Найти тему
Серафим Гангур

Долгая счастливая жизнь (1966). Рецензия на фильм Геннадия Шпаликова.

Фильм, отмеченный Микеланджело Антониони, но оставшийся незамеченным советским зрителем... Единственная режиссерская работа сценариста и поэта Геннадия Шпаликова, получившая главный приз фестиваля авторского кино в Бергамо.

Кратко сюжет.

Автобус, везущий с субботней смены молодых рабочих, останавливается, чтобы подвезти голосующего мужчину. Зайдя в автобус, попутчик садится рядом с молодой девушкой. Между парой заводится разговор. Позже они влюбляются друг в друга и на протяжении всего вечера строят совместные планы на будущее. Но каким будет для каждого из них утро следующего дня..?

-2

Посмотрел.

(Есть спойлеры!)

Очень понравился визуал, характер съёмки, работа операторской группы... Потрясающий сценарий Геннадия Шпаликова!... Отличный выбор актеров, которые прекрасно справились со своими ролями!

Первую половину фильма я умилялся от всего, что происходит в кадре, от приятной энергии персонажей и обаятельности актёров, а вторая часть будто

вытащила сознание из красивой, милой истории, и погрузило его в реальность

обыкновенных советских будней.

Момент трансформации настроения фильма, на мой взгляд, начинает происходить, когда главный герой Виктор, проснувшись утром, не успевает прийти в себя, как к нему стучатся. Это она. Та самая женщина, в которую он вчера без памяти влюбился. Но это было вчера… Вчера он пообещал ей долгую, счастливую жизнь... Вчера. Сегодня она стоит перед ним в дверях. Сегодня она пришла к нему с дочкой. И вроде ничего в ней не изменилось. Она по-прежнему красива. И про дочь он знал. Так в чем же дело? Что он чувствует? Несколько секунд Виктор будто прокручивает вчерашние события в голове и пытается вернуться в то эмоциональное, возбуждённое состояние влюбившегося юноши. Не выходит. Перед ним реальность. Перед ним молодая, наивная женщина, не теряющая надежду обрести своё счастье. Перед ним настоящий ребёнок - не просто дочь, которая где-то есть, по словам девушки. Перед ним ответственность. Ему не удаётся стать тем, кем он был вчера. И у Виктора и у Лены давно никого не было. Вчера вечером произошла встреча двух одиночеств... Стоит ли давать развитие этой встрече сегодня? Каждый из них уже ответил себе на этот вопрос, и, к сожалению, ответы эти не пересекаются между собой.

-3

Момент, когда вся троица сидит в буфете и обедает тоже знаковый. Погруженная в свои мысли, в свою детскость девочка поёт песню, и, как бы ни пытался наш герой игнорировать надоедливый для него в этот момент голосок,

у него не выходит. Ребёнок будто говорит Виктору: "я есть, я тут, и никуда не

денусь…". Снова страх ответственности. Он привык к некой

свободе, а тут два человека, один из которых ребёнок, - пытаются стать частью его жизни. Инженер отправляет девочку включить знакомую пластинку в надежде хоть на мгновение побыть наедине с той, которой вчера пообещал ту самую "долгую счастливую жизнь". У него не получается. Ребёнок возвращается слишком быстро. Не получается и во второй раз, когда уже сама Лена отправляет дочь со своим музыкальным заказом. В какой-то момент, Виктор понимает, что проблема совсем не в этом. Даже если б у них и получилось остаться наедине, что он ей скажет..? Да и зачем вообще что-то говорить…

-4

О чём?

О страхе перед ответственностью. О ментальной инфантильности взрослых людей. О трудности выхода из зоны комфорта. О внутреннем кризисе чувств и о том, как легко испугаться этих чувств, когда не готов их принимать. О недостатке внутреннего, духовного потенциала для того, чтобы впустить в себя любовь.

Фильм затрагивает не только проблемы отношений полов, психологию отдельных людей того (отчасти и сегодняшнего) времени... В картине присутствует и исторический контекст. Это кино о проблемах общества. О метущихся советских людях, игнорирующих витающее в воздухе ощущение следования в тупик… О поиске счастья там, где определение этому счастью уже кем-то придумано, и тебе остается только подстраиваться… О распорядке жизни… О жизни прошлым и будущим. Где-то там она – долгая, счастливая жизнь. Пусть не сейчас так потом. Эта долгая счастливая жизнь проплывает как баржа мимо нашего героя под звуки аккордеона. О вечном побеге от настоящего, оставляя то, что страшно в прошлом, и вечном пути к будущему, которое, наверное, точно будет счастливым…

-5

Лично мне фильм понравился, и я готов рекомендовать его к просмотру!