Несколько десятилетий прошло с оглушительного триумфа шведского квартета АББА на фестивале Евровидения, когда зрители европейских стран были буквально поражены необычным звучанием композиции Waterloo, оригинальными костюмами и яркими индивидуальностями самих исполнителей. Тогда шведская четверка еще не знала, что впереди ее ожидают многолетняя мировая слава, закат музыкальной карьеры и «одиночное плавание» каждого из солистов. И конечно, никто не мог предположить, что музыка АББЫ окажется вечной, не поддающейся забвению.
Так называемый АББА-саунд (ABBA-sound) - особенность аранжировки музыкального материала, тексты песен, сочетание голосов вокалисток – находит в каждом поколении своих почитателей. Волна АББА-мании периодически охватывает мир – в начале 90х все большее количество пластинок группы АББА стало прокручиваться в модных ночных клубах мира, одновременно возникли ансамбли и группы, которые пытались копировать группу АББА и создавать новые версии песен. Так или иначе - идет ли речь о новом мюзикле Бенни и Бьерна Christina fran Duvemala, о фестивале трансвеститов в Австралии, для которого был снят фильм, в основу которого легли музыкальные композиции АББЫ, о или о возобновлении любимых шлягеров квартета, объединенных в легкое непритязательное шоу под названием Mamma Mia, все это – событие.
В 21 веке мюзикл добрался и до России, и оказалось, что российский зритель благодарно помнит старые добрые времена, когда песни квартета трепетно переписывались с толстых бобин катушечных магнитофонов. Особо завидовали счастливчикам-обладателям винила в яркой глянцевой обложке, на которой четверка в умопомрачительных белых костюмах стояла у необыкновенного прозрачного вертолета на фоне полыхающего закатного неба.
Более молодое поколение россиян, не помнящее жарких споров 70х – кто лучше – АББА или Бонни Эм, не замиравшее за полночь перед экранами телевизора в ожидании программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», не знающее в общем, практически ничего о самом квартете, «уважает» мелодии АББЫ просто как хорошую танцевальную музыку.
Итак, можно ли считать победу на Евровидении началом группы АББА? И да, и нет. Как выразился Бенни «АББА как бы никогда не начиналась и никогда не кончалась». Строго говоря, ни одна музыкальная группа не проходила столь длительной «предстартовой подготовки». К моменту создания квартета каждый исполнитель имел за плечами сольную карьеру, а Бенни и Бьерн – еще и опыт продюсирования других музыкантов. Более того, в истории четверки есть такой эпизод, когда они попробовали выступить вместе в программе в одном из ресторанов. Провал был таким сокрушительным, что тогда они буквально поклялись друг другу не выходить на концертную площадку вместе! Интересно, что было бы с миром поп-музыки, если бы четверка сдержала это обещание!
Скорее всего, квартет родился тогда, когда две пары – Бенни и Фрида, Бьерн и Агнета встретили друг друга и влюбились. По счастливой случайности все оказались талантливыми музыкантами. Две пары – обручившаяся и женатая пара – вот такой цемент скреплял этот квартет. Любовь – отличный помощник во всех начинаниях, в том числе и на пути к вершине мировых хит-парадов. Агнета и Фрида являлись музами Бенни и Бьерна, «лицом» и «голосом» АББЫ. «Когда говорят об особенном АББА – саунд – речь идет о песнях, аранжировке и т.д. Но попробуйте заменить Фриду с Агнетой другими женскими голосами, и знаменитый АББА-саунд исчезнет быстрее молнии. Их голоса были важнейшей звуковой частью картины». С точки зрения покупателей АББА могла бы называться АА – по именам солисток, поскольку именно их голоса определяли характер группы, а мужчины оставались на втором плане.
И спустя годы, когда АББА стала группой номер один в Европе, распад семей исполнителей закономерно повлек за собой распад группы. Ушла любовь, ушла радость совместного творчества, вдохновение, драйв.
К тому моменту, когда к АББЕ пришел успех, Бенни и Бьерн уже несколько лет писали музыку на тексты других артистов, и их стремление отступить на задний план росло вместе с ростом популярности группы. «Когда АББА перестала выступать вместе, я и Бенни хотели работать за сценой и не стоять на эстраде», - вспоминает Бьерн.
Бьерн Ульвеус (Bjorn Ulveus) родился в Гетеборге 25 апреля 1946 года. Играл в школьных ансамблях, когда приступил к работе в Hootenanny Singers, группу заметил Стиккан Андерсон (Stikkan Anderson). В прошлом учитель, Стиккан добился успехов в мире музыки сочинением собственных песен, а с начала 50х ему довелось сыграть важную роль в развитии музыкального проекта под названием АББА, а также стать одним из самых влиятельных людей Швеции в области производства грампластинок.
Бенни Андерсон (Benny Andersson) родился 16 декабря 1946 года в Стокгольме. Любовь к музыке родилась с детства – он прислушивался к разным мелодиям – от народной шведской музыки до европейских шлягеров и американского рок-н-рола. «Помню, дед с отцом подарили мне аккордеон. Они сами хорошо играли и учили меня, не думая, насколько я окажусь талантлив. Я не стремился играть на скрипке – аккордеон имеет преимущество – взял на плечо и пошел – проще, легче, веселей» – вспоминает Бенни. В 1964 году Бенни вошел в состав популярнейшей в Швеции группы Hep Stars, заменив органиста. В июне 1966 года обе группы отправились в турне по Швеции, выступая на сценах под открытым небом в Народных парках. И надо было такому случиться, что два автобуса с музыкантами встретились на развилке дорог именно в тот день, когда планировалось отметить уход в армию Бьерна и еще двух членов группы. Весь состав Hep Stars был приглашен на вечеринку после концерта к Hootenanny Singers. Контакт между Бьерном и Бенни возник сразу, и вскоре они подружились. Эта дружба углубилась, когда ансамбль Hep Stars снова пригласили на вечеринку к группе Hootenanny Singers. Бенни и Бьерн решили сочинить что-нибудь вместе, так возникла мелодия Isn t it easy to say. С этого началось самое успешное за всю историю Швеции творческое сотрудничество этой пары музыкантов.
В конце 1967 года в мир шведского шоу-бизнеса вступила Фрида. Анни Фрид Люнгстад (Anni Frid Lyngstad) родилась 15 ноября 1945 года в Норвегии. Ее мать звали Сюнни, отца Альфред Хаасе. Он не знал о беременности своей девушки, когда покидал Норвегию. Как полагала Фрида и ее родственники, он погиб. Судно, на котором он плыл, затонуло по пути в Германию. Мать Фриды умерла, когда девочке исполнился год, и бабушка переехала со внучкой в Швецию. Фрида пела с 13 летнего возраста. Но вся Швеция услышала ее в 1967 году, когда она победила в конкурсе талантов на сцене стокгольмского парка Скансен. Вскоре она подписала контракт с фирмой грамзаписи EMI, но ни один из ее ранних синглов не принес коммерческого успеха. Только в 1971 году, когда Бенни работал с Фридой два года в качестве продюсера, ее пластинки стали раскупаться.
Через месяц после дебюта Фриды в октябре 1967 года настал черед Агнеты записать свою первую песню. Агнета Фельсткуг (Agnetha Feltskog) родилась 5 апреля 1950 года. С 1965 года она – солистка ансамбля танцевальной музыки. Однажды она записала демо-версию собственной композиции, которую отправила на фирму грамзаписи. Голос девушки произвел впечатление, и Агнету пригласили в Стокгольм, куда она приехала вместе с папой. В столице было записано два ее первых сингла.
В 1968 году Бенни и Бьерн выпустили вторую совместную композицию, которая, впрочем, не заинтересовала публику, но молодые музыканты не очень переживали, они верили в собственные силы. Бьерн бросил учебу в университете, решив посвятить себя полностью музыке. Тем временем популярность группы Hep Stars стала падать, возникли внутренние разногласия. Поправить ситуацию было решено с помощью выступлений в ресторанах. В одном из таких ресторанчиков в 1969 году произошла встреча Бенни и Фриды. А вскоре они встретились еще раз на записи радопрограммы и поняли, что влюбились друг в друга по-настоящему.
Когда Фрида должна была записывать свой седьмой сингл в 1969 году, естественно, что Бенни не только играл на фортепьяно, но и стал продюсером. К тому моменту группа Hep Stars распалась, Hootenanny Singers “дышала на ладан”, у Бенни и Бьерна появилось гораздо больше времени для совместной работы.
Бьерн и Агнета встретились и полюбили друг друга в мае 1969 года, когда оба находились на западном побережье Швеции, где проходила одна телевизионная съемка. «Бьерн был очаровательным молодым человеком, прекрасным артистом. Мы подходили друг другу, он нежно относился ко мне, как и я к нему. И я согласилась выйти за него замуж», - вспоминает Агнета. Свадьба была названа прессой поп-свадьбой года. Бенни играл на церковном органе не только Мендельсона, но и собственную композицию Wedding. На следующий день после бракосочетания Стиккан Андерсон предложил Бьерну должность продюсера, на что тот ответил согласием с условием: чтобы Бенни тоже принял в этом участие. Стиккан ничего не имел против.
Чуть раньше Бенни и Бьорн начали работу над совместным альбомом Lycka «Счастье». В одной из песен альбома на заднем плане звучат женские голоса Фриды и Агнеты. «Не думаю, что эта композиция стала бы таким хитом, если бы в ней не пели мы с Агнетой», - вспоминает Фрида.
В 1970-71 годах Бьерн и Бенни занимались собственными продюсерскими проектами, гастролировали по Народным паркам, Бенни продюсировал две первых долгоиграющих пластинки Фриды, Бьерн занимался выпуском четвертого сольного альбома Агнеты. Помогать друг другу в студии – стало главным в работе четверки. И однажды они попробовали спеть вместе. Запись People need love, где женские голоса выдвинули на передний план, а сама песня создавала эффект переклички мужских и женских голосов, неожиданно завоевала популярность в Швеции. В 1972 году Шведское радио объявило о начале отборочного конкурса на лучшую песню 1973 года. Было решено выдвинуть на конкурс Бенни-Агнету-Фриду-Бьерна (так назывался тогда квартет) И в начале февраля Швеция услышала песню Ring исполнении четверки. Это была непривычная песня. Новая техника записи - звучание голоса наравне со всеми инструментальными партиями (вместо того, чтобы выдвигать солиста на первый план) –не произвела впечатления на жюри, и в результате четверка оказалась на третьем месте. «Никогда не видел людей в более подавленном состоянии», - вспоминает
музыкант, сидевшей в момент объявления результатов рядом с четверкой в ложе.
Но тот факт, что песня не прошла отборочный тур, не повлиял на ее продажи. К концу марта было продано 100 000 экземпляров. Это высокая цифра и для сегодняшней Швеции. А в 1974 году группа взяла реванш – песня Waterloo безоговорочно победила на фестивале Евровидения в Брайтоне. АББА была первым шведским ансамблем, выигравшим конкурс. Стиккан Андерсон приложил немало усилий, чтобы Европа не слишком быстро их забыла. Кстати он первым начал применять сокращенное имя группы АББА. (Правда в Швеции есть предприятие по производству рыбных консервов под тем же названием, но оно разрешило «одолжить свой фирменный знак»)
Победа в Брайтоне привела к лихорадочной рекламной деятельности, были выпущены немецко-и франкоязычные версии песен Ring и Waterloo. В мае 1973 года Waterlooзаняло первое место в хит-парадах в Англии. Невероятно, но в это время у Бенни и Бьерна нашлось время для записи нового альбома Hootenanny Singers. Тот факт, что запись состоялась, является доказательством того, что Бенни Бьерн считали себя в первую очередь продюсерами, а потом членами группы АББА. Девушки тоже не забывали о сольных проектах – Агнета начала записывать свой пятый альбом “Одиннадцать женщин в доме”, примечательный тем, что при его создании она сама выступила продюсером. Такое развитие сольных проектов привело к тому, что только в 1974 году группа решила заняться записью первой долгоиграющей пластинки. Решено было записывать тексты на английском языке. Особое значение придавалась аранжировке – был выработан новый метод написания песен. В студии вовсю кипела работа, были наняты специальные аранжировщики. Их изобретательность, жажда экспериментов и то, что Бенни и Бьерн соглашались на все предложения, было очень важно в создании звукового полотна группы АББА. Сами Бенни и Бьерн начинали работу над новой песни с импровизации – один на фортепиано, другой на акустической гитаре, а потом они перебрасывали друг другу музыкальные фразы до тех пор, пока не возникала мелодия. Пока они наигрывали музыкальные фразы, они обычно напевали нечто похожее на а нглийский текст, бессмысленный набор слов. Именно эти фрагменты текстов и становились тем ключевым словом или фразой, которые превращались в рабочее название будущей песни. Они называли это английским словом hook- крючок – контрапункт песни, за который цепляется внимание слушателей, то, что запоминается. Большое значение уделялось вокалу. «Между нашими голосами была довольно большая разница, - рассказывает Фрида, - мы пытались сгладить ее. Практически у меня меццо-сопрано, а у Агнеты сопрано. Но Бьерн всегда знал, какой голос должен доминировать. Иногда я завидовала Агнете, что выбрали ее голос».
«Девушки прекрасно контролировали свои голоса и могли делать с ними невероятные вещи, - вспоминает аранжировщик Микаель Третов, - это очень необычное явление, когда певицы могут петь настолько чисто и при этом звучать убедительно. У Агнеты и Фриды была способность даже небольшую партию спеть так, что в их проникновенность веришь». Хотя большинство произведений пары Андерсон-Ульвеус появилось на свет в результате тесного сотрудничества обоих партнеров, нельзя не признать, что большинство музыкальных идей исходило от Бенни, тогда как на Бьерне лежала главная ответственность за тексты. Бьерн изучал много англоязычной поэзии, а порой тексты возникали спонтанно, даже во время бега трусцой. Так, например, веселая песенка Take a chance возникла по ассоциации с шаркающим звуком подошв об асфальт «т-к-ч, т-к-ч».
Когда в 1975 году вышел альбом «АББА», в нем уже легко можно было узнать типичный АББА-саунд – звуковая картина с переплетающимися многослойными женскими голосами и множеством инструментальных партий. Мелодии АББЫ стали легко узнаваемыми: Honey, honey, SOS, Mamma Mia, Fernando, I do, I do, Dancing Queen, Money, money, Thank you for the music, Happy New Year, Chiquitita, Voulez vous … Они запоминались легко и надолго. Группа гастролировала по Европе, Америке, Южной Америке. В 1977 году состоялись первые гастроли в Австралии. Группу встречали восторженные поклонники, на концертах был полный аншлаг, а во время поездки практически в режиме нон-стоп шла съемка, которой в будущем предстоит стать полнометражным фильмом ABBA. The movie. (режиссер Л. Халльстрем). Халльстрем станет впоследствие режиссером всех рекламных роликов и видеоклипов группы. Еще в 1975 году он определил многое из того, что будет считаться типичным для видеозаписей группы АББА. Впервые в сюжете к песне Mamma Mia он ввел особый прием, когда крупным планом снимаются два члена квартета, причем одного показывают в профиль, другого в анфас. Он «спаривал» членов квартета в разных комбинациях, противопоставляя одну пару другой, и этот прием станет характерным для визуальной подачи группы АББА.
И хотя группа была невероятно популярной, а ее пластинки раскупались, в самой Швеции АББУ постоянно ругали в СМИ. Критиковали за имидж «добропорядочных» женатых пар, яркие наряды, мировой успех. Только в 80-е годы заслуги группы были признаны публично.
Тяжелый труд, выматывающие гастроли давали о себе знать. Комфортнее всего участники чувствовали себя в студии. Однажды Бьерн обмолвился журналисту в интервью в 1977 году, что ощущает беспокойство, тревогу и спад настроения, а Агнета сказала, что в следующем году они попытаются снизить темп работы. Осень 77-го была сложным временем для Агнеты и Бьерна, ведь они ждали второго ребенка. Тема «брака в кризисе» возникла и в творчестве группы - песня One Man, one woman развивается в небольшой рассказ о взаимоотношениях людей.
Агнете нелегко было балансировать между участием в студийной работе и беременностью. Кстати, в это время Фрида тоже столкнулась с большим эмоциональным потрясением. Она была уверена, что ее отец Альфред Хаасе погиб при кораблекрушении, когда покидал Норвегию. В 1977 году некто, назвавший себя отцом Фриды, позвонил в студию «Полар». Фрида долго отказывалась этому верить. Но Альфред Хаасе предоставил все необходимые доказательства, а потом приехал в Стокгольм. «Мы оба плакали, - вспоминает Фрида эту встречу, - нелегко приобрести отца, когда тебе уже 32 года. Невозможно любить его так, как если бы я выросла вместе с ним. Но он очень симпатичный и хороший человек».
В 1978 году через девять лет после своего обручения Фрида и Бенни поженились. Свадебная церемония состоялась в одной из церквей на острове и была очень скромной. О ней было известно очень узкому кругу людей. Зато в прессе стали проявляться слухи, что в квартете не все ладно, что Фрида и Агнета чуть ли не ненавидят друг друга. «В нас всегда был дух соперничества, что наполняло наши песни эмоциональностью и страстью. Я всегда понимала, что у Фриды более яркий имидж, чем у меня, она была более выразительна в танцах и песнях, - делится Агнета, - но мы всегда работали вместе спокойно и с удовольствием. Иногда куражились на сцене, это было здорово».
У Фриды было двое взрослых детей от первого брака, а Агнета очень скучала по своим детям, что стало создавать определенные трудности в квартете. «Агнета вообще не хотела никуда уезжать», - рассказывает Бьерн, - «она хотела оставаться дома с детьми. Теперь я смотрю на это иначе, а раньше я возмущался: «Да ты что! Это же интересно! Если мы не поедем, мы этого себе не простим! В течение 1978 года она вообще не выезжала за пределы Швеции. У Агнеты приоритеты были расставлены так: сперва дети, потом АББА. У меня наоборот».
Время для компромиссов было упущено. В 1979 году Бьерн с Агнетой объявили о разводе. Вскоре после развода Бьерн встретился с Леной Челлерше (Lena Kallersjo), на которой позже женился. В этом браке родились две девочки. Агнета в 1990 году вышла замуж за хирурга Тумаса Сонненфельда (Thomas Sonnenfeld), Но этот брак просуществовал только два года.
АББА объявила, что группа будет продолжать деятельность, но напряженность внутри квартета нарастала. В 1980 году группа отправилась в свое последнее турне по Японии, по окончании которого продолжилась работа в студии. Тогда была написана одна из классических в жанре поп-музыки песен The winner takes it all.Мелодическая цепочка, отработка нюансировки, сопровождение хора, а также собственный «речитативный стиль» Агнеты в исполнении воплотили редкий случай гармонии между текстом и мелодией. Кстати, предполагалось, что исполнять ее будет Фрида, но так получилось, что ее спела Агнета. «Знаю, как Агнете тяжело было петь эту песню, воспоминания о разводе были еще свежи, но с другой стороны это была прекрасная возможность выразить свои эмоции через музыку», считает Фрида. В конце 1980 года группе пришлось отменить запланированные выступления в телешоу с рекламой альбома Souper Trouper во Франции, Германии и Англии в связи с возникновением риска для безопасности группы. Угроза похищения с целью выкупа детей Агнеты и Бьерна была пугающим событием для них обоих . К счастью, угроза на была осуществлена. Но с этим не смирилась немецкая съемочная группа. Они взяли с собой все необходимое для организации телесъемок в студии в Стокгольме. В качестве благодарности группа выступила с песней Happy New Year специально для шведского телевидения. Эта запись транслировалась потом ежегодно в новогодние вечера в течение многих лет.
В 1981 году разошлись Бенни и Фрида. И эта новость окончательно разрушила державшийся с 70-х годов образ квартета АББА как «двух счастливых пар». Эти изменения неизбежно должны были оставить свои следы в тех песнях, которые записывались для нового альбома. Баллада Slipping Throuhg my Fingers дает самую откровенную возможность взглянуть в частную жизнь квартета. Бьерн написал текст, который пела Агнета, и речь в нем идет о тех смешанных эмоциях, которые они оба испытывали, наблюдая за ростом их дочери Линды. «Я очень точно помню момент, когда меня впервые посетило т чувство, о котором собственно, и поется в песне», - говорил Бьерн. – Это случилось, когда я провожал Линду в школу. Она обернулась и помахала рукой на прощанье. А я подумал: «Вот и еще один шаг сделан. Она уходит все дальше. Безвозвратно. Сколько же я прозевал за все эти годы?»
Следующая песня When all is said and done, исполняемая Фридой, продолжает тему «брака в кризисе». «Помню, я немного сомневался по поводу текста, - говорит Бьерн, - Фрида и Бенни только пережили развод, а об этом и шла речь в песне. Но Фрида была согласна». «В этой песне моя печаль», - считает Фрида, - «до сих пор эта композиция относится к числу моих любимых».
Если рассмотреть внимательнее те песни группы, в которых речь идет о проблемах, связанных с отношениями мужчины и женщины, то интересно отметить разницу между теми композициями, которые пела Фрида и Агнета. Даже когда Фрида выступает в роли отчаявшейся женщины, все равно остается хоть капля надежды на будущее и решимость преодолеть проблемы (Knowing me. Knowing you, When all is said and done, One man, one woman)
Агнете же, напротив, часто довелось исполнять роль одинокой женщины на такой грани отчаяния, что она даже не находит сил порвать с возлюбленным. Ее песенный образ – «жалкая неудачница», «Loser», у которой отсутствует чувство собственного достоинства. (SOS, The Winner takes it all)
«Возможно голос Агнеты представлялся мне более насыщенным грустными тонами», - объясняет Бьерн, «но я не старался приспособить атмосферу текста к голосам исполнительниц».
Переживания по поводу развода не могли не сказаться на атмосфере внутри квартета. «Ту радость, которая всегда присутствовала в нашем пении, даже если песня была грустной, этой радости больше не было. Мы разошлись в разные стороны, а с этим и то ощущение взаимной связи, которое всегда составляло часть нашей деятельности», - считает Фрида. Подавленное состояние квартета нашло свое конкретное выражение в песне One of us. В нем Агнета исполняет еще одну вариацию на тему разбитой любви. Куда делись брызжущие весельем, радостью и хоровым многоголосием песни, которые в сознании людей ассоциировались с группой, создавшей Mamma Mia, Take a chance on me, Thank you for the musiс? Последней песней, которую записала группа, была композиция The day before you came. Она не стала крупным хитом, хотя вполне этого заслуживает. «Эта песня сочинялась в студии, - вспоминает Бенни, - у меня в голове бродил отрывок мелодии, а поскольку у нас не было другой песни для работы, мы развернули этот фрагменты в целую композицию. Единственными инструментами были синтезаторы и барабаны, на заднем плане едва был слышен голос Фриды почти в оперном исполнении». Пожалуй, это один из лучших текстов Бьерна. Речь идет о заурядной женщине, которая жила простой жизнью, и Бенни с Бьерном попросили Агнету исполнить эту песню будничным ординарным голосом, чтобы создать впечатление, что поет обычная женщина. Вряд ли мог квартет пожелать себе лучшей песни для достойного завершения карьеры. Однако этот шедевр не стал успешным синглом АББА, возможно, это было еще одним признаком того, что эпоха славы квартета подходила к концу. «Профессионально мы могли продолжить, но эмоционально мы устали от АББЫ», - заметила Фрида.
Бенни и Бьерн поняли, что в рамках квартета они сделали все, что могли. В декабре 1981 года Бенни и его жена Мона зарегистрировали свой брак, а поскольку их сын Людвиг родился почти одновременно с дочерью Бьерна Эммой в январе, оба композитора хотели немного передохнуть. В них зрело желание создать что-то новое. Совместно с композитором Тимом Райсом они стали обсуждать планы по созданию мюзикла Chess. Фрида записывала свой первый сольный с момента 1975 года альбом, продюсером которого выступил Фил Коллинз. Агнета начала подбирать подходящие песни для своего сольного альбома. С 1987 вокруг группы царило молчание: Агнета записала в 1987 году свою третью после АББЫ пластинку и почти немедленно покинула музыкальный мир. Сейчас она живет почти отшельницей в пригороде Стокгольма. « Я не могу играть, петь, записывать музыку. Не пользуюсь стереосистемой. Единственное, что мне нужно – тишина. Я устала от музыки. Люблю прогулки, они меня успокаивают, это основное средство умиротворения».
Фрида перестала записывать диски после диска Shine 84, а в 1992 году вышла замуж. «У меня был долгий период, когда я не только не могла слушать записи, но и слышать слово АББА. Потом мне прислали кассеты, где были записаны линейки песен, сделанные Бьерном и Микаэлем Третовым. Я слушала их снова и снова и впервые получила удовольствие за долгое время».
Бенни и Бьерн осуществили постановку проекта мюзикла Chess. «Это более объемная работа с привлечением оркестра» После завершения работы над Chess Бенни и Бьерн создали мюзикл на тему шведского эпоса, который имел колоссальный успех.
Затем Бенни обратился к созданию других музыкальных форм, в основу которых легло наследие шведского эпоса. Время от времени он играет на аккордеоне с ансамблем народной музыки. «Я с глубоким уважением отношусь к народным традициям и людям, которые их продолжают, несут народную музыку через века».
В 2021 году группа не недолго воссоединилась, чтобы записать свой последний альбом Voyage. Название альбома многозначительное - жизнь - это странствие, а люди в ней - странники... Путешествие каждого когда-то заканчивается...
Ну что ж, фанаты во всем мире были в восторге. Да, быть может, голоса солистов звучали не так свежо и молодо, но АББА-sound остался. Это - красивая точка в истории одной из великих групп 20-го века...