53,8K подписчиков

Этот тепловоз можно купить на авито! Почему не сложилась судьба у российско-американского тепловоза ТЭРА1?

2,6K прочитали

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье я расскажу про тепловоз ТЭРА1, разработанный совместно с американцами в не самые простые для нашей страны времена. Тем не менее, даже несмотря на использование «качественного западного оборудования», в серию этот тепловоз не пошёл, произведено было всего два экземпляра, но обо всём по порядку.

Автор: Кирилл Островский
Автор: Кирилл Островский

«Тепловоз с американским сердцем»

К 1998 году, когда срок службы тепловозов «советского наследия» стал подходить к концу, в стране озадачились производством новых локомотивов. И если, в случае с электрической тягой, за помощью обращались к европейцам (чехословацкие электровозы во времена Советского Союза, а также «Сапсаны» и «Ласточки» сейчас), то вот в тепловозах и дизелях для них хорошо смыслили за океаном, поэтому в качестве партнёра были выбраны США и известная компания «General Motors».

Тепловоз ТЭРА1 (сие необычное обозначение расшифровывается как Тепловоз с Электрической передачей Российско-Американский, 1-секционный), в количестве двух экземпляров, был построен на Людиновском заводе в 1998 году. ТЭРА1 представлял собой магистральный односекционный тепловоз с мощностью 16-тицилиндрового дизеля 3063 кВт и тяговой передачей переменно-постоянного тока. Предназначался для замены устаревающих тепловозов М62.

Тяговая передача переменно-постоянного тока означает, что в качестве генератора используется синхронный генератор переменного тока, а двигатели - коллекторные постоянного (а точнее - пульсирующего) тока. Для того, чтобы преобразовать переменное напряжение с генератора в постоянное - используется выпрямительная установка. К слову, и тяговый генератор, и генератор собственных нужд, и выпрямительная установка - всё импортное.

Автор: Serg73
Автор: Serg73

Ходовая часть представляет собой две четырёхосные тележки, спроектированных на основе тележек маневрового тепловоза ТЭМ7. Тепловоз показал хорошие характеристики на испытаниях, однако, серийно выпускаться это ему не помогло.

Проблемы с серийным выпуском

После выпуска первых двух экземпляров, предположительно, начались проблемы то ли с поставкой, то ли с выпуском комплектующих. В первом случае, эту проблему можно связать с начавшимися разногласиями США и России. Всё таки, 1998 год - бомбардировки Югославии блоком НАТО и «Петля Примакова», а также экономические проблемы внутри России.

ТЭРА1 на площадке Дулевского красочного завода в Московской области. Взято с railgallery, автор - i_._.artem._._i
ТЭРА1 на площадке Дулевского красочного завода в Московской области. Взято с railgallery, автор - i_._.artem._._i

Так или иначе, всего два тепловоза с американским оборудованием были построены. Один из них (ТЭРА1-001) - эксплуатировался на путях промышленных предприятий, владельцем являлось АО «Сибур-Транс». Второй же тепловоз вообще не эксплуатировался, ныне стоит на площадке Дулёвского красочного завода. Его пытаются продать, даже есть объявление на Авито. Стоимость этой радости - 130 миллионов рублей.

В объявлении даже написано - «не был в эксплуатации»
В объявлении даже написано - «не был в эксплуатации»

Что касается того, почему хотя бы два тепловоза не стало эксплуатировать МПС, а после ОАО «РЖД», то ответ довольно простой - эксплуатировать всего два тепловоза просто экономически нецелесообразно, особенно если «начинка» - импортная. Это требует обучения персонала, а также налаженного канала поставки иностранных комплектующих, что для всего двух тепловозов этой серии - просто неэффективно.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье я расскажу про тепловоз ТЭРА1, разработанный совместно с американцами в не самые простые для нашей страны времена.-5