Найти в Дзене
Вечерний Тришин

Почему мы не строим ангары на аэродромах? Боевая авиация ВС РФ под угрозой уничтожения

Оглавление

На днях в телеграм-каналах появились фото украинских Су-24М с крылатыми ракетами SCALP, которые предположительно вылетают с авиабазы Староконстантинов. Примечательно, что еще советский военный аэродром оборудован прочными железобетонными укрытиями. Противник понимает, что такие укрытия помогут избежать обнаружения со спутника и поражения крылатыми ракетами.

С другой стороны есть десятки военных аэродромов ВС РФ, где боевая авиация стоит под открытым небом. Почему же спустя два года СВО мы не начали строить надежные укрытия?

Проблемы начались еще в 2022 году

Смею предположить, что в начале СВО никто из военных не рассчитывал на удары со стороны ВСУ по аэродромам. Однако проблема стала приобретать массовый характер, когда противник получил дальнобойные дроны и ракетное вооружение. В частности, мишенями становились объекты инфраструктуры, а иногда и стратегические бомбардировщики Ту-95 на аэродроме Энгельс.

И если спрятать огромный самолет в ангаре действительно проблематично, то обычные истребители и штурмовики легко можно обезопасить от БПЛА. К слову, вопросы безопасности и оборудования аэродромов закрытыми ангарами поднимались много раз. Например, тот же телеграм-канал Fighterbomber наглядно показывал, что и как можно использовать.

Конечно, точное количество поврежденных самолетов после ударов ВСУ не известно. Атаки начали носить точечный характер в декабре 2022 года. Тогда противник впервые использовал дроны для нападения на аэродром Дягилево в Рязанской области, а также базу стратегических бомбардировщиков Энгельс. В результате падения дронов и обломков, повреждения получили минимум два самолета.

Были и другие нападения, которые приводили к неприятным последствиям. Например, уже в августе 2023 года противник атаковал аэродром в Новгородской области. Тогда БПЛА удалось сбить при помощи обычного автомата, но пострадало еще несколько боевых самолетов.

Всего этого можно было избежать, если бы на каждом аэродроме находились базовые защитные сооружения. Однако их не спешат строить, пытаясь обойтись минимальными вложениями. Так, на днях появилось еще одно фото с российского аэродрома, где военные решили нарисовать «образ» истребителей на асфальте. Довольно сомнительное решение, особенно с учетом возможностей современной спутниковой разведки.

-2

Как начали защищать российские аэродромы

Важно отметить, что ни одна система ПВО не гарантирует 100% эффективность. Разумеется, возле каждого аэродрома стоят свои РЭБ, расчеты ПВО и прочие системы безопасности. Но даже в таких условиях малозаметные дроны могут прорывать оборону.

В 2023 году появилось несколько спутниковых снимков российских аэродромов, где эксперты заметили интересную особенность – резиновые шины на бортах. Судя по всему, таким образом персонал аэродромов пытался минимизировать потери.

Нельзя сказать, что было ноу-хау. Скорей всего военные решили использовать подручные средства для организации краткосрочной защиты. Правда, если покрышки начинают гореть, то ничего хорошего от самолета не останется.

Очевидно, что нужно использовать более надежные средства. К сожалению, ничего нового тут не придумаешь – только бетонные или модульные ангары. И да, они стоят дороже, чем любые автомобильные покрышки или краска на бетоне, но ведь мы говорим о защите боевой техники.

Напомню, что масштабную реконструкцию военных аэродромов начинали еще в 2021 году. Если хорошенько поискать, то в сети можно найти сообщения:

«ВС РФ приступили к масштабному строительству специальных укрытий для ВКС, в том числе на военных аэродромах».

Официальная информация от МО РФ датирована 21 апреля 2021 года. Рекомендую изучить, так как тогда говорилось о создании более 700 объектов, а также бетонных укрытий для военной авиации. Планировалось использовать опыт сирийской кампании, когда российские войска в Хмеймиме множество раз подвергались атакам со стороны террористов.

Итак, 300 авиационных укрытий должны были построить до 2028 года. Возможно, где-то работа ведется, но пока об этом не говорят официальные лица.

-3

Чем можно защитить военную авиацию?

Если говорить о стратегических бомбардировщиках по типу Ту-160 или Ту-95, то это отдельный вопрос. Касательно, основной боевой авиации, в том числе Су-27, Су-30, Су-34 – никаких проблем не существует.

Достаточно посмотреть на опыт других стран или воспользоваться советскими технологиями. К примеру, Штаты используют новейшие модульные укрытия по типу «ESAP: Expedient Small Asset Protection». Несколько секций, десяток рабочих и ангар для самолета готов за пару часов. Такие модели легко можно транспортировать на любую авиабазу.

Слишком сложно и дорого? Тогда на помощь приходят обычные бетонные ангары. Благо такие укрытия могут построить даже условные гастарбайтеры за небольшую плату. Главное, чтобы самолеты находились под защитой и не обнаруживались спутниками противника.