Найти в Дзене

Людмила Игоревна начала преподавать в школе в сорок пять лет. Рассказ "Звезда", 1/3

Людмила Игоревна очень любила свой предмет, хотя большинство учеников относилось к нему снисходительно, без интереса. МХК — что это за тема такая? Просто разговор о культуре и развитии цивилизаций. Но Людмиле Игоревне художественная мысль не была безразлична. Она окончила филфак, однако не пошла в аспирантуру. Она тогда как раз вышла замуж, и ей показалось важным уделять внимание только своему ребёнку. Но ребёнок — ее родной Вадик — вырос, поступил в институт, и гнездо опустело. Вот что можно делать после сорока пяти лет, если она ни ни дня в жизни не работала? Муж Людмилы Роман полностью поддержал её решение остаться дома и обеспечивал семью. А Людмила Игоревна читала книги. Сначала только по развитию детей, а потом и по специализации. Новые книги именитых ученых, лингвистика, история и прочее, и прочее. К сорока пяти у неё вообще не было опыта работы, а делиться знаниями хотелось. И тогда Роман предложил: — Люд, а ты в школу устройся. Платят там, конечно, копейки, но тебя ведь не это
Оглавление

Людмила Игоревна очень любила свой предмет, хотя большинство учеников относилось к нему снисходительно, без интереса. МХК — что это за тема такая? Просто разговор о культуре и развитии цивилизаций. Но Людмиле Игоревне художественная мысль не была безразлична.

Она окончила филфак, однако не пошла в аспирантуру. Она тогда как раз вышла замуж, и ей показалось важным уделять внимание только своему ребёнку. Но ребёнок — ее родной Вадик — вырос, поступил в институт, и гнездо опустело.

Вот что можно делать после сорока пяти лет, если она ни ни дня в жизни не работала?

Муж Людмилы Роман полностью поддержал её решение остаться дома и обеспечивал семью. А Людмила Игоревна читала книги. Сначала только по развитию детей, а потом и по специализации. Новые книги именитых ученых, лингвистика, история и прочее, и прочее. К сорока пяти у неё вообще не было опыта работы, а делиться знаниями хотелось.

И тогда Роман предложил:

— Люд, а ты в школу устройся. Платят там, конечно, копейки, но тебя ведь не это интересует? Что ты тут сидишь и киснешь? Иди преподавай. В любой районной школе не хватает кадров.

И он, как всегда, оказался прав. Людмила Игоревна быстро устроилась. Правда, учителя русского и литературы уже имелись в полном объёме, а вот преподавать МХК приходили только молодые — недавние выпускники педагогических вузов или аспиранты, которым дела не было ни до учеников, ни, собственно, до самого предмета. Насущные научные проблемы висели на аспирантах неподъёмным грузом. Поэтому увлеченная Людмила Игоревна в свои сорок пять могла легко дать фору любому из них.

И особым её преимуществом была внимательность к ученикам. Людмила Игоревна искренне интересовалась детьми, которые к ней приходили. Поначалу все они считали её предмет неважным, но она смогла зацепить их, раскладывая, как в одном мазке художник может передавать всю красоту и искренность стиля и почему современные мастера граффити в полной мере могут считаться продолжателями дела Микеланджело.

Были у Людмилы Игоревны и любимые ученики. Конечно, она зареклась выбирать фаворитов, но все равно так сложилось, что какие-то отдельные мальчики и девочки разжигали её любопытство. Ей хотелось узнать побольше, как они видят мир, потому что новое поколение смотрело на события совершенно иначе. Очень не похоже на ее взгляд на вещи.

Но Миша никогда её любимчиком не был. Стильно одетый, в каких-то невероятных пиджаках и джинсах, он никогда не проявлял интереса, ходил на уроки как будто бы из под палки.

Однажды на уроке учительница говорила о развитии детективного романа.

— Именно этот жанр хорошо показывает развитие Англии и то, как люди находят гармонию в закрытых герметичных историях, — рассказывала Людмила Игоревна. — Детектив, несмотря на то что это такой, казалось бы, мрачный жанр, дарит читателям ощущение порядка. Шерлок Холмс изучает этот мир и находит закономерности. И вообще в любом детективе главный герой, сражаясь с собственными проблемами, выстраивает систему. Этот мир перед ним как на ладони. Он находит виновного и восстанавливает справедливость. А справедливость ищут все.

И тут Миша поднял руку. Он выглядел как-то иначе, чем обычно. Ничего вызывающего в одежде, простая толстовка.

-2

— То есть, по-вашему, все ищут справедливости?

— Не все, пожалуй, а только те, кто эту справедливость по большому счёту не нарушает.

— Но её нет, справедливости в этом мире нет и быть не может! Или вы думаете, что она есть? Ее нет, и детективы в придуманных историях никак это уладить не могут, — пылко воскликнул Миша.

— Ты прав. Можешь еще раскрыть свою мысль?

Миша стал объяснять:

— Представим, один человек делает все возможное, чтобы преуспеть. Но все лавры достаются не ему.

— А кому же?

— Кому-то другому. А всё из-за глупой ошибки.

— Миша, я тебя не очень понимаю. Кто-то добивается успеха, кто-то не добивается… — начала рассуждать Людмила Игоревна.

— Да ладно, я и не ждал, что вы поймёте, — перебил ее Миша.

Людмила Игоревна пожала перед плечами и продолжила урок, но слова ученика запали ей в душу.

На следующий урок МХК Миша пришёл в ярком пиджаке. Темой урока было «Преступление и наказание» Достоевского как образец детектива. Под конец урока учительница она обратила внимание на Мишу. Того совершенно не интересовало происходящее — он что-то сосредоточенно рисовал у себя в тетради. Тогда Людмила Игоревна решила обратиться к нему:

— Михаил, скажи, пожалуйста, что ты думаешь о жанровых особенностях романа Достоевского.

— Я читал краткое содержание и никому не рекомендую.

— Читать краткие содержания? — спросила Людмила Игоревна.

— Нет, Достоевского.

— В прошлый раз ты говорил, что справедливости нет. А у Достоевского справедливость торжествует?

— Да я понятия я не имею! И я никогда не говорил, что справедливости не существует. Всё бывает справедливо, поровну.

Отличница Саша протянула:

— Людмила Игоревна, да не спрашивайте вы его. Он же у нас звёздный мальчик.

— Что ты имеешь в виду?

— Вы тут недавно, вот я и рассказываю. Миша у нас талант. Про него сюжеты снимают. Невероятный голос конкурса музыкальных дарований.

— Я и подумать не могла. Миша, так ты звезда?

— Звезда, — спокойно ответил Миша.

-3

Саша продолжила:

— Он купается в деньгах. Что ему до вашего МХК?

После уроков Людмила Игоревна зашла в учительскую. Биологичка Елена Михайловна пила чай.

— Лен, ты ведь у Миши Славникова ведёшь класс?

— Да, он в десятом «А».

— Расскажи мне про него, пожалуйста.

— А что тут рассказывать? Их было два близнеца.

— Какие еще два близнеца?

— Миша и Кира. До восьмого класса они учились вместе, а потом начали драться. Родители не нашли ничего лучше, как услать второго неблагополучного близнеца в другую школу.

— Неблагополучный — это другой? Кирилл?

— Да. Мишка — звезда эстрады. А его брат-близнец совершенно ничем не примечательный был. Сочинения всегда писал кое-как. В биологии вообще не соображал.

— Интересно… — задумалась Людмила Игоревна. — А они по-разному одевались?

— Странно, что ты спрашиваешь. По-разному, конечно. Миша всегда выделялся, вот как сейчас.

— А Кирилл?

— А про Киру даже не помню. Ничего особенного в одежде не было.

Продолжение

Непременно подпишитесь, чтобы не пропустить окончание истории!