"Вы их не научите, пока они не научатся". Джон Вуден.
В этой статье я затрону очень важную тему - объяснение материала.
После того, как ребята получают профессию ( не важно, как основную или как дополнительное образование), многим недостаточно тех знаний, которые получили, и они ищут курсы для получения более развернутой, детальной информации. А для кого-то и вовсе необходимо переучиваться.
Когда к вам придет такой ученик, проведите с ним тестирование на выявление слабых мест. Необходимо понять, чем и как вы можете ему помочь.
Пусть это не будет допрос с пристрастием))))). Задайте вопросы, какие посчитаете нужным в формате беседы. Пусть расскажет, какие навыки у него закреплены, какие нет. Что понимает, что не может усвоить. А главное, что хотел бы с вашей помощью получить в итоге, то есть выявите его(ее) ОЖИДАНИЯ.
Иногда их ожидания не совпадают с нашей программой.
Например, вы учите парикмахеров и студент(ка) хочет освоить сложную технику окрашивания, или же вы учите мастеров маникюра, и она хочет научиться сложному дизайну, а в вашей программе это не предусмотрено. Подумайте хорошенько.
Если вы не готовы на ходу "переобуваться" и подстраиваться под ее хотелки, то есть на скаку переписывать для нее программу, или еще лучше, вставить примерно то, что чуть чуть ей поможет, то лучше сразу об этом сказать.
НЕ усложняйте себе жизнь. Лучше подумайте, как потом переписать вашу программу. Что-то убрать, что-то добавить, что-то поменять.
Дальше вы можете по необходимости (то есть по индивидуальному запросу ученика) откорректировать под каждого из них свою готовую программу и стартовать.
ВАЖНО! НЕ изменить программу, а откорректировать. Например поменять местами некоторые темы, или же вовсе пропустить то, что у нее усвоено и при тестировании выяснилось, что коррекция по этой теме не нужна.
Но перед стартом обязательно задайте вопросы:
-как был получен обучающий материал,
-как проходили занятия,
-что давали и как разъясняли. Важно понять, почему снова идут учиться, а не работать.
Когда мы стали исследовать эти вопросы с нашими ребятами, которые приходят к нам именно доучиться или переучиться, мы выяснили, что многие ребята после курсов боятся начинать работать. Причины конечно разные. Кто-то не может справиться со страхом, кто-то понимает, что не может работать с людьми, кто-то не может бросить основную предыдущую работу с регулярным стабильным заработком.
Но чаще всего причина-недостаточно уверенности в знаниях + страх
Не зависимо от того, обучают ли в группах, или же индивидуально, у большинства тех, КТО ОБУЧАЕТ одни и те же ошибки.
- Информация дается не последовательно. То есть нет плана или он не учитывается, или же не правильно создан.
- Во время донесения информации не учитывается уровень понимания ученика, то есть педагог знает материал, рассказывает с высоты своей компетенции и думает, что его любой поймет с полу слова. На мой взгляд это самая распространенная ситуация. При беседе с учениками этот пункт оказался самым болезненным.
- Теория и практика дается общими фразами без объяснения, почему именно так и какой результат в итоге получим
- Чаще всего при подаче материала был использован только один канал восприятия информации, остальные задействованы были слабо или вовсе не учтены.
- педагоги зацикливаются на одной из тем, которую считают мега важной, дают ее очень сложно, долго, нудно, после чего студент чувствует себя не умным, теряет интерес к занятиям
- Педагоги во время практики бросают на "произвол судьбы" студента и модель. " Я показала, справится сам(а)".
- Или же наоборот, чтобы сократить время, большую часть работы делают сами (ну она же молодец, все умеет быстро и четко)
- Не закрепляется пройденный материал, не выясняется, все ли понятно, есть ли вопросы.
И именно последний пункт самый обидный для студента. Ведь если он молчун, и не сказал, что недопонято, дальше как снежный ком, сами понимаете.
И это касается не только групповых занятий. К сожалению и на индивидуальных обучениях многие пункты имеют место быть.
Теперь о главном. Если у вас НЕ возникло сложностей с:
- составлением ваших программ обучения
- с разработкой плана обучения, по которому будете давать свою программу
- с разработкой структуры каждого вашего занятия
то вы должны быть уверены в том, что МОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО И КОРРЕКТНО ПРЕПОДНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ.
О чем речь? О том, как правильно ОБЪЯСНЯТЬ.
В самой первой статье я затронула эту тему. Сейчас пришло время начать раскрывать подробности. Надеюсь вам будет полезна эта информация.
Многие из вас сейчас подумали, что нет ничего проще рассказать студенту то, что знаешь сам. Например, когда мы учим парикмахеров, то даем информацию о том, из чего состоит волос. Рассказываем о кутикуле, кортексе, медулле. О том, что каждый из них отвечает за определенную функцию и так далее.
И вот вы вещаете своему студенту (или группе) эти слова, значение которых он не понимает. Затем вы информацию усложняете, например рассказываете о химическом составе волоса....Это ж вообще космос для его ума 🤣🤣🤣😎👀👀👀.
И тут вы замечаете пустой взгляд, подергивание ногой, постукивание пальцами о поверхность или что-то подобное из невербальных сигналов. Если вы хоть немного изучали психологию общения, то понимаете, ваш студент заскучал. Ему не интересно то, что вы ему рассказываете. Он вас не понимает. Он ловит себя на мысли (а иногда и произнесет вслух), что он ошибся в выборе той деятельности, которой хотел бы заниматься. Знаете почему? Он вам не верит. ОН не верит в себя, не верит, что сможет понять такой сложный для него материал. Почему это происходит? Все очень просто. Вы не правильно начали сегодняшний урок:
- не раскрыли план сегодняшнего занятия
- не объяснили, почему темы будете давать в той или иной последовательности (не показали логическую цепочку)
- не объяснили, зачем ему (им) нужна эта информация и
- как он(они) сможет ее применить в будущем.
Другими словами просто не доработана структура вашего занятия, которое проводите в моменте.
Когда вы раскроете всю ценность той информации, которую дате и:
- расскажете студенту (или группе) о плане сегодняшнего занятия
- объясните последовательность тем этого занятия
- объясните, для чего он будет изучать эту информацию
- расскажете, как он ее будет использовать в практике, работе и так далее
поверьте, студент обязательно заинтересуется и начнет включаться в процесс обучения без труда.
И так. Объяснение отвечает на 2 вопроса :
1. Зачем (или Почему)?
2. Как?
Объяснение, это искусство, которое включает в себя не только факты, но и умение представить их таким образом, чтобы ответить на эти важные вопросы:
"Зачем мне это изучать?"
"Зачем мне этим интересоваться?"
"Как мне это потом пригодится?"
Ваше объяснение должно заинтересовать!!!
Когда взрослый человек принимает решение получить новый опыт, его пугает количество новой, не известной ему информации. Ваше объяснение должно увлечь и вовлечь студента (или целую аудиторию) в процесс обучения. Именно увлеченность и интерес поможет вовлечься в обучающий процесс и облегчит восприятия новой информации. Исчезнет страх не понять, не разобраться.
Как сделать объяснение более продуктивным? Об этом в следующей статье.