Мы снова продолжаем наш многосерийный обзор большого и интересного музейно-пакового комплекса истории техники им. Г. К. Сахарова в Тольятти, где собрана огромная экспозиция различной военной техники и вооружения различных родов войск.
Этот музейный комплекс под открытым небом был открыт 7 сентября 2001 г. по инициативе вице-президента по техническому развитию ОАО "АвтоВАЗ" К. Г. Сахарова и впоследствии назван его именем.
И в десятой части нашего обзора мы прогуляемся по экспозиции, посвящённой вооружению военно-морского флота.
Начнём наш обзор с орудий. Это 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-КМ, производившаяся с 1944 г. и являвшаяся корабельной модификацией 45-мм противотанковой пушки образца 1932 г.
За ней установлена 12,7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1 с вертикальным расположением стволов, которыми с 1945 г. оборудовались тральщики проекта 254М.
25-мм двухорудийная автоматическая артиллерийская установка 2М-3М, принятая на вооружение в 1952 г.
30-мм спаренная артиллерийская установка АК-230, принятая на вооружение на рубеже 1950-х -1950-х гг.
37-мм автоматическая зенитная артиллерийская установка 70-К, принятая на вооружение в 1940 г.
Следом за ней установлена 37-мм спаренная артиллерийская установка В-11, принятая на вооружение в 1946 г.
57-мм спаренная артиллерийская установка ЗИФ-31Б, принятая на вооружение в 1956 г.
57-мм спаренная артиллерийская установка ЗИФ-71, принятая на вооружение в 1957 г. Правда здесь у неё только одно орудие.
57-мм спаренная артиллерийская установка АК-725, принятая на вооружение в 1964 г.
76,2-мм спаренная артиллерийская установка АК-726, принятая на вооружение в 1964 г.
Далее перейдём к бомбомётам. Это большой морской шточный бомбомёт БМБ-1, принятый на вооружение в 1940 г.
Рядом стоит большой бесшточный морской бомбомёт БМБ-2 размером побольше.
Есть в экспозиции и несколько реактивных бомбомётных установок РБУ-1200, принятых на вооружение в 1953 г.
Пусковая установка КЛ-101 из состава комплекса постановки ложных целей ПК-16, принятого на вооружение в 1962 г.
Слева глубинная бомба Х-57К БПС, а справа РГБ-60 и РГБ-25 для бомбомётов.
Буи-носители вибратора быстроходного глубоководного акустического трала БГАТ, принятого на вооружение в 1944 г.
Якорная контактная мина КПМ, принятая на вооружение в 1957 г.
Глубоководный минный щит ГМЗ.
Авиационная малопарашютная плавающая контактная мина АПМ, принятая на вооружение в 1955 г.
Якорная корабельная мина КБ образца 1931 г.
Перейдём к корабельным ракетам.
Ракета 9М33 зенитного ракетного комплекса "Оса-М" корабельной модификации, принятого на вооружение в 1971 г.
Зенитная управляемая ракета В-600 зенитного ракетного комплекса корабельного базирования М-1 "Волна", принятого на вооружение в 1962 г. и являвшегося корабельной модификацией ЗРК ПВО С-125.
Крылатая ракета 85РУ из состава корабельного противолодочного комплекса УРК-5 "Раструб-Б", принятого на вооружение в 1984 г.
Учебная управляемая зенитная ракета 9М38ГВМ из состава зенитного ракетного комплекса М-22 "Ураган", принятого на вооружение в 1983 г.
Ну а теперь к торпедам.
Унифицированный имитатор 533-мм торпеды УИТ, принятый на вооружение в 1969 г.
Торпедный аппарат ОТА-53-206 от торпедного катера проекта 206.
Торпедный аппарат ОТА-40 от малого противолодочного корабля проекта 204.
Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-40-159 от сторожевого корабля проекта 159.
Только в него вставили буи.
А это противолодочная торпеда СЭТ-53, принятая на вооружение в 1958 г. и которыми как раз и загружались эти торпедные аппараты.
За транспортным контейнером лежит противокорабельная прямоидущая дальноходная бесследная торпеда 53-57, принятая на вооружение в 1957 г. Вроде бы это учебный буксируемый вариант для испытаний, но это лишь наши догадки.
За ней лежит ещё ряд мин, в частности среди них есть 533-мм придонная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г, принятая на вооружение в 1965 г.
И универсальная авиационная донная мина УДМ-2, принятая на вооружение в 1978 г.
Быстроходный акустический трал БАТ-2 для уничтожения донных мин с акустическим неконтактным взрывателем, принятый на вооружение в 1949 г.
Пара транспортных контейнеров, судя по их габаритам, они для реактивно-всплывающих мин.
Антенная решётка корабельной радиолокационной станции целеуказания МР-331 "Рангоут".
Ну а напоследок перейдём к изюминке экспозиции.
Это дизель-электрическая подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом".
Внутренности этой лодки видел наверное каждый из вас, ведь именно в ней в 1998 г. снимали некоторые сцены фильма "Особенности национальной рыбалки", когда герои фильмы "гоняли за бугор" на сверхмалой подводной лодке "Пиранья", в которой физически было невозможно нормально разместить съёмочное оборудование, чтобы сцена влезла в кадр. Поэтому сцены изнутри лодки снимали в этой.
Сама же подлодка с заводским номером С-124 была заложена 7 марта 1980 г. на судостроительном заводе "Красное Сормово", а уже 30 сентября того же года спущена на воду.
Впоследствии лодка несла службу в составе 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, ходя в дальние походы в Баренцево, Норвежское, Средиземное моря, заходила и в Атлантику.
Это двухкорпусная лодка, где лёгкий внешний корпус установлен на более прочном основном, а в подводном положении в пространстве между корпусами находилась вода, обеспечивая равнозначное давление воды на внешний корпус.
На этом проекте дизельных подлодок впервые была установлена боевая информационно-управляющая система "Узел" с автоматизированной системой управления стрельбой "Вольфрам".
В 1998 г. лодку вывели в отстой в Кронштадт, как раз тогда она и приняла участие в съёмках фильма.
В декабре 2001 г. она была выведена из состава Военно-Морского Флота, а в 2002 г. была передана Техническому музею "АвтоВаз". Спустя год подлодку отбуксировали на понтонах из Кронштадта в Тольятти через систему рек, озёр и каналов.
Но после зимовки начался ледоход, из за которого лодку сорвало с берега и унесло в Куйбышевское водохранилище и её пришлось транспортировать снова.
Осенью 2004 г. подлодку вытащили на сушу и зимой следующего года транспортировали в музей при помощи девяти тягачей БАТ-2 на расстояние около 5 км от берега.
После установки лодки на постамент в ней начались многолетние работы по реконструкции и оборудованию в музейный экспонат, а с 1 мая 2018 г. внутрь стали водить экскурсии.
Нам же не повезло и когда мы приехали сюда летом 2023 г. в ней снова начался какой-то ремонт, поэтому никого внутрь уже опять не пускали, так что фотографии лишь снаружи.
Проект 641Б отличался от 641 существенными изменениями не только во внутреннем устройстве, но и внешне. Например носовые горизонтальные рули в этом проекте складываются внутрь внешнего корпуса, покрытого противогидролокационным покрытием.
Также в нём были убраны кормовые торпедные аппараты.
А эти отверстия служили для быстрого наполнения и сброса балластной воды из 10 резервуаров, расположенных между корпусами лодки, что обеспечивало быстрое всплытие и погружение субмарины.
Вот такая экспозиция здесь посвящена Военно-Морскому Флоту.
А в следующей заключительной части мы расскажем про железнодорожную экспозицию музея, где стоит знаменитый боевой железнодорожный ракетный комплекс БЖРК "Молодец".
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.