Можно сколько угодно пополнять свою коллекцию растений, но лучше иметь каждый экземпляр в двойном количестве. Или тройном. Чем больше, тем лучше.
Вот представьте, весна. У вас на подоконниках целая армия стаканов, стаканчиков и стаканят, в почтовом отделении лежит один незабранный заказ (вечером заберу, по пути как раз), два зависли и трекаются в каких-то совсем далёких городах, ещё парочка будут отправлены на следующей неделе, в самом саду ещё с прошлого года прикопано с десяточек горшков, но вы вдруг идете мимо зелёного рынка... Никакой вашей вины в этом нет, просто действительно по пути, а через рынок же пройти удобнее, это всякому ясно. А в кармане у вас, предположим, ну 500 рублей, чтоб интереснее было.
И тут на этом самом рынке вы вдруг видите его! Те самые листья, расцветка, о боже мой! И второй, второй тоже, я ведь именно его и хотела, как так могла упустить, распустеха, и не заказала! Да и не было его нигде, - оправдываемся перед собой, а руки уже шарят по сумке в поисках кошелька.
Тонкие, неприглядные былиночки, когда ещё дождешься от них красоты? И каждый, как назло, ровнёхонько по 250, будто продавец сканером просветил ваш кошелек и всю внутреннюю готовность отдать последнее за эту ботву.
И вот тут последует две покупательские парадигмы. Первые купят и то, и другое. Вторые же купят более желанный сорт, но в двойном экземпляре, чтобы быстрее получить видное растение. (Тех же, кто купит одно и возьмет сдачу, мы здесь рассматривать не будем, ибо не понимаем таких железных людей).
Вот вы какие? Я куплю два разных, это точно. А потом буду страдать от их вида, не знать, куда приткнуть, а то и вовсе одно из них по недогляду моему загнется, такое тоже бывает.
Но, знаете, только этим летом я поняла, как же правильно каждое растение множить и множить, и повторять как можно чаще в своем саду.
Мне казалось раньше как? Это есть, то есть, значит больше не надо, надо что-то другое. Это в корне неверно. Даже на маленьких площадях. В августе в пылу пересаживательного кутежа, взгляд мой упал на хосту. Года три она растет на этом месте, хорошенькая и кругленькая, а почему бы и не.... Не успела я договорить, как хоста, милая красавица хоста, была уже выкопана и поделена на шесть!!! крошечных хостят. Три я растащила по разным местам сада, а три оставшихся воткнула здесь же, но только в ряд, бордюром. И конечно, в этот момент, да и до конца сезона, смотрелись они совсем неприглядно, но мои розовые очки фантазии, достраивающие реальность, нарисовали вполне себе роскошную картину следующего лета уже не с одной хорошенькой хостой, а с квадратным метром прехорошеньких хостищ.
Делительно-пересаживательный пыл меня так захватил, мысль о том, что, оказывается, практически всё можно удвоить, а то и утроить, так меня вдохновила, что я уже не могла обычным взглядом смотреть на сад. Всё мне виделось, что ещё можно выкопать и приумножить. В моей голове уже были бордюры, ряды и массивы, массивы везде... К счастью, тут наступил октябрь, и мы благополучно уехали из деревни до следующей весны.
У нас есть семейная легенда об одной из моих прабабок. Добрая и участливая, она обладала одним недостатком: была жадная до еды. Собирала яйца от своих домашних кур и хранила их под кроватью, время от времени доставая и, как тот Кощей, пересчитывала. А так как бабка была ещё и неграмотная, то считала она так: пара, пара, пара. Дети о такой ее особенности быстро смекнули и яйца таскали только в четном количестве. Кончилось тем, что прабабушка , вытащив однажды свои уже весьма скромные яичные запасы, с недоумением сказала одной из своих дочек: "Маньк, не понимаю, вроде считаю правильно, а куда все яйца -то подевались?"
Иметь в нескольких экземплярах неплохо бы и более крупные растения: и деревья, и кустарники. Более крупные, упорядоченные, ритмичные мазки всегда приятны взгляду. Для меня это тоже стало недавним открытием. Не одна туя, рябина, спирея, а несколько. И можно даже не вместе их посадить, а так, чтобы просто глаз их охватывал вместе. Или даже цеплял чуть позже, но непременно, непременно встречал и от них отталкивался. Да, в саду тоже должны быть не только пирожные, но и хлеб. И вот такие повторяющиеся посадки как раз и будут таким хлебом. Притом необязательно повторять растение точь-в-точь. Подойдут сорта одного и того же вида. Или можно повторять формы разных видов, например, повислость или шарообразность. Я думаю, это тоже будет выполнять свою "хлебную роль".
В общем, масса вариантов, и все их нужно обдумать. И это так волнующе и приятно, и очень-очень интересно.
А растения я всё равно куплю два разных! И размножу. Вот!
Ваша Маруся