Случалось ли вам знать людей, которые переезжали в другой район исключительно из-за хорошей школы? Может быть, это были вы сами, а значит, хорошо понимаете, что высокий уровень образования задается людьми, которые готовы и способны учиться всю жизнь. На таких взрослых людей мы и ставим, создавая программы для педагогов и просто мотивированных людей в районах А101.
Сегодняшний материал мы разбили на действия, как в тексте пьесы, потому что говорить мы будем о проекте Лёрнити «Театр – это как?»
Наш проводник в мир театра – Ирина Светличная, художник, арт-педагог, методист.
Действие первое. Театральная лаборатория
По формату наш проект – это лаборатория для педагогов, имеющих отношение к школьным театральным постановкам, а также тех, кто занимается или хочет заниматься театральными образовательными проектами.
В лаборатории нет привычного многим обучения, мы движемся от личного интереса каждого участника, мы взаимодействуем и обмениваемся собственным опытом.
Моя задача – расширить представление людей о театральных жанрах, о возможностях, существующих в театральном деле, и помочь сделать это инструментом работы в школе или образовательном проекте.
Театр с древних времён довольно сильно эволюционировал и сегодня представлен бесконечно разнообразными формами. Чтобы быть готовым к собственному театральному проекту, в эволюции театра необходимо разбираться. На каждой встрече в лаборатории мы знакомились с историей театра и следили за развитием театральных форм.
Итог лаборатории – это личный проект, который каждый участник воплотит в жизнь.
Флешбэк 1
Ирина Светличная
В Московский театр «Тень» я пришла ещё будучи студенткой факультета прикладного искусства МГТУ имени Косыгина и попала в него практически с улицы.
История довольно мистическая… Я ехала с папой на машине и обратила внимание на вход в театр, который меня прямо заворожил, и завершив свои дела, я поспешила вернуться.
Поднялась по красивой витой лестнице, на стене увидела афиши и фотографии спектаклей, но дверь в театр была закрыта… Я позвонила по телефону, но и здесь «дверь была закрыта» – мне никто не ответил. Однако через некоторое время перезвонили и предложили записаться (?!) на два спектакля…
Действие второе. Кто пришёл?
На стартовый курс лаборатории мы набрали пять человек и смогли уделить время проработке каждого запроса участника.
Состав нынешней лаборатории – это два школьных педагога, менеджер культурных образовательных проектов в Лёрнити и две жительницы районов А101.
Их уникальные запросы позволили нам посмотреть на театральные формы и подходы с разных сторон.
Так, Марина, менеджер культурных и соучастных программ в Лёрнити, делает театральный лагерь с дошкольниками и благодаря лаборатории развивает свой проект в иной плоскости, нежели задумывала ранее.
Выйти за границы собственных рамок
Марина Крышталёва
Парадоксально, но делая программу театрального лагеря, я упорно пыталась запихать театр на сцену, при том, что сама люблю другие театральные формы. И как будто оказалась в заложниках какой-то идеи. В лабораторию я пришла с внутренними вопросами: как же так? я вообще-то про другое!
Спектакли, с которыми мы познакомились на лаборатории, помогли расшевелить и ещё больше расширить моё представление о театре, хотя до этого мне казалось, что я могу похвастаться сильным культурным бэкграундом.
Сейчас я создаю проект театрального лагеря, в котором мне самой бы хотелось участвовать, а также быть зрителем такого театра.
Те же, там же
Другая участница Маруся – педагог школьного театра – пришла с конкретным запросом на поиск новых форм в школьной студии. Она отважный человек, потому что работает с подростками, внимание которых нужно уметь удерживать и уважение которых нужно завоевывать.
Ирина, преподаватель немецкого языка, делает постановку у себя в классе. Проект постановки «Теремка» включает в себя элементы теневого театра и иммерсивного спектакля.
Для Эмилии, жительницы района, важны новые контакты и поиск театральных форм в приложении к её профессии оперной певицы.
Маша, мама двоих детей и участница проекта «Оркестратория», тоже живёт в районах А101 и сейчас пишет сценарий сказки-беседы, которая постоянно норовит вырваться к зрителю из пространства сцены.
Флешбэк 2
Ирина Светличная
…то есть как записаться? – переспрашиваю я.
Дело в том, отвечают мне, что этот спектакль («Мизантроп», режиссер Анатолий Васильев, худ. рук. Илья Эпельбаум и «Дождь после потопа», режиссёр Тонино Гуэрра, худ. рук. Илья Эпельбаум – спектакли театра «Тень», – Прим.) вмещает максимум пять зрителей. Там будет потоп, и всё сгорает.
(Что?!)
… и вам нужно будет привести с собой пять зрителей, если вы хотите посмотреть спектакль. Но очередь может дойти до вас через два года.
В общем сплошные загадки…
Действие третье. Исследователи
На первом занятии мы собирали коллаж. На мой взгляд, это самая простая идея, чтобы выразить себя без страха, подумать, каким театром хочется заниматься, что хочется от себя транслировать. Далее мы выбирали, какая тема, какие тексты нас интересуют, если отталкиваться от собственной визуализации. Хотя коллаж был лишь толчком для развития идеи о будущем проекте.
Например, один участник придумал нечто грандиозное практически уровня Большого театра. Мы стали думать, к чему это можно приложить в жизни, какие есть финансовые возможности, кто сыграет в постановке. Театр ведь очень прикладная вещь. У тебя есть стул, шляпа, окно и фонарик, уже исходя из этого можно придумать проект. И действительно, мышление переформатировалось, и участник избрал другой подход к своему проекту.
В другом коллаже было много внутреннего взаимодействия, и я предложила развивать тему переписки, потому что на переписке можно поставить целый спектакль. В итоге тема переписки включена в сценарий постановки… «Теремка».
Как в любой лаборатории, в любом творческом поиске, что-то из наших исканий находило свой выход в том или ином действии – в проекте постановки или театральном образовательном проекте.
На самих занятиях мы смотрели очень много видео с театральными постановками. Первые занятия вообще были по набору насмотренности, потому что без насмотренности мы как будто не можем говорить про театр на одном языке. Задания предполагали рефлексию и возможность применения в своем контексте.
Флешбэк 3
Ирина Светличная
В день, когда я получала диплом в институте, мне позвонили и сказали, что моя очередь на спектакль подошла. Я вспомнила наш предыдущий разговор и поняла, что мне срочно нужно найти ещё четырёх компаньонов. Теперь уж точно надо было увидеть загадочный спектакль загадочного театра. Я пошла по друзьям, путанно объясняя, что в спектакле что-то сгорит и будет потоп, в общем интересно…
Действие четвёртое. Акценты
Чаще всего в школе у ребёнка нет возможности серьёзно заниматься театральным мастерством, но есть задача заинтересовать, ввести в атмосферу театра. Его «вводят в эту атмосферу», строя всю театральную подготовку на актёрских упражнениях, после чего говорят: «Ты сюда встаёшь, ты Луна. А ты кричишь «у-у-у», ты волк. А ты сидишь под кустом, ты зайка, ты боишься».
Зачем же он тогда два месяца подряд делал свои упражнения? Может быть, не стоит два месяца говорить скороговорки, чтобы потом быть зайчиком? Может быть, стоит побольше поговорить про зайчика или рисовать его, и из этого может появиться характер, декорации.
Флешбэк 4
Ирина Светличная
И вот я прихожу в театр, меня поят чаем и сообщают, что сейчас я попаду в другую страну, жители которой любят только театр и искусство. Я иду по тёмному коридору, мне ставят визу-печать для пересечения границы, я останавливаюсь перед маленьким окошком, заглядываю в него…
А там большой театральный мир. На сцене танцуют куклы, по ходу действия действительно что-то горит и затапливается, и происходит невероятное волшебство.
В этот момент я окончательно поняла, что мне в этот театр НАДО.
Действие пятое. Театр в коробочке
У нашей лаборатории есть еще одна важная цель помимо обучения и профессионального обмена. По её итогам мы выпустим методическое пособие для школ с готовыми сценариями постановок – такими коробочными решениями, которыми можно воспользоваться для создания спектакля в школе.
В коробочке преподаватель найдёт идеи, какие предметы и материалы можно использовать для конкретной постановки, какие декорации и из чего сделать, в каком жанре можно сделать такую постановку, как работать с текстом, какие упражнения для работы с текстом давать детям и прочее, и прочее.
Конечно, универсальность работы с театральной формой звучит утопично. Театральная постановка – это не только интеллектуальная работа, но и работа, связанная с чувствами. Автор любого театрального проекта пропускает его через себя и привносит в него и профессиональный, и личный опыт.
Но пособие мы пишем на основе встреч и профессионального обмена на лаборатории, а также на основе изначальных запросов учителей. Его идеи найдут дальнейшее развитие в проекте каждого конкретного человека, который им воспользуется.
При этом в пособии мы учим режиссировать, ставить определённые рамки, чтобы театральная мысль никуда не уехала, и постановку можно было бы собрать и осуществить. В этом его функциональность и прикладное значение.
Кроме того, пособие – это не что-то написанное раз и навсегда. Мы не убегаем в лес, мы остаёмся на связи и набираем дальнейшую практику школьных театральных постановок.
Флешбэк 5
Ирина Светличная
Через год я пришла в театр «Тень» со своим художественным портфолио и семь лет проработала под руководством главного художника Ильи Эпельбаума и директора театра Майи Краснопольской.
Здесь я, можно сказать, получила второе образование, потому что театр «Тень» очень маленький и работает в разных жанрах. В этом театре все делают всё – от мытья пола до совместного придумывания сценария. У театра есть главный художник и директор, но при этом мы все были соучастниками и создателями спектаклей, и в этой живой структуре всё и происходило. И это исключительный опыт.
Действие шестое. Заключительное
Наш театр – максимально разный – концептуальный, минималистичный, театр как образ жизни, перформативный, драматический…
Мы внимательно двигались от внутреннего к внешнему, от частного к общему, в результате наша совместная работа сейчас прорастает реальными проектами, которые, конечно, стоят отдельной статьи. Поэтому мы обязательно вернёмся к собственному исключительному опыту участников и нашему собственному – к пособию, где в волшебной коробочке – театр!
Подготовила Лидия Ни