Найти в Дзене
Юрий Сидоревич

Стоит ли бояться поломки ЭБУ автомобиля и чем это может грозить владельцу

Оглавление

Давайте порассуждаем! Страхи перед поломкой электроники в авто возникли примерно с началом её появления там. С конца 80-х, начала 90-х в автопроме начали использовать электронные блоки коммутации для системы зажигания. Немногим позже появились электронные блоки управления (ЭБУ) двигателей и основных узлов, также модули контроля всего электрооборудования авто. С появлением этих сложных устройств их начали бояться даже квалифицированные автослесари. А владельцы машин стали молиться, чтобы капелька масла не попала на плотный SMD-монтаж заморских микросхем.

ЭБУ двигателя
ЭБУ двигателя

В современных авто, в одном только блоке управления двигателем, насчитывается около 100 микроконтроллеров, работающих в режиме реального времени. Причём интегральная мощность некоторых из них составляет миллионы транзисторов, так что знаменитый Pentium отдыхает. Но зачем столько электроники, если раньше обходились вообще без неё? Как разобраться и выполнить ремонт, а главное иметь в доступности детали, при разнообразии марок авто и их линеек? Все эти вопросы попробуем разобрать в этой статье.

Рассуждения: зачем столько электроники в новом ДВС?

Всякая модернизация, по логическому соображению, призвана увеличить эффективность и, по возможности, упростить аппарат. Но, если намечается усложнение, то оно должно оправдываться серьёзными улучшениями характеристик. Не правда ли? Современные конструкторы уверяют, что 100 контроллеров для работы двигателя недостаточно. А мастера и, тем более, владельцы плюются со словами: «Понаставили тут … (электроники), запутаться можно».

Блоки управления агрегатами автомобиля
Блоки управления агрегатами автомобиля

Да и сама электроника выполнена, в основном, SMD-монтажом, а его проводники и некоторые компоненты без увеличительного стекла даже не рассмотришь. Про пайку и замену деталей – забудь. Да и можно ли толку добиться в сложных схемах контроллеров, работающих по программным алгоритмам. Капелька масла, попавшая на обилие выводов микросхемы или высоковольтная искра, также статический разряд могут «перепрошить» любое такое электронное устройство. И ещё хорошо, если до полной остановки. Но ещё хуже, если будет продолжать работать, только уже с «глюками».

Даже датчик не прозвонить, так как он цифровой, не аналоговый, обычно. Производители утверждают, что если система определила его, значит он рабочий, если нет, то нет. Поэтому создали специальную аппаратуру диагностики, добавив на плату десяток микросхем и уйму дискретных элементов обвязки. А система сама всегда исправна? Насколько? Никто не знает.

ЭБУ автомобиля
ЭБУ автомобиля

Помню: 2 температурных датчика ставили в общую банку с водой. Результат – разница в 10ºС. Но при нагревании воды в одном увеличиваются показания быстрее, а во втором медленнее. Кому верить? Дело в том, что в некоторых контроллерах есть аналогово-цифровые преобразователи или используются отдельные микросхемы такого типа. Точность их работы зависит от тактовой частоты или же от дискретных конденсаторов из элементов обвязки.

Также задающими частоту деталями могут быть кварцевые приборы, которые от ударов и вибрации повреждаются и выдают другую резонансную частоту. Пойди разбери, кто из них ошибается, а может и сам датчик. Ведь он тоже на грешной земле создавался не ангелами. Вот и приходится покупать новые блоки, а старые – выбрасывать.

Свалка электронных плат
Свалка электронных плат

Для производителя цикл: покупай/выбрасывай и опять покупай – это лучше, чем блок будет работать до смены владельца, а потом ещё продаваться на разборе. Выходит техника стала лучше? Лучше! Только вот для кого? Впрочем, обывателя, который в состоянии всё это оплачивать такое положение устраивает. Но ведь вопрос вначале ставился по-другому.

Производители уверяют, что электронные компоненты для автомобилей имеют свой специальный класс прочности и виброустойчивости. Но, вот какая разница в цене между ними? В несколько раз дороже оказывается. Будет ли производитель всегда закупать этот высший по механической устойчивости контроллер? Или обычный чип тоже выдержит продажу автомобиля. Правда, на наших дорогах и суперские потом почему-то не выдерживают. Но, это уже проблемы дилеров, как доказать, что автомобиль эксплуатировался ненадлежащим способом.

Заключение

С развитием интернета и появлением, естественно, интернет-магазинов дело с доставкой владельцу авто необходимых частей, в том числе блоков электроники, улучшилось.

Блоки электронного управления в салоне авто
Блоки электронного управления в салоне авто

Но вот беда: многие производители ушли с рынка. На их освободившиеся и насеженные места пришли живущие в тесноте китайцы. А у них свои правила, из которых максимальные характеристики стали более расплывчатыми, а микросхемы могут быть и с затёртыми наименованиями. Но, Кулибины у нас не перевелись и умеют делать «колхоз» из деталей разных производителей.