "социально неодобряемых", а за более крупные "дела", относящиеся на Западе к совершенно легальной предпринимательской деятельности, в СССР и вовсе можно было угодить за решетку.
Таким образом, "частный бизнес" в СССР был представлен в основном так называемыми "барыгами", которые извлекали прибыль на свой частный карман не из легального производства товаров или услуг, а из подпольной экономической деятельности, которая чаще всего принимала форму жульничества и спекуляции, для чего пороки советской экономической модели создавали весьма питательную почву.
Другую часть подпольного советского "бизнеса" составляли так называемые "цеховики", которые на советских предприятиях, чаще всего производящих ширпотреб, создавали подпольные цеха, производящие неучтенную продукцию из поставляемого на предприятия по линии Госплана государственного сырья. Они использовали различные виды махинаций с этим сырьем, затем продавали произведенную таким образом "левую" продукцию по своим криминальным каналам, а выручку, естественно, клали себе в карман, сказочно обогащаясь (по советским меркам).
Простые советские трудящиеся, разумеется, могли видеть уровень жизни этих людей, сравнивать этот уровень со своим уровнем жизни честных тружеников, и постепенно среди всех советских людей стало распространяться убеждение, что "от трудов праведных не наживешь палат каменных", и будешь только прозябать в нищете. И что сами такие понятия как "ум", "честь" и "совесть" не стоят ровным счетом ничего, а являются лишь посмешищем для тех, кто "умеет жить".
Так СССР и дошел до моральной катастрофы, за которой немедленно последовала и "крупнейшая геополитическая катастрофа", поскольку всякая разруха, как известно, начинается в головах.
В итоге мы имеем, что имеем.
Из криминальных и полукриминальных барыг, фарцовщиков и цеховиков (плюс "комсомольцы" и "коммунисты", заполнившие к концу СССР ряды КПСС и руководяящие органы ВЛКСМ из рафинированных карьерных соображений), которые размножились и, слившись с морем уголовщины из советских тюрем и лагерей, поглотили в конечном счете СССР, и сформировался класс т.н. "российских бизнесменов".
Эти "новые русские", естественно, оказались пропитаны вовсе не культурой цивилизованного бизнеса, а криминальной субкультурой. И случилось так потому, что частная предпринимательская деятельность в СССР была объявлена вне закона, и поэтому ею занимались в основном люди соответствующего криминального склада.
Таким образом, после распада СССР других бизнесменов взять было просто неоткуда.
И в силу такой "специфики" эти люди просто не способны ставить перед собой большие созидательные цели. И процесс производства чего-либо высокотехнологичного в серьезных объемах они организовать тем более не могут - их моральный и интеллектуальный уровень находится сильно ниже этой планки, не выходя по больше части за рамки коллективного инстинкта личного обогащения любой ценой наподобие коллективного инстинкта термитов, точащих доступную им конструкцию из древесины.
Редкие исключения лишь подтверждают общее правило.
Российские "бизнесмены" как класс, коллективно, могут только то, чему научились во времена советского барыжно-фарцовочного, а то и бандитского прошлого. То есть не созидать ценности, а высасывать бабло в меру своего специфического низкого интеллекта и морально-нравственного состояния из ценностей, созданных другими.
То есть это вполне себе такой паразитический класс с повадками классических эксплуататоров, описанных Марксом.
Тот самый случай, когда
"Хотели предостеречь, да научили.."
"Барыжно-фарцовочная" идеология российского "бизнесмена", впитанная с молоком советской матери, заставляет его чувствовать себя даже немного "ущербным", если ему не удается где-то в чем-то словчить - даже порою без особой нужды! - и получить тем самым не заработанные деньги.
В этом он и видит и свою "доблесть", и свой "успех" - получить много денег, затратив мало труда.
Труд отечественный "бизнесмен" считает уделом "лохов".
Но хуже всего даже не это, а то, что словосочетание "честный бизнесмен" в отечественной культуре воспринимается как оксюморон!
Недалеко от этих "бизнесменов" ушел и отечественный чиновничий аппарат. Секрет Полишинеля заключается в том, что чиновники, начиная с определенного (не очень высокого) уровня, являются по совместительству и "бизнесменами", извлекающими личную выгоду из своего служебного положения.
Эта "практика" и вовсе уходит в глубины российской истории и теряется из виду во тьме веков где-то в районе татаро-монгольского ига.
И всё бы хорошо (особенно после посадки Навального), но тут внезапно (как всегда на Руси Великой!) выяснилось, что все эти люди, как та "Стрекоза" из басни Ивана Андреевича Крылова, "лето красное пропели", отлично погуляли в "тучные нулевые", прекрасно набили свои личные карманы, но "оглянуться не успели", как уже "зима катит в глаза".
Вдруг выяснилось, что еще немного, и России станет не на чем летать!
Что делать?
А делать нечего.
России ничего не остается, кроме как пытаться возрождать те подходы к промышленному производству, которые существовали в СССР.
То есть опираться практически целиком на государственные предприятия и корпорации, а не на полукриминальных "бизнесменов".
Может, это и не так эффективно, как у глобальных геополитических конкурентов, но ничего другого у России нет и в обозримой перспективе не будет.
И с этим многие в РФ связывают свои надежды на возрождение былого могущества Державы, хотя уже не до жиру, быть бы живу.
Во многом именно поэтому эпопея создания перспективного российского авиалайнера МС-21 будоражит воображение и надежды многих россиян.
Проблема только в том, что советское производство, доставшееся России по "наследству", и которое решили возрождать, это вообще не про экономическую эффективность, и не про движение в ногу со временем, не говоря уже об опережении времени.
Это вполне себе символ "раскайфованности" советской власти, обеспечившей себе, как ей казалось, абсолютную неуязвимость, в результате чего она перестала "стричь ушами" и "держать нос по ветру".
В итоге советская политическая элита, все больше отдалявшаяся от реальности и загнивающая, проворонила и упустила к середине 80-х годов прошлого века все основные тренды мирового развития, что в конечном счете привело советскую власть к крушению.
Что делается?
Как бы там ни было, создающийся на советских основных фондах при советских же, во многом, подходах самолет МС-21 медленно, но верно приближается к стадии выхода на коммерческие авиалинии.
Правда, сроки всё время сдвигаются "вправо". Сперва первые самолеты передать авиакомпаниям обещали в далеком уже 2019 году, теперь уже - к концу 2024-го.
Теперь в российских СМИ начали раздаваться голоса сомнений и по планам до 2030 года.
В своих публикациях мы освещали некоторые недавние этапы продвижения проекта МС-21 - например здесь, здесь или здесь.
Нечего и говорить, новости об успехах проекта, конечно, радуют, особенно новости о быстром решении проблем с "импортозамещением".
С другой стороны, возникает легкое недоумение и терзают смутные сомнения.
Если вообще так легко решить проблемы авиационного производства собственными силами, то почему с самого начала МС-21 не был сделан целиком отечественным, и при этом гораздо быстрее?
Не может ли однажды обнаружиться, что "импортозаместители" пошли по проторенному уже пути "Йотафона" и нового "Москвича"?
"Свечку", впрочем, мы, как говорится, "не держали".
Может, в нашей авиаотрасли действительно гений на гении сидит и гением погоняет, просто их гениальность все предыдущие годы и десятилетия дремала, а тут внезапно пробудилась от новых постановлений Партии и Правительства.
Партия и Правительство, меж тем, не дают заскучать.
Вот что пишет не какая-нибудь оппозиционная газетенка, а самая что ни на есть "Комсомольская правда", никогда ранее не замеченная в каких-либо сомнениях насчет светлого будущего нашей Родины. Материал начинается буквально следующими словами:
"Хотите - верьте, хотите - нет, но в ближайшие восемь лет в России должны произвести около тысячи самолетов. Полностью отечественных. И чтобы ни одного винтика и уж тем более двигателя американского там не было..."
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/70.5/4605500/
И хочется спросить авторов и редакцию КП - это что еще такое?! Что это за "хотите верьте, хотите нет"?! Верьте, и точка!
Но нас на этот счет газета не спрашивает, и далее в статье авторы подробно рассматривают правительственную программу развития отечественной авиации до 2030 года, и перечисляет все проблемы, которые предстоит (только предстоит, предыдущих 20 лет было недостаточно!) преодолеть.
И от этого рассмотрения, от тона, в котором написана статья, складывается впечатление, что и само это патриотическое издание не очень-то верит в возможность решения этих проблем теми же людьми, которые не смогли ничего сделать в куда более благоприятной обстановке.
Будущее, впрочем, покажет, достаточно ли сильно клюнул "жареный петух" кого надо куда надо, или всё еще впереди.
Мы же будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.
Берегите себя, и своих близких.
До встречи!