Найти в Дзене
Про джаз

Джазовый музыкант Эндрю Хилл и его собственная вселенная

Andrew Hill. 2006
Andrew Hill. 2006

Пианист и композитор Эндрю Хилл (Andrew Hill) является одним из самых ярких и одновременно загадочных музыкантов в истории послевоенного джаза. Музыкальный критик Джон Фордхэм говорит о нём, как об «уникально одаренном композиторе, пианисте и педагоге», хотя «большую часть своей карьеры он был известным лишь внутри джазового мира».

Будучи великим и даже новаторским композитором и пианистом, он как-то  затерялся в суматохе фри-джазовой революции 1960-х. В то время как многие из его современников полностью отказывались от ритмических и гармонических техник бопа и хард-бопа, Эндрю Хилл работал над расширением их возможностей; его творчество было революцией изнутри и нашло своих многочисленных поклонников гораздо позже.

Если большая часть самого захватывающего джаза 1960-х была почти алеаторической, то Эндрю Хилл, с другой стороны, демонстрировал решительное владение своими материалами, какими бы абстрактными они иногда ни были. Сочиненные им мелодии были запутанными, а ритмически и гармонически сложные мелодии, такие как “New Monastery” с его альбома Point of Departure, демонстрируют изысканность, порожденную мастерством, а не случайностью. Как пианист Эндрю Хилл обладал плавным мелодизмом и эластичным чувством времени. Как и в его сочинительстве,  так и в его игре всегда присутствовала атмосфера спонтанности и  практически отсутствовали клише.

Эндрю Хилл создал уникальную смесь хроматических ходов с модальной, а нередко, и со свободной импровизацией. Хотя его музыку часто называют джазовым авангардом, она имеет мало общего с атональными импровизациями Сесила Тейлора. Его ранние работы, такие как Point of Departure, с участием Эрика Долфи, показывают желание двигаться вперед, не порывая, однако, с традициями предыдущих десятилетий джазовой истории. Некоторые его композиции могут быть задумчивыми, при этом в своей игре он зачастую шёл против ритмической картины. Вообще ритмическая и гармоническая сложность была отличительной чертой его композиций и выступлений.

«Личность Эндрю была такой же волшебной и сложной, как музыка, которую он сочинял и исполнял», написал о нём основатель и продюсер рекорд-лейбла  Blue Note Альфред Лайон.
Andrew Hill. 2006
Andrew Hill. 2006

За свою почти полувековую карьеру композитор, пианист и руководитель ансамбля Эндрю Хилл приобрел международную известность в мире джаза благодаря творческому письму и своей уникальной оригинальной музыке , которая поочередно становится тёмной, хрупкой, забавной, резкой, незабываемо мелодичной, перкуссионной, проницательной, уклончивой, прозрачной и таинственной. С выпуском в 2000-ом году своего первого за десять лет альбома Dusk (Palmetto Records), который был назван лучшим альбомом 2001 года журналами Down Beat и Jazz Times, Хилл достигает очередного пика, сравнявшись с вершинами сочинительства и сотрудничества, которых он достигал в 1960-х годах с такими новаторами, как Эрик Долфи, Кенни Дорэм, Джон Гилмор, Рой Хейнс, Джо Хендерсон, Бобби Хатчерсон, Элвин Джонс, Сэм Риверс, Тони Уильямс и Реджи Уоркман, с которыми он сотрудничал, работая чаще всего для лейбла Blue Note Records.

Сборник композиций для секстета, вдохновленный творчеством Джеймса Кейна, классическим сборником рассказов и стихотворений Джина Тумера, изданного во времена гарлемского ренессанса, Dusk представляет собой новую отправную точку секстета виртуозов Хилла и зрелое видение артиста, который всегда процветал вне прожекторов славы, чтобы лучше видеть, слышать, чувствовать и творить без её настойчивого внимания. В возрасте 63 лет Хилл был особенно рад тому, что к его безупречной, неуловимой музыке появился новый интерес — его дразнящий, просто недоступный пониманию лиризм, его импровизации, имитирующие мыслительные процессы, его темы, которые сочетаются так же естественно, как ночь опускается к концу долгого дня.

За ним последовали A Beautiful Day в 2002 году, Passing Ships в 2003 году и Black Fire в 2004 году, а также солидная серия переизданий Blue Note его работ 60-х, которые включали бонус-треки и новые вкладыши. Его альбом 2006 года Time Lines воссоединил его как с трубачом Чарльзом Толливером, так и с лейблом Blue Note. Хилл также участвовал в биг-бэнде из 17 человек, а выступление в январе 2002 года в нью-йоркском Birdland было снято и записано Palmetto для будущей трансляции.

Ниже приведён краткий обзор жизни и творчества этого оригинального творца, которого критики и коллеги неизменно называли  гением и мастером.

Эндрю Хилл родился в Чикаго (несмотря на распространённую годами ошибочную информацию о том, что он приехал туда в раннем детстве со своими родителями из Порт-о-Пренса, Гаити), вырос в самом сердце чёрной Южной части этого города и начинал с игры на аккордеоне и чечётки возле ночных клубов и театров своего района. Там его заметил великий Эрл "Фатха" Хайнс, которому понравилось то, что он услышал, и он сказал юному Эндрю: "Я должен быть твоим учителем". Аранжировщик-тромбонист Стэна Кентона, Билл Руссо также поддержал Хилла и познакомил его с немецким композитором-теоретиком музыки в изгнании Полом Хиндемитом, который исправил нотацию зарождающегося, но интригующего композиторского стиля юноши.

Andrew Hill. mosaicrecords.com
Andrew Hill. mosaicrecords.com

Хилл начал выступать в 1952 году, а летом 1953-го аккомпанировал альт-саксофонисту Чарли Паркеру в Greystone Ballroom в Детройте. В середине 50-х он репетировал с Майлзом Дэвисом, работал с Диной Вашингтон и Коулманом Хокинсом, затем организовал своё собственное трио и записал свой дебютный альбом So In Love (с участием басиста Малачи Фаворса, основателя чикагского Art Ensemble, и барабанщика Джеймса Слотера) в 1955 году.

W. o' W.: Andrew Hill Creative Camerawork photodevoto.com
W. o' W.: Andrew Hill Creative Camerawork photodevoto.com

Переехав в Нью-Йорк в 1961 году, Хилл выступал с Рахсааном Роландом Кирком, прежде чем заключить контракт с Альфредом Лайонсом, основателем Blue Note Records, который провозгласил Хилла своим "последним великим протеже" на фестивале Маунт-Фудзи (Mount Fuji Festival) 1986 года, посвященном наследию Blue Note. Сессии Эндрю Хилла на лейбле Blue Note с ноября 1963 по март 1966 года были выпущены на альбомах Black Fire, Smokestack, Judgment, Point of Departure, Andrew!, Compulsion, One For One и Involution и впоследствии были собраны в бокс-сет из семи компакт-дисков The Complete Blue Note Andrew Hill Sessions (1963-66), изданный лейблом Mosaic Records. Хилл вернулся к Blue Note в 1989 и 1990 годах для записи Eternal Spirit и But Not Farewell, в обеих из которых участвовал саксофонист Грег Осби, и снова в конце 1999-го в качестве гостя на альбоме Осби "Невидимая рука". В 1970-1980-е годы он также выпускал альбомы на лейблах Arista-Freedom и Black Saint / Soul Note , но большую часть этих лет (до смерти своей жены Лаверн в 1989 году), Эндрю Хилл провёл на Западном побережье, давая сольные концерты, проводя занятия и практикумы в тюрьмах, социальных службах и академических учреждениях, а также время от времени выступая на международных фестивалях.

ANDREW HILL © Francis Wolff Jazz musicians
ANDREW HILL © Francis Wolff Jazz musicians

Хилл был постоянным адъюнкт-профессором музыки в Портлендском государственном университете, организовал успешный летний джазовый интенсив и выступал, проводил семинары и / или посещал резиденции в Уэслианском университете, Мичиганском университете, Университете Торонто, Гарвардском университете и Беннингтонском колледже. Но за последние пять лет, после повторного вступления в брак ("по любви", как он говорил) и переезда  в окрестности Нью-Йорка, он был заново открыт новым поколением музыкантов, проникнутых уважением к нему, а также поклонниками джаза и широкой, но щедро благодарной публики.

Andrew Hill, Greg Osby and Jim Hall plays Nature Boy. September 1999
Andrew Hill, Greg Osby and Jim Hall plays Nature Boy. September 1999

Новый секстет Хилла Point of Departure, названный в честь одного из его самых известных альбомов на Blue Note, был созван для джазового фестиваля в Тексако в 1998 году по предложению Майкла Дорфа из Knitting Factory и по совету Джеймса Брауна из клуба Sweet Basil. Газета New York Times, назвав Хилла "одним из героев джаза 1960-х", провозгласила первый концерт секстета "триумфальным возвращением". С тех пор секстет проводил еженедельные выступления в нью-йоркских клубах Jazz Standard и Birdland, а летом 1999 года дал незабываемое представление Out of Doors в Линкольн-центре. Помимо Хилла за фортепиано, в состав группы входили саксофонисты Марти Эрлих (ветеран "downtowner" и, среди прочих, музыкальный партнер Мухала Ричарда Абрамса, Джулиуса Хемпхилла, Уэйна Хорвица и Джона Цорна) и Грег Тарди (новый, но тогда уже пользовавшийся большим спросом тенор-солист), трубач Род Хортон (член Альянса джазовых композиторов), основной басист Скотт Колли и барабанщик Билли Драммонд, один из самых творческих представителей пост- боп-свингеров.

Хилл выступал в зале Элис Талли в Линкольн-центре, открывая серию "Интерпретации" Института мировой музыки, а также давал концерты в музее студии Гарлема. Канал WKCR-FM Колумбийского университета транслировал всю дискографию Хилла (продолжительностью более 50 часов), а в 1991 году, на свое 60-летие, он получил награду за пожизненные достижения от Американского фонда джаза. Спустя 16 лет, 20 апреля 2007-го года он оставил этот мир. Последний концерт Эндрю Хилл сыграл 29-го марта 2007 в церкви Троицы в Нью-Йорке, куда он вернулся в 1990-х. Меньше чем через месяц он умер в своем доме в Джерси от рака легких.

В мае 2007 он посмертно стал почетным доктором музыкального колледжа Беркли.

Оценка значения музыки Эндрю Хилла в общекультурном контексте продолжается и сегодня. Композитор и пианист Виджай Айер (Vijay Iyer), которого издание The New York Times называет “общественным сознанием, мультимедийным сотрудником, системщиком, рапсодом, историческим мыслителем и воротами к мультикультуре”, и который является так же одним из ведущих создателей музыки своего поколения, в марте этого года примет участие в программе Eternal Spirit: Vijay Iyer & Friends Celebrate the Music of Andrew Hill (Вечный дух: Виджай Айер и друзья отмечают музыку Эндрю Хилла).

Vijay Iyer
Vijay Iyer

Виджай Айер и его звёздный ансамбль, в который входят барабанщик Нашит Уэйтс, женщина-трубач Милена Касадо, саксофонист Марк Шим, басисты Девон Гейтс и Реджи Уоркман, флейтистка Николь Митчелл, вибрафонист Юхан Су и другие известные мастера сегодняшней джазовой сцены, сыграют в этой программе аранжировки композиций своего кумира и влиятельной легенды джазового фортепиано Эндрю Хилла.

Размышляя о музыке Эндрю Хилла в контексте альбома Black Fire, Виджей Айер утверждает, что:

“...внутри этого (имеется в виду музыкальный контент альбома) происходит так много дикости"…Вы не смогли бы записать это, что бы это ни было. Просто он (т.е. Эндрю Хилл) находится в своей собственной вселенной.”