Татьяна Щербакова из Челябинска закрыла свой бренд сумок, который развивала 4 года. У предпринимательницы было свое производство, сайт и магазин на Wildberries.
В статье расскажем, как владелица бренда развивала свое дело и по каким причинам решила закрыть бизнес с оборотом больше миллиона рублей.
Открыла бренд практически с нулевыми вложениями
Татьяна Щербакова работала в найме специалистом по тендерам. Но в 2019 году ее сократили с работы. Она восприняла это как сигнал к тому, что надо начинать что-то новое.
Татьяна увлекалась биологией и решила шить и продавать экологичные сумки-шопперы. Она нашла швейное производство, где ей отшили под заказ пробную партию недорогих сумок. Микропартия обошлась в 1000 ₽. Ей осталось только отснять их и выложить в соцсетях. На старт предпринимательница затратила 5 000 ₽. Бизнес стал работать по простой схеме: подписчики делают предзаказ, производство изготавливает сумки.
Скоро Татьяна открыла собственное производство и под своим брендом начала шить тоуты — вместительные сумки большого формата с простым кроем. Сумки были дороже в цене, средний чек увеличился в разы. Предпринимательница активно вкладывалась в рекламу в соцсетях, чтобы повысить продажи. На пике, в 2021 году, бизнес продавал 250-300 сумок в день, а оборот составлял больше 1 млн рублей.
После 2021 года вести бизнес становилось все сложнее. По мнению Татьяны, к закрытию бизнеса привели три причины. О них мы расскажем дальше.
Причина 1: не уследила за атмосферой в коллективе
Татьяна наняла руководителя в свой швейный цех. Опытному руководителю можно было делегировать всю производственную часто: закупку тканей, контроль качества.
При этом швеям изменили схему оплаты. Раньше платили сдельно, а теперь ввели тарифы: за каждую операцию назначили определенную сумму. Новым сотрудникам стали платить по повышенному тарифу, потому что они шили медленнее, чем опытные швеи.
Из-за этого решения, которое совпало со сменой руководства, сложилась нездоровая атмосфера. Снизилась дисциплина, сотрудники стали выпускать меньше продукции. Предпринимательница решила закрыть производство и отдать пошив надомницам, хоть их было сложнее контролировать.
Причина 2: продвижение Вконтакте оказалось дорогим и неэффективным
С момента открытия бренда Татьяна попробовала продвигаться разными способами, но не все показали себя одинаково эффективными. Реклама у блогеров, актеров и телеведущих не дала нужного результата: например, одному блогеру предпринимательница заплатила 108 000 ₽, а с его рекламы была только одна покупка кожаного шопера за 16 000 ₽.
Лучше всего показала себя реклама в соцсетях, причем автоматические кампании приводили больше покупателей, чем реклама от таргетологов. Предположения Татьяны, почему так происходило, вы можете прочитать в полном тексте статьи на Бизнес-секретах.
Татьяна продвигала свой бренд в разных соцсетях, в том числе и в запрещенных. Но после 2022 года ей пришлось работать только во Вконтакте, и бренд потерял часть аудитории. Вот какие выводы сделала предпринимательница по работе с ВК:
- алгоритмы Вконтакте менее точные, чем у запрещенных соцсетей. Поэтому реклама показывается не той аудитории, который интересен продукт. Стоимость подписчика растет, а бюджет на продвижение тратится неэффективно;
- аудитория во Вконтакте менее платежеспособна, такое мнение есть у предпринимателей. Дорогие сумки там продавались плохо;
- результат продвижения во Вконтакте отсрочен. Вложенные деньги возвращаются в виде покупок только через 5-6 месяцев. Все это время надо поддерживать аккаунт в соцсети и ждать рекламного эффекта.
Получается, что во Вконтакте можно продвигать бренд, но нужно быть готовым ко вложениям: потребуются и финансы, и время.
Причина 3: перестала получать удовольствие от ведения бизнеса
В 2021 году Татьяна готовилась к рождению ребенка. До декрета она работала над своим бизнесом 24/7 и в отпуск по уходу пошла, чтобы перезагрузиться и отдохнуть. Когда она вышла из декрета, ситуация в бизнесе сильно изменилась.
Предпринимательница поняла, что не хочет налаживать все заново, так как устала от темы сумок. Она приняла решение закрыть бренд и начать новое дело.
Татьяна написала в соцсетях, что закрывает бренд, получила много слов поддержки и благодарности от подписчиков. Она продала швейные машинки и оверлоки, распродала большую часть оставшейся коллекции, а ткань и фурнитуру планирует выставить на Авито.
«Я не чувствую грусти или сожаления. Это был хороший опыт. Обычно предприниматели начинают с услуг или перепродажи, а потом идут в производство. У меня было наоборот: я прошла сложности, которые связаны с продажами, а теперь уверена, что смогу применить свой опыт в услугах или инфобизнесе».
Сейчас Татьяна Щербакова набирает команду психологов, чтобы открыть академию самопознания.
Больше предпринимательских историй ищите на сайте Бизнес-секретов.