В рубрике «Правила смерти» мы расспрашиваем на эту тему замечательных людей нашего времени. Сегодня о своих правилах смерти расскажет автор повести «Невидимый друг», вышедшей в независимом издательстве Чтиво, писатель, креативный продюсер и сценарист мультфильмов Марк Мусиенко.
Вы хотели бы знать, как и когда вы умрёте? В какой момент жизни?
Точно нет. С одной стороны, конечно, было бы здорово хоть на какое-то время избавиться от тревоги и начать жить полной жизнью, будучи уверенным, что завтра ты обязательно проснёшься. С другой стороны, страшно представить, что будет испытывать человек, зная, что умрёт через месяц, неделю, день. Кажется, это не самая лучшая идея — каждый раз испуганно задувать свечи на торте, проклиная неумолимое течение времени, ведущее тебя к смерти.
Назовите три желаемых способа смерти.
- От передоза сна (желательно без кошмаров).
- От передоза еды (желательно вкусной).
- От передоза фильмов (желательно режиссёра Дэвида Финчера).
Назовите три нежелаемых способа смерти.
- Быть растерзанным собаками (другими животными не так страшно, а собак я боюсь).
- Захлебнуться в собственной рвоте.
- Сгореть заживо.
Как распределяется баланс между жизнью и смертью в вашем творчестве?
Больше жизни, меньше смерти. В противном случае будет сложно наблюдать за действиями главного героя, лежащего в морге. А если серьёзно, смерть есть везде: и в жизни, и в творчестве. И зачастую самый интересный сюжет — это следить за героем, который просто пытается выжить.
Какое значение имеют образы смерти в вашем творчестве и что они символизируют для вас?
Я никогда не продумывал специально образы смерти, они создавались сами собой. Что касается символизма, то для меня смерть — безвозвратность. И речь здесь необязательно про физическую смерть. Умереть может дружба, любовь, страх. В одном из своих произведений я невольно сделал заброшенный дачный домик образом смерти. Для меня это образ смерти прошлого. И если человек не может это прошлое отпустить, то (спойлер) этот образ смерти может превратиться в нечто реальное.
Опишите ваш персональный образ смерти.
Коробка из-под обуви, лопата, берёза.
Как вы относитесь к идее бессмертия и как она проявляется в вашем творчестве?
Идея бессмертия звучит скорее как наказание, нежели как подарок. Несмотря на весь прекрасный (хотя с этим можно поспорить) мир, который нас окружает, ты всё равно в какой-то момент просто устанешь от него. В моём творчестве идея бессмертия проявляется очень просто — её нет. Я не садист.
Куда, по-вашему, после смерти попадёт ваша душа?
Туда, где она была до рождения.
Куда бы вы хотели, чтобы она попала?
В кинотеатр, желательно IMAX.
Считаете ли вы смерть предметом табу или частью нашей естественной сущности?
Думаю, это самая обыденная часть нашей жизни.
Как опыт утраты близкого человека или приближение к собственной смерти может повлиять на вашу жизнь и творчество?
Прозвучит банально, но это заставит переосмыслить свою жизнь и наконец понять, что нет ничего важнее родных и близких тебе людей. И только в творчестве мы можем по-настоящему попрощаться с ними. В реальной жизни, к сожалению, мы никогда не успеваем это сделать.
Какие вопросы вы хотели бы задать любому из умерших, если бы была такая возможность?
Зачем нам дана жизнь и есть ли у вас котики?
Хотели ли бы вы иметь возможность общаться со своими ушедшими близкими или кумирами? Если да, то для чего?
Нет, пусть отдохнут от людей.
Какие аспекты смерти и загробной жизни вы хотели бы изучить или узнать от самой Смерти?
Существует ли вообще загробная жизнь? А если существует, что в таком случае нужно сделать, чтобы забронировать себе лучшие места?
Если бы мёртвые могли передать живым одну вещь, что бы это было и как бы вы её использовали?
Дневник Смерти, с помощью которого можно было бы с ней переписываться. Не понимаешь, почему умер твой хороший друг, — просто напиши свой вопрос и жди ответ в дневнике на следующее утро. Тебе пора умирать, а ты ещё не успел внести правки в сценарий — попроси отсрочки. Удобная была бы вещь.
Что умершие могли бы сделать для живых, чтобы помочь им лучше понять самих себя или свою жизнь?
Если умерший по специальности был психологом, он мог бы проводить посмертные консультации. Давайте серьёзно: люди не способны сами разобраться в себе — как нам в этом смогли бы помочь мёртвые? И вообще, кто сказал, что мертвецы тут же познают смысл всего существования после своей кончины? Сомневаюсь в этом. Скорее всего, умершие точно так же лежат на диване, только вместо вопроса «В чём смысл жизни?» спрашивают: «В чём смысл смерти?»
Читайте демо и полную версию повести «Невидимый друг» Марка Мусиенко на сайте Чтива: https://chtivo.spb.ru/book-nevidimyi-drug.html