- Мааам, а что у нас на завтрак? - Петя стоял на кухне, взлохмаченный и в одних трусах.
- А на завтрак, Петенька, у нас то, что ты сам приготовишь!
Лариса не спала всю ночь, а ощущение, что из отпуска вернулась.
Еле дождалась, когда солнце заглянет в их с Костей спальню, чтобы встать и заварить себе кофе. Она вдруг поняла, что своими руками создала в жизни то, что лишало её спокойствия и накрывало усталостью, как огромным тяжелым одеялом.
А раз сама создала, значит сама и изменит. Так ей эта мысль понравилась, что всю ночь в голове её крутила, даже план уже созрел.
Она сидела в тишине, пока все спали, и смотрела, как за окном падает снег, и люди бегут на работу. Вспомнила, как праздновали Петино совершеннолетие 5 лет назад, и как он заявил, что теперь стал взрослым и самостоятельным.
А потом в воспоминаниях вдруг мелькнули кадры из летнего вечера на даче. Они тогда с мужем её только купили и решили, что настало время замедлиться - сын то вырос, можно расслабиться и выдохнуть. В отпуск съездить на море, а на даче цветы посадить и каждые выходные этим видом наслаждаться.
- Хорошо, что мы совсем молодыми поженились, - говорила тогда Лариса мужу. - Сына вырастили, до пенсии далеко, теперь можно и о себе подумать.
- А как будто вчера из роддома вас забирал, - смеялся Костя.
- Кость, а давай вообще на дачу переедем? Так хочется, чтобы мы, наконец-то, вдвоём вечера проводили, не решали чужих проблем. Петька, вон, взрослеть решил, вот пусть и учиться в жизни устраиваться.
Лариса вспоминала, как тогда ей представлялась жизнь, и как хорошо было от этих мыслей. Вот чего она никак не могла вспомнить, так это в какой момент всё пошло не по плану, и почему она этого даже не заметила.
Сын тогда только поступил в университет и сам решил жить в общежитии
Но через полгода устал от плохой еды и обязанностей самостоятельной жизни. Вернулся домой, а на учёбу ездил на электричке.
В том же году свекровь первый раз приехала к ним зимовать из деревни. Сказала, что устала чистить двор от снега, силы уже не те, да и скучно там зимой, а у неё бессонница, рано спать не ложится.
Только весной Лариса вздохнула с облегчением, что Лидия Степановна уехала, как золовка попросилась пожить. Муж её тогда загулял, вот она и ушла от него, а на съём жилья денег не было.
Когда Петя университет закончил, то работу сразу нашёл и перестал просить деньги у родителей, хоть и жил по-прежнему с ними. Лариса гордилась сыном и хвалила его за успехи в самостоятельности.
- Ларочка, ты чего с утра взбеленилась-то? - сонный Костя показался на кухне, когда сын гремел тарелками, пытаясь сообразить себе завтрак. - И куда ты в такую рань?
- Дела у меня, к обеду вернусь.
- Что за дела такие? Ты ведь обещала Наташе, что на работу её подбросишь.
- Не смогу, пусть на автобусе добирается.
Лариса выскользнула из дома, оставив на кухне недоумевающих мужа и сына. Как давно она не шла пешком по этому парку! Женщина закрыла глаза и вдохнула морозный воздух полной грудью. Остановилась, когда заметила, что с трудом дышит от быстрого шага. Видимо, привыкла всё время на машине, разучилась просто гулять.
А бежала она к подруге, которая работала в салоне парикмахером
Договорились вчера, что та её до открытия примет, чтобы концы немного подровнять.
Раз в полгода Лариса приходила к Свете подстричься, и всегда в 7 утра. Так она успевала к 8 вернуться домой, приготовить завтрак сыну и мужу, отвезти золовку на работу и самой успеть в офис. Вечером возвращалась домой, кормила всех ужином, а потом мыла посуду и слушала ворчание свекрови. Так и жила, не замечая, как это стало привычкой.
- Свет, а давай всю длину уберём, - предложила Лариса. - Я тут решила жизнь менять, начну с волос.
- А я давно говорила, с твоим лицом короткая стрижка будет смотреться здорово.
- Тогда ещё и покрасим!
- Ларис, я-то могу - у меня до 10 никого сегодня. Но тогда ты к 8 не успеешь вернуться, это процесс небыстрый.
- А я сегодня никуда не спешу, - сказала Лариса, глядя на себя в зеркало. И так хорошо стало ей от этих слов.
Вернулась Лариса домой ближе к 12
Написала сообщение шефу, что ей срочно нужен выходной, и тот отпустил с работы. Поэтому шла не спеша из салона, смотрела на своё отражение в витринах и улыбалась. Забрела в кофейню за любимым каппучино, и почти час там просидела, разглядывая прохожих за окном.
Как, оказывается, приятно не спешить. А ведь ей, Ларисе, и спешить-то некуда. Вся эта гонка вечная не по своим делам. Дома крутишься волчком, чтобы успеть всех накормить, куда-то отвезти, давление померить, одежду погладить, с собакой погулять. И всем что-то надо.
- Явилась! Вы посмотрите, что она с собой сделала?! - свекровь услышала, как ключ в замке поворачивается, и мигом оказалась в прихожей. - Семью бросила и по салонам шляешься с утра!
- Не разобрались, как плита включается, Лидия Степановна? Вы же целый день дома, могли бы и приготовить что-нибудь.
- Я тебе тут не домработница, чтобы у плиты стоять! Готовить твоя обязанность, а Костя на работу голодный уехал.
- Ну, вы в следующий раз хоть бутерброд сделайте сыну, ему с гастритом вредно не завтракать.
Лариса не могла перестать улыбаться.
Ей очень нравилась новая причёска и то, как она провела утро. Она подмигнула сыну, который хихикал, глядя на то, как Лидия Степановна сокрушается, а потом сделала себе бутерброд и уселась с ним в кресле в гостиной.
Вечером муж вернулся с работы, а через час и золовка пришла. Никто не мог понять, что произошло с Ларисой и почему не готов ужин. Сначала спросили про еду, потом справились о здоровье, Костя даже лоб жены губами потрогал - может это жар у неё?
- Я здорова, - улыбалась Лариса, - просто теперь буду жить.
- А раньше ты что делала? Не жила разве? - растерянно спрашивал Костя.
- Раньше я о вас заботилась, занималась проблемами Пети, Лидии Степановны, Наташи. Была поваром, уборщицей, водителем и психологом. И никто у меня не спрашивал, чего бы я хотела. Только “мам, я хочу”, “Лариса, сделай, отвези, приготовь, погладь”. Надоело, Костя, понимаешь?
- Ларочка, ты права, прости! Но куда ж мы от семьи денемся?
- А ты посмотри по сторонам - здесь все взрослые!
Вот теперь каждый сам о себе и будет заботиться.
Лариса видела, что, Косте эта мысль понравилась, он и сам был не против тихой семейной жизни. Только не представлял, как воспримут это мать с сестрой. Однажды он пытался объяснить маме, что у них с Ларисой своя жизнь, но Лидия Степановна его за это так пристыдила, что больше он этот разговор не заводил.
Трёхкомнатная квартира, в которой жили Лариса с Костей, досталась ему от бабушки по линии отца. Костя был единственным её внуком, и она его очень любила. С отцом Кости Лидия Степановна развелась, когда ему было 7, а через год снова вышла замуж, и тогда родилась Наташа.
Мать с сестрой не претендовали на долю в квартире, но считали, что могут там жить, если понадобится. Вот и приезжали, как к себе домой. А они с Ларисой так привыкли, что дома всегда толпа, что не заметили, как погрязли в этом.
- Ларис, я сегодня 40 минут автобус ждала! - жаловалась Наташа вечером. - Так и заболеть недолго, а ты же знаешь, что больничный у нас не оплачивается.
- Да, погода мерзкая. Ты одевайся теплее, а то и, правда, заболеешь.
- Ты что, меня и завтра не отвезёшь?!
- Нет, завтра у меня дела, мне не по пути. И послезавтра тоже. Я тебе там в смс телефон знакомого риэлтора скинула, у него есть недорогие варианты аренды. Тебе пора найти себе квартиру.
Лариса оставила изумлённую золовку стоять посреди кухни, и ушла в комнату, прихватив с собой кофе с круассаном. Сколько же удовольствия в этом! Как будто тяжёлый рюкзак с плеч снимаешь. Для всех такая Лариса была настолько непривычной и новой, что свекровь даже не знала, можно ли устроить скандал. Вместо этого, она посоветовала сыну показать жену врачу. Вдруг она умом тронулась?
Но через неделю Лидия Степановна поняла, что невестка просто взбунтовалась, и никакая хворь её не настигла. Каждое утро она надевала новое платье, наводила макияж и ехала на работу. Завтрак теперь каждый готовил себе сам. А в пятницу и ужина никто не дождался.
Вместо этого они с Костей в кино ходили, а когда пришли, Лариса сказала, что они в ресторане поужинали. Свекровь и золовка никогда не покупали продукты, потому что холодильник всегда был забит доверху. Но теперь, когда запасы закончились, пришлось купить всё самим, да ещё и готовить начать.
- Ларочка, а ты молодец, - улыбался Костя вечером. - Так всех построила, что Наташка готовить начала!
- Костя, я думаю, нам нужно продать эту квартиру.
- Как это продать? А жить где?
- Для нас она слишком большая. Купим две однушки - одну Пете, одну нам. Сам подумай, зачем нам такие хоромы? Чтобы обслуживать родственников? А жить когда? Я больше не собираюсь кормить всех, обстирывать и быть личным водителем.
Костя поддерживал жену, потому что и сам устал от такой жизни, только не замечал этого, потому что привык давно. Пете тоже идея понравилась, жить отдельно в своей квартире он был совсем не против. Вот только Лидия Степановна с Наташей оказались далеко не в восторге.
- Как это продать бабушкину квартиру? А мы с Наташей где жить должны?
- Не бабушкину, а мою, мама. У тебя дом есть, там и живите. А мы с Ларочкой не молодеем, нам хочется и для себя пожить.
- Тогда деньги вы должны разделить пополам с сестрой, Петьке рано ещё своим жильём обзаводиться! - возмутилась Лидия Степановна.
Невозмутимости Ларисы позавидовал бы сейчас даже буддистский монах. Она спокойно пила любимый кофе, когда свекровь скандалила и требовала вернуть привычный образ жизни. По вечерам теперь они с Костей смотрели объявления о продаже квартир, чтобы найти хорошие варианты себе и сыну.
Когда пришёл человек из агентства, чтобы сделать фото их квартиры и выставить её на продажу, свекровь схватилась за сердце и отчитывала сына, называя его подкаблучником. Но Лариса невозмутимо реализовывала свой план, не обращая внимания на упрёки Лидии Степановны.
- Лопаты удобные вам заказала, - сказала Лариса утром в субботу.
- Какие ещё лопаты? - спросила свекровь.
- Снег чистить. Пока у нас с Костей выходные, отвезём вас в деревню.
- Никуда мы не поедем! Это и наша квартира тоже!
- В документах я вашего имени не видела. К тому же, скоро она будет не наша. Покупатель уже есть, на следующей неделе оформим документы и займёмся переездом. А вас с Наташей на этих выходных в деревню отвезём.
Все выходные свекровь ругалась и упрекала сына с невесткой, что оставили их с Наташей без крова над головой. Но всё уже решено - теперь Лариса с Костей будут жить своей жизнью, а сын и свекровь с золовкой научатся сами вести быт и заботиться о себе.
Лариса сидела в кресле с любимым капучино в руках и улыбалась. Как же мало для счастья нужно - свободное воскресное утро в тишине, и никуда не надо спешить.
Маленькая уютная студия, которую они с мужем купили, пахла ремонтом и свободой. Лидия Степановна и Наташа даже на новоселье не приехали, разозлившись, что вторую квартиру супруги купили сыну, а не сестре Кости.
Петя же был в восторге от своего жилья и свободы, которая вдруг на него свалилась, и даже нашёл новую работу поближе к дому. Жить отдельно ему нравилось, только по выходным он всё равно приезжал к родителям, потому что скучал по маминым блинчикам.
Огромная благодарность за прочтение! От души рада каждой подписке и лайку! До встречи в следующей статье.
КОПИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ ВЕДОМА АВТОРА ЗАПРЕЩЕНО!