Разберёмся, куда можно лезть самостоятельно, а что лучше доверить профессионалам.
Пневматический гайковёрт по праву считается “неубиваемым” инструментом. Отсутствие в конструкции электроники, пластика (за исключением корпуса, если он композитный) и прочих “слабых мест” позволяет ему исправно работать годами, даже при наплевательском отношении к обслуживанию.
У некоторых не самых сознательных любителей пневматики даже принято хвалиться тем, сколько инструмент уже работает без обслуживания и с превышением требований производителя. Но сдуру, как говорится, можно и пневмогайковёрт сломать…
А есть мастера, которые неправильно эксплуатируют гайковёрты просто из-за незнания того, как надо. В этом материале расскажем, как самостоятельно обслужить ударный пневмогайковёрт.
Как часто надо обслуживать пневмогайковёрт?
Начнём с простого - с периодичности обслуживания. И здесь всё зависит от того, насколько интенсивно вы эксплуатируете пневмоинструмент:
1. Домашнее использование. Если гайковёрт достаётся раз в полгода, чтобы переобуть авто, сноса ему не будет. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие от работы. Только соблюдайте технические условия и храните инструмент смазанным и в сухом месте, тогда профилактика ему не требуется. Или потребуется лет через пять, а то и десять.
2. Профессиональное использование. Если гайковёрт трудится в автосервисе в качестве инструмента для периодического откручивания гаек, рекомендуем обслуживать его примерно раз в год. Чаще - только если есть очевидные неисправности, которые можно устранить самостоятельно (о них расскажем ниже).
3. Промышленное использование или работа 24/7. Если инструмент:
- пашет сутками в шиномонтажном сервисе, особенно на улице,
- используется на сборочной линии,
- интенсивно эксплуатируется на промпредприятии, в шахте или в иных “сложных” условиях среди пыли и влаги,
то обслуживание мы настоятельно советуем проводить не реже, чем раз в полгода.
Обслуживание пневмогайковерта своими руками. Что можно и чего нельзя?
При наличии минимального опыта работы с пневматикой, начальных знаний матчасти об общем устройстве пневмоинструмента и прямых рук, вы легко проделаете следующие операции:
1. Замена прокладок. Они расположены либо с обеих сторон корпуса (если задняя крышка съёмная), либо только между корпусом и ударным механизмом (если задней крышки нет).
Со временем прокладки изнашиваются и сквозь щели начинает подтравливать воздух. Замена позволит восстановить герметичность.
ВАЖНО! Обратите внимание на рисунок с деталировкой. На нём изображена взрыв-схема нашей популярной модели Licota PAW-04048S. Но плюс-минус также устроено большинство пневмогайковёртов. Прокладки на рисунке обозначены числами 16 и 26.
2. Замена лопастей пневмопривода. Они же “лопатки ротора”. Это съёмные (иногда подпружиненные) детали, также являющиеся расходниками. У каждой модели пневмодвигателя их разное количество, но заказываются и меняются они ОБЯЗАТЕЛЬНО комплектами! На нашей схеме лопатки обозначены числом 32.
Почему и как лопасти выходят из строя? Вместе с воздухом в инструмент неизбежно попадает мелкий абразив. А если инструмент оставить на морозе, абразивом выступят частички льда, которые образуются при замерзании конденсата. При контакте с этими частицами на лопатках образуются зазубрины, сквозь которые проходит воздух. Давление внутри инструмента падает, эффективность работы снижается.
3. Смазка ударного механизма. На нашем рисунке он обозначен цифрами 37-39. У большинства инструментов на корпусе есть отверстие, сквозь которое “ударник” можно смазать специальным шприцем, не разбирая инструмент. И мы рекомендуем проводить эту операцию примерно раз в месяц. Почему это надо делать и как это работает - смотрите в этом видео:
Но, раз уж пришлось разобрать гайковёрт для планового обслуживания, просто извлеките вал, обильно макните его в консистентную смазку, типа литола, и вставьте обратно. Центробежная сила сама всё разбросает.
В принципе, всё. Остальные операции уже не считаются обслуживанием, и относятся к категории ремонта. И самостоятельно его проводить лучше не надо. Если инструмент на гарантии, он с неё автоматически слетает. А если нет - максимум, что можно сделать (если у вас уже есть опыт обслуживания) - это заменить приводной вал. На рисунке он обозначен числом 40. Вал - это тоже расходник, только меняется он намного реже, исходя из степени износа. За это время, думаем, у вас уже накопится достаточный опыт, чтобы данную операцию вы провели правильно.
О том же самом, но в видеоформате и с наглядным примером, можно посмотреть в этом видео:
Неисправности пневмогайковёрта, которые можно устранить самостоятельно
Случаются в работе пневмоинструментом мелкие неполадки, которые легко исправить самому, не прибегая к помощи сотрудников сервиса.
Неисправность: Гайковерт не тянет. Малая мощность даже при повышенном давлении.
Возможная причина: У гайковёрта упал крутящий момент. Проверьте не ослабли ли винты крепления корпуса к ударному механизму. Бывает, что крепёж разбалтывается от вибрации, и сквозь щели начинает уходить воздух.
Неисправность: Давление в системе нормальное, а в инструменте недостаточное или отсутствует.
Возможная причина: Фильтрующая сетка входного штуцера забита песком и обрывками фумленты. Открутите штуцер и попробуйте прочистить.
Неисправность: Гайковёрт перегревается.
Возможная причина: Пневмодвигатель перегреться не может в принципе, так как постоянно самоохлаждается за счёт проходящего воздуха. А вот перегрев ударного механизма пневматического гайковёрта - проблема распространённая. Происходит это по двум причинам:
- Недостаток смазки. Выход - смазать “ударник” любым из двух перечисленных выше способов.
Кстати, к чему может привести избыток смазки в пневмодвигателе, можно посмотреть здесь:
Избыточное давление. Стандарт для гайковёртов на ½” - давление в 6-6,5 бар. Для ¾ и 1” - до 8 бар. Но некоторые думают, что инструмент будет лучше работать если бахнуть побольше. Разочаруем - нет, не будет. Потому что просто технически не может пропустить через себя столько воздуха.
ВАЖНО! Если при устранении этих неполадок инструмент всё равно работает некорректно - обращайтесь в сервисный центр. Если возникли другие проблемы - совет тот же.
P.S. Про “мало смазки” и подготовку воздуха
Запомните главный враг пневмоинструмента (после оператора-вандала, конечно же) - коррозия! И с ней надо бороться максимально безжалостно. Как? Правильно подготавливать воздух для работы и правильно смазывать инструмент. Но это уже тема отдельной статьи, которую можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/YHVIL8o3u2cREgtc
Нравится статья? Подпишись, чтобы не пропустить новые!
Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160