Человеку свойственно сомневаться в принятии решений. Зачастую мы сами обращаемся за советом или наставлением к друзьям, знакомым, родственникам. Но иногда окружающие нас люди сами пытаются повлиять на наши поступки.
К чьему мнению стоит прислушиваться при выборе жизненных ориентиров? Над этим вопросом заставляет задуматься автор данного для анализа текста, писатель Борис Кунин.
Автор раскрывает проблему на примере мальчика Максима, который оказался в сложной жизненной ситуации. Мальчишки с соседней улицы предложили ему залезть в чужой сад и украсть вишен. Нравственные качества Максима не позволили ему совершить такой подлый поступок. Он понимал, что воровство – это аморально, и попытался объяснить это приятелям. Однако те в ответ назвали его трусом. Это оскорбление глубоко задело Максима. Потому как он осознавал, что смелость не заключается в воровстве чужого имущества. Но слова старших товарищей заставили его усомниться в себе. В силу своего возраста он не понимал, что данная мальчишками характеристика – подлая манипуляция. Этим примером автор показывает читателю, что не всякое слово, сказанное в адрес человека, является истиной. Порой люди пытаются руководить поведением других, выдавая свои интересы за нравственные нормы, подменяя таким образом понятия морали.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, обратимся к другому примеру из текста. Максим решает пойти к своему деду, чтобы тот развеял сомнения о нравственности его поступка. Ключевым моментом в рассказе являются слова деда о смелости и трусости, выраженные в конце текста: "...бездумно следовать за толпой, претворять в жизнь чьи-то бредовые идеи... Это как раз и будет трусость". Дед объяснил внуку, что смелость заключается в умении не совершать бездумных поступков и преодолевать возникшие трудности. Автор не случайно обращает внимание на сказанные дедом слова. Потому как это наставления человека, который заинтересован в духовном становлении мальчика. Так, автор показывает, что люди, которые желают добра, помогают формировать нравственное сознание без излома традиционных смыслов, закреплённых в обществе.
Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Они отражают противоречия, которые возникают, когда люди оперируют нравственными понятиями. Кто-то готов унизить человека в попытках достичь своих целей, а кто-то защитит и поможет сориентироваться в этом сложном мире.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу. При выборе жизненных ориентиров стоит прислушиваться к мнению тех людей, которым можно доверять. Тогда не возникнет сожалений о принятых решениях.
Я полностью разделяю позицию автора. Поскольку личность человека формируется в зависимости от внешних факторов, важно, чтобы при воспитании ребёнка рядом оказались нужные люди. В подтверждение своей точки зрения приведу в пример героя повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Петра Гринёва. С самого детства дядька Савельич занимался его воспитанием. Он научил юношу сопереживать людям, любить близких, уважать старших и защищать слабых. И, оказавшись в гуще исторических событий, Пётр не поддаётся влиянию бунтовщика Пугачёва, а остаётся верным своим принципам. Именно правильное воспитание помогло сформировать внутренний стержень героя, что дало ему силы противостоять трудностям.
В заключение хотелось бы отметить, что текст Бориса Кунина заставил задуматься над вопросами ценности чужого мнения. Невероятно важно, чтобы в трудные минуты жизни, в моменты душевных терзаний и сомнений, мы всегда имели возможность обратиться за советом к надёжному человеку, которому можно доверять.
(481 слово)