Найти в Дзене

Рассказы авиамоделиста: Фристайл, часть 7. Проект "Шорт", 2012 год.

С самого начала к проекту "Шорт" я отнесся, (да и сейчас отношусь так же) без особого интереса и энтузиазма. И я объясню почему эта модель не вызывала во мне никаких эмоций - и в стадии ее разработки, и потом при ее постройке, и вплоть до полета. Но, прошло уже более 12 лет, и сегодня, когда я пишу о своем авиамодельном периоде, который я назвал Фристайл, не рассказать об этом, весьма оригинальном "проекте" я просто не могу. Головной боли он мне доставил изрядно, да и труда в него я вложил немало. Вот уж поистине, как я уже в начале этой темы Фристайл и говорил, - строил я тогда что хотел и как хотел. Но, вот только в данном случае, сказать что строить модель этого Шорта захотел я, будет не совсем правильно. То есть совсем неправильно - все было как раз совсем наоборот... На эту "авантюру" меня подбил один мой знакомый, Владимир В. , который был частым гостем и покупателем в магазине "Пилотаж". Он покупал в нашем магазине несколько раз вполне серьезные модели с ДВС, летал на

С самого начала к проекту "Шорт" я отнесся, (да и сейчас отношусь так же) без особого интереса и энтузиазма. И я объясню почему эта модель не вызывала во мне никаких эмоций - и в стадии ее разработки, и потом при ее постройке, и вплоть до полета. Но, прошло уже более 12 лет, и сегодня, когда я пишу о своем авиамодельном периоде, который я назвал Фристайл, не рассказать об этом, весьма оригинальном "проекте" я просто не могу.

Головной боли он мне доставил изрядно, да и труда в него я вложил немало. Вот уж поистине, как я уже в начале этой темы Фристайл и говорил, - строил я тогда что хотел и как хотел. Но, вот только в данном случае, сказать что строить модель этого Шорта захотел я, будет не совсем правильно. То есть совсем неправильно - все было как раз совсем наоборот...

На эту "авантюру" меня подбил один мой знакомый, Владимир В. , который был частым гостем и покупателем в магазине "Пилотаж". Он покупал в нашем магазине несколько раз вполне серьезные модели с ДВС, летал на них, "разбивался", приносил иногда мне их в ремонт или просто отдавал не сильно или совсем не поврежденные отдельные элементы поломанных моделей. Для того, чтобы я эти части использовал в дальнейшем для ремонта других подобных моделей, или применял их для себя, - по своему усмотрению. И это было для меня, кстати сказать, хорошо! Так как наличие частей и деталей от часто покупаемых у нас в Пилотаже моделей, очень часто значительно упрощали мне работу при ремонтах. Но, это так, присказка, а "сказка" будет впереди...

Чтобы было понятна общая картина рождения этого проекта, я, не вдаваясь в подробности, скажу коротко. Владимир и его товарищ Стас (который тоже бывал в нашем магазине) были очень увлеченные фанаты радиоуправляемых моделей. Я познакомился с ними работая еще в сервисном центре нашего магазина Пилотаж (Pilotage), Летали они оба великолепно, - и на моделях самолетов, и на моделях вертолетов. Я это сам видел неоднократно, поэтому и говорю это с такой уверенностью.

Владимир (слева) и Станислав готовят к полету РУ модель МиГ...
Владимир (слева) и Станислав готовят к полету РУ модель МиГ...

Вся авиамодельная техника у них была фабричного производства, серьезная и очень даже не дешевая. И занимались они этим хобби, похоже, уже давно, еще до того, как в Воронеже появился магазин Пилотаж. Так же, в числе первых в нашем городе, они стали использовать оборудование и летать по FPV. Что это такое, думаю, сегодня никому объяснять не надо. Тогда это оборудование свободно можно было купить в различных интернет магазинах, хоть и не дешево, но вполне доступно. Как говорится "за ваши деньги - любой каприз"...

В мастерской Владимира
В мастерской Владимира

Один раз, на совместных полетах на аэродроме р.п. Хохольский, по моей просьбе, мне довелось пассивно "пролететь" c FPV очками, которые были параллельно подключены к очкам пилотировавшего модель Стаса. Очень впечатляюще, надо признать... Только, на мой взгляд, все же это уже и не совсем авиамоделизм. Во всяком случае, это совсем не то, чем мое поколение занималось с детства в авиамодельных кружках. И еще, хочу добавить, что после того "полета" со Стасом по FPV, у меня на некоторое время даже появился легкий рвотный рефлекс...

Полет модели по FPV. Моделью управляет Стас (в середине фото), а справа на фото в качестве наблюдателя "летит" и автор этой статьи. Это был мой первый и единственный "полет" по  FPV...
Полет модели по FPV. Моделью управляет Стас (в середине фото), а справа на фото в качестве наблюдателя "летит" и автор этой статьи. Это был мой первый и единственный "полет" по FPV...
А это как раз к взлету готовится  РУ модель L-39, на которой в качестве наблюдателя полечу и я. Аэродром р.п. Хохольский, 21 апреля 2012 года
А это как раз к взлету готовится РУ модель L-39, на которой в качестве наблюдателя полечу и я. Аэродром р.п. Хохольский, 21 апреля 2012 года

Это предисловие я написал специально, чтобы было понятно кто авторы этого "проекта Шорт". А теперь конкретно о событиях лета 2011 - весны 2012 года:
Один раз, при встрече в нашем сервисном центре, Владимир предложил мне "тему" - а давайте, мол, создадим большую двухмоторную (электро) РУ модель, установим на нее FPV оборудование, и мы со Стасом попробуем в полете имитировать "дозаправку топливом"!

- Для этого я вам, - сказал Владимир, - предоставлю все необходимые материалы и оборудование, двигатели, регуляторы, ну и все прочее. Главное - сделать самолет и придумать на нем выпуск имитации "шланга" с конусом, в который в полете, подлетев сзади, пристыкуется носом самолет Стаса...
Насколько помнится, они даже собирались такой полет записать на видео и потом выложить его в авиамодельных форумах. В общем, идея конечно интересная, но и работы там предполагались не шуточные...

Честно говоря, я был не в особом восторге от такой идеи, тем более, что своих забот и работы с нашими, - с Сергеем Журавлевым, проектами, мне тогда вполне хватало. Как говорится - был загружен и так выше головы... Но определенный интерес к этой затее, конечно, был. Да и ребят этих я знал, хорошие парни, увлеченные. И летают замечательно. Но сразу я согласия не дал, и сказал что подумаю...

Чтобы облегчить мне задачу, Владимир нашел и распечатал для меня чертежи и схему британского самолета Шорт ( Short SC,7 Skyvan) - как наиболее простой вариант модели "самолета-заправщика". Чем он был прост? - да тем, что формы у него были совсем простые. Фюзеляж реальный угловатый "коробок", крыло и стабилизатор имели прямоугольную форму в плане, кили тоже прямоугольные. Но, забегая вперед, честно скажу, - при создании этой модели чертежами я практически не пользовался, строил все сам, а на чертежи, схемы и фотографии Шорта только иногда "поглядывал". Напоминаю, что это был период моего свободного стиля в работе - как раз Фристайл...

Так выглядит реальный Шорт в трех проекциях
Так выглядит реальный Шорт в трех проекциях

Внешний вид самолета Шорт, на мой взгляд, был весьма непривлекательным. Я это сужу не только по фотографиям - я несколько раз реально видел этот самолет в аэропорту Стамбула "Ата Тюрк", куда мне приходилось неоднократно прилетать, когда я еще работал в АК (авиакомпании) Воронежавиа. И даже позднее, когда я уже летал в одной из московских коммерческих авиакомпаний... И надо признать, что изяществом форм и благородством линий (как говорил в "Золотом теленке" Остап Бендер), этот самолет явно не отличался.

Самолет Шорт
Самолет Шорт
  Самолет Short SC.7  Skyvan
Самолет Short SC.7 Skyvan

В один из моих прилетов в Стамбул, Шорт зарулил вообще на соседнюю с нашим самолетом стоянку. Так что мне довелось его рассмотреть практически в упор. И кто бы мог подумать, что спустя пятнадцать лет мне придется строить нечто подобное в виде РУ модели! Ну, да ладно, думаю теперь пора рассказать о том, как мною создавалась эта авантюрная радиоуправляемая модель, внешне похожая на Шорт...

РУ модель Шорт перед первым полетом...  Аэродром р.п. Хохольский, 21 апреля 2012 года
РУ модель Шорт перед первым полетом... Аэродром р.п. Хохольский, 21 апреля 2012 года

Владимира я предупредил сразу - "упираться" и строить с нуля модель - копию я не буду. Для этого у меня просто нет ни время, ни желания. А сделать "что то" летающее, похожее на Шорт, конечно, можно и попробовать. Но только с минимальными затратами труда и времени. И при этом упростив до предела саму конструкцию.
-Ведь вам, - как тогда я сказал Владимиру, - нужна просто большая двухмоторная модель имитирующая самолет заправщик, из которой будет выпускаться "заправочный" шланг? Тогда, исходя из этого, я и попробую создать из "подручных" материалов (или как говорят в народе - "из го..а и палок") нечто, напоминающее Шорт. Но, летающий, конечно.
Владимир согласился, и в свободное от основной работы время, я приступил к работе...

Чтобы не заморачиваться с изготовлением крыла, как самого сложного и трудоемкого элемента, раскинув мозгами и просмотрев свои "сокровища" в виде останков разбившихся и не подлежащих восстановлению РУ моделей "Тренер" (кстати один из этих, не подлежащих ремонту "Тренеров" был как раз Владимира, автора "проекта Шорт"). И я принял решение крыло Шорта собрать из трех, вполне целых половинок крыльев, оставшихся от аварийных моделей. Два из них даже перетягивать (менять пленку обшивки) не надо было. По размерам они были вполне подходящими для создания модели - прямоугольные в плане, с двояковыпуклым несимметричным профилем и с достаточной для нашего проекта площадью. Какая ни есть - халява...

Из этих частей и было собрано единое крыло для модели Шорт. Обтянутые пленкой - это правая и левая консоли, а сверху лежит будущий центроплан...
Из этих частей и было собрано единое крыло для модели Шорт. Обтянутые пленкой - это правая и левая консоли, а сверху лежит будущий центроплан...

Осталось только грамотно их "срастить", придав консолям небольшой угол поперечного V, а одну часть сделать прямым центропланом. Чтобы не забивать голову читателям, я просто приложу к статье достаточно понятные фотографии - как и что было сделано с крылом модели Шорт...
По задней кромке каждой консоли были на петлях навешаны элероны - "родные", с Тренера. А на центроплане бывший элерон я снял, и разрезал его надвое. А половинки укоротил, и соединил их между собой деревянной ученической линейкой (!). И затем эту "потеху" навесил на пластиковых кронштейнах на задней кромке центроплана. Получились замечательные закрылки, которые при отклонении создавали еще и щелевой эффект.

По концам центроплана, на передней кромке в месте присоединения консолей, я вклеил фанерные силовых узлы, к которым прикрепил моторамы с двигателями. Обе силовые установки я закрыл обтекаемыми капотами, которые вырезал из пластиковых бутылок от йогурта. Вот как то так, относительно просто и незатейливо и было сделано крыло для нашего Шорта...

Узел крепления левого двигателя
Узел крепления левого двигателя
Силовая установка, закрытая капотом. Воздухозаборник (из половинки пластиковой чайной ложки) предназначен для обдува регулятора оборотов
Силовая установка, закрытая капотом. Воздухозаборник (из половинки пластиковой чайной ложки) предназначен для обдува регулятора оборотов
Вид  нижней части центроплана с двигателями.
Вид нижней части центроплана с двигателями.

В магазине стройматериалов я купил несколько длинных сосновых реек, которые, на мой взгляд, вполне подходили для обеспечения простоты и надежности конструкции фюзеляжа Шорта. Я решил, что фюзеляж, собранный из этих реек и обшитый пенопластовыми панелями, при небольшом весе вполне обеспечит достаточную прочность и жесткость конструкции. И, кстати, я в этом не ошибся, дальнейшие события это вполне подтвердили. Как конструктивно был выполнен фюзеляж, я описывать не стану, - это будет скучный рассказ, особенно для несведущих в моделизме читателей. Гораздо доходчивее и понятнее все будет по фотографиям, которые я прилагаю к этой статье.

Фюзеляж и шасси в процессе создания модели
Фюзеляж и шасси в процессе создания модели
Каркас фюзеляжа в сборке..
Каркас фюзеляжа в сборке..
Хвостовое оперение модели Шорт
Хвостовое оперение модели Шорт

Единственно, что хочу добавить на словах - эта модель была разборная, из трех частей - фюзеляж, крыло с двумя двигателями, которое крепилось к двум силовым шпангоутам фюзеляжа - спереди двумя деревянными штырями, а сзади двумя винтами. Двухкилевое хвостовое оперение (стабилизатор и два киля) крепилось четырьмя маленькими винтами к специальным узлам на фюзеляже.. Но все равно, даже в разобранном виде, эта модель была довольно больших размеров. До этого я моделей с такими габаритами никогда не делал. И вообще, в авиамоделизме я никогда не был сторонником "гигантомании"...

Первая "примерка"...
Первая "примерка"...
Фюзеляж начинает "обрастать" обшивкой. Хорошо видны щели между центропланом и отклоненными закрылками
Фюзеляж начинает "обрастать" обшивкой. Хорошо видны щели между центропланом и отклоненными закрылками
Фюзеляж  модели Шорт
Фюзеляж модели Шорт

После сборки модели, место крепления крыла к фюзеляжу, как и на реальном самолете, закрывается обтекателем, создавая определенный "горб". Этот обтекатель, или правильнее сказать гаргрот, выклеенный из "потолочки", при сборке модели открывается "против полета", вперед. А в закрытом положении, по просьбе Владимира, гаргрот должен был удерживаться магнитом. Для этого на нем, изнутри, я и вклеил специальный авиамодельный магнитный узел. Несколько таких магнитных узлов Владимир купил в интернет магазине Поднебесной специально для Шорта, - вместе со всеми необходимыми комплектующими для будущей модели. Это были двигатели, регулируемые моторамы, регуляторы оборотов, колеса шасси, сервомашинки, трехлопастные винты и прочее. А на магнитах, по его желанию, должны были крепиться передний обтекатель фюзеляжа (можно сказать - кабина "пилотов"), и как раз этот верхний гаргрот.
В теории это было удобно и стильно - слегка прикрыл гаргрот или приставил к фюзеляжу носовую часть, - "щелк", и все стоит на месте! Красиво конечно, но на мой взгляд - не особо надежно...

Шорт в процессе постройки
Шорт в процессе постройки

Особо рвения в строительстве я не проявлял, и Шорт строился постепенно, с некоторыми перерывами, в течении второй половины лета, осени, зимой 2011 года, и до середины весны 2012 года. К середине апреля модель была полностью готова к облету. Чтобы больше не возвращаться к конструктивным особенностям этой модели, добавлю только еще то, что не сказал до этого. Каждый элерон управлялся от своей сервомашинки, закрылки отклонялись от одной сервомашинки, которая располагалась в центроплане, руль высоты управлялся от сервомашинки, установленной в середине фюзеляжа.

Сервомашинка управления закрылками в центроплане Шорта
Сервомашинка управления закрылками в центроплане Шорта

Рули направления на килях управлялись от одной сервомашинки, установленной на стабилизаторе, а вместе с ними, по этому же каналу управлялся и поворот передней стойки шасси. Для этого, прямо рядом со стойкой шасси устанавливалась сервомашинка управления поворотом переднего колеса. Центровка полностью снаряженной модели была в пределах нормы.
Ну, и грузовой люк открывался и закрывался тоже от одной сервомашинки. Узел выпуска и уборки "шланга" для дозаправки (он должен был выпускаться из открытого грузового люка фюзеляжа) был еще в стадии разработки, и только в схеме на бумаге.

Работы по созданию Шорта близятся к завершению...
Работы по созданию Шорта близятся к завершению...

Я посчитал, что прежде чем заморачиваться и создавать эту конструкцию, надо облетать самолет и только потом, убедившись в его надежном и стабильном полете, заниматься проблемами "дозаправки в полете"...
Владимир согласился с моими доводами. Вот в таком виде, без системы "дозаправки", 21 апреля 2012 года модель Шорт и была привезена вместе с другими моделями, на аэродром Хохольский (как мы его окрестили "Хитроу")...

Владимир еще раз проверяет готовность Шорта к предстоящим полетам...
Владимир еще раз проверяет готовность Шорта к предстоящим полетам...
Шорт готов к сборке.  Верхний гаргрот открыт...   21 апреля 2012 года
Шорт готов к сборке. Верхний гаргрот открыт... 21 апреля 2012 года

В тот день в Хитроу собралось довольно много моделистов. Владимир пригласил на эти полеты и своих двух знакомых (кажется, с местного телевидения), один из которых был с видеокамерой. Был так же и Стас, - товарищ Владимира. Приехал из Острогожска и мой товарищ Сергей, а я, как всегда, приехал с нашим менеджером Виктором. Всех этих своих друзей я уже не раз упоминал в предыдущих главах своих воспоминаний. Были и еще молодые ребята и девушки - их я тоже немного знал, пару раз "пересекались" на полетах. Разумеется, этот сбор моделистов никоим образом не был связан именно с испытаниями Шорта, все приехали со своими моделями - просто в хороший весенний день полетать, можно даже сказать - открыть сезон. Ну, и про Шорт, я предполагаю, большинство конечно знали...

Чтобы не утруждать себя и читателей лишней писаниной, как готовился в тот день Шорт к первому полету, лучше всего смогут показать фотографии, которых у меня нашлось в достатке... Под некоторыми фотографиями я просто приведу краткие пояснения. Итак, 21 апреля 2012 года, аэродром р.п. Хохольский (Хитроу). Идет сборка и подготовка к полету РУ модели Шорт:

Владимир проверяет  электрооборудование Шорта
Владимир проверяет электрооборудование Шорта
-25
Проверка надежности соединения  разъемов
Проверка надежности соединения разъемов
Ложемент крыла Шорта, и полки для размещения радио и электрооборудования
Ложемент крыла Шорта, и полки для размещения радио и электрооборудования
Создатель Шорта и автор этой статьи проводит на модели монтаж хвостового оперения
Создатель Шорта и автор этой статьи проводит на модели монтаж хвостового оперения
-29
Готовится монтаж крыла...
Готовится монтаж крыла...
Сергей Журавлев, я и Владимир
Сергей Журавлев, я и Владимир
-32
-33
-34
-35
-36
Подготовка Шорта к полету
Подготовка Шорта к полету
-38
-39
Шорт в готовности №1
Шорт в готовности №1

А теперь перехожу к "полетной" части того памятного дня. Никаких домыслов и умозаключений я приводить не буду. Только факты... Поднимать в небо Шорт должен был Владимир, рядом с ним стоял для "поддержки" и консультации Стас. К сожалению, фото и видеоматериалов к полету Шорта практически ни у меня, ни у Владимира, нет. Да и полет нашего Шорта тоже назвать "полетом" можно только условно. Что поделать, не зря ведь говорится "На все воля Божья"...
Погода в тот день была хорошая, слабый ветерок (2-3 м\сек) дул вдоль полосы. Ничего тогда не предвещало беды..

Момент старта..
Момент старта..

Разбег Шорта был классический, но после отрыва над фюзеляжем приоткрылся верхний гаргрот, - не выдержал магнитный "замок"! На скорости гаргрот просто отсосало разряжение над центропланом . Но, это конечно, было не критично, лететь с приоткрытым гаргротом можно было. Однако Шорт помимо этого "повело" влево, и как потом сказал Владимир, рулями и элеронами выправить ситуацию ему не удалось. По всей видимости, газ Владимир уменьшил, модель при этом перешла в снижение и врезалась в кустики сухой травы, которые росли вдоль обочины взлетной полосы. Полет был прекращен...
Модель получила при этом ряд небольших повреждений. Все это произошло очень скоротечно, и никто толком ничего не смог понять и определить.

Разбег...
Разбег...
На этом фото хорошо заметно, что модель, несколько отклонившаяся от курса, влево, и уже летит с отрицательным тангажом, то есть снижается - прямо в засохшие кусты травы на обочине полосы...
На этом фото хорошо заметно, что модель, несколько отклонившаяся от курса, влево, и уже летит с отрицательным тангажом, то есть снижается - прямо в засохшие кусты травы на обочине полосы...

Других снимков Шорта в полете у меня нет. Возможно, было что то оператором снято на видео, но я его не видел. В большом опыте и мастерстве пилотирования радиоуправляемых моделей Владимиром у меня никаких сомнений нет. Что стало реальной причиной несостоявшегося полета Шорта неизвестно. Ни мне, ни Владимиру. У нас есть только предположения...

Буквально сегодня, пока я продолжаю писать эту статью про Шорт, я связался по телефону с Владимиром, и мы еще раз вдвоем обсудили тот неудачный взлет 12-ти летней давности. Владимир считает, что главной причиной стала ассиметричная тяга двигателей, и недостаточная, - в сложившейся тогда ситуации, эффективность элеронов. Что же, вполне может быть. Я согласен, что в электросхеме питания бортсети от двух аккумуляторов, где то нами был допущен просчет (а может просто появилась неисправность в электросистеме или системе радиоуправления? Такую версию я тоже вполне допускаю...)

Во всяком случае, какая то причина, которая и привела к такому неприятному результату, несомненно была. А что конкретно? Можно долго фантазировать и предполагать... Как иногда пишут в официальных приказах по итогам расследования летных происшествий в "большой" авиации :
- По результатам расследования однозначно причины авиационного происшествия установить не удалось из-за отсутствия достоверной информации.
По моему, лучше и не скажешь...

-44
Осмотр модели сразу после аварии...
Осмотр модели сразу после аварии...

И я тоже тему причин нашей неудачи дальше развивать не буду. Тем более, что уже прошло 12 лет, и многое стало стираться с памяти. Сказать, что Шорт получил какие то серьезные повреждения? Нет, по сути самолет остался целым, чем я могу в душе даже немного возгордиться, - надежность и прочность моей конструкции было доказано самой жизнью. А это тоже дорогого стоит...

РУ модель Шорт после аварии  21 апреля 2012 года
РУ модель Шорт после аварии 21 апреля 2012 года

С тех пор на этой модели не предпринимались больше попытки полетов. Ремонтом Шорта я не занимался, модель находится у Владимира, и хранится в его автомастерской. Всю электронику и оборудование Владимир с него снял, в мастерской сухо и тепло, модель хранится в нормальных условиях. Только по непонятным причинам, даже не помню почему - два подкоса крыла от Шорта оказались у меня. Но, они так же, как и сама модель у Владимира, хранятся у меня дома в надлежащих условиях.

А я, как создатель этой модели, уверен, что этот Шорт еще вполне сможет летать, потому что сделан он грамотно и правильно. Другое дело, электрическую систему на нем надо пересмотреть, и, возможно, несколько сместить вектор тяги моторов вправо, - создав небольшой "выкос" оси двигателей. Но это уже, как говорится, "дело техники"...

-47
РУ модель самолета Шорт.   Апрель 2012 года
РУ модель самолета Шорт. Апрель 2012 года

Так что окончательно история с этой моделью пока еще и не закончилась. Возможно, у нее все впереди?..