Найти тему
Авиационный уголок

Звездануться, крылья гнутся!

По правде говоря, не крылья, а консоли крыла. Это для рифмы. Пусть там, за рубежом, используют свои "left and right wing" :)

Стремление облегчить конструкцию летательных аппаратов приводит к использованию композитных материалов. Раньше планер выполнялся в основном из металлических сплавов, а в настоящее время до 50% процентов конструкции уже состоит из композиционных материалов (говорим сейчас о гражданских лайнерах). Вот пример - самый массовый пассажирский самолет Boeing-737. Его конструкция по большей части выполнена из алюминиевых сплавов, и только относительно слабонагруженные элементы сделаны из композитов. Цитата с сайта aerospace technology:

"Фюзеляж имеет устойчивую к разрушению алюминиевую конструкцию. Крыло имеет прочную конструкцию из алюминиевого сплава с антикоррозийной обшивкой. Носовой обтекатель, обтекатели крыла и фюзеляжа, законцовки килей, обтекатели приводов закрылков и другие ненагруженные компоненты изготовлены из пластиков, армированных стекловолокном и углеродным волокном (GFRP и CFRP). Задняя часть мотогондол изготовлена из композитов на основе графита, кевлара и стекловолокна."

Кстати, модернизация 737-ого Боинга путем применения большего процента композитов в конструкции позволила неплохо так улучшить характеристики. Цитата с того же сайта:

"В феврале 2000 года стала доступна в качестве опции для самолета B-737-800 усовершенствованная законцовка крыла из углеграфита, разработанная компанией Boeing. Использование 8-футовой (2,43 метровой, тьфу на эту имперскую систему) улучшенной законцовки крыла позволяет обеспечить дополнительные преимущества с точки зрения увеличения дальности полета, а также увеличения полезной нагрузки до 6000 фунтов (~2700 кг) и экономии топлива."

Так вот, как я уже сказал, в современных самолетах этих композитов уже половина от всех материалов. Вот занимательная инфографика Бройлера Боинга-787:

Прошу прощения за англицкие буковки. Фото из сети.
Прошу прощения за англицкие буковки. Фото из сети.

Для сравнения, предшественник 787-го - самолет Boeing-777 использует всего 12% композитов в своей конструкции. Весомый такой разрыв.

Или отечественный МС-21, он тоже имеет большой процент композитных деталей в своей конструкции:

МС-21 по косточкам. Фото из сети.
МС-21 по косточкам. Фото из сети.

Конечно, одними достоинствами использование новых материалов дело не ограничивается. Технологии производства различных композитов все еще относительно "сырые", поэтому новые самолеты сталкиваются с дефектами, как например проблемы с лакокрасочным покрытием самолета Airbus A350.

Облупился. Фото из сети.
Облупился. Фото из сети.

Однако, статья не о проблемах эксплуатации, да и проблемы эти имеют свойство решаться (и появляются новые, ха-ха). Перейдем все же к тому, о чем гордо кричит название!

Конструкции из композитов могут быть очень гибкими. Посмотрите на то, как могут изогнуться консоли крыла 787-го при предельной нагрузке!

Деформация крыла. Фото из сети.
Деформация крыла. Фото из сети.

Конечно, у самолетов с металлическим крылом тоже происходит изгиб, но далеко не такой сильный. Это особенно хорошо заметно, если посмотреть в иллюминатор на крыло в момент, когда самолет попадает в зону турбулентности.

Крылышко Boeing-787 "Дрымлайнер" при обычном горизонтальном полете с перегрузкой в 1 единицу прогибается почти на 4 метра! А при предельной нагрузке - почти на 8!

Выглядит это, конечно, завораживающе. Особенно для аэрофобов :)

Но, ничего не сломается, будьте уверены. В любую конструкцию закладывается существенный запас прочности, который в штатных условиях превышен не будет.

Учитывая тенденцию, будущие самолеты можно будет сложить в трубочку и запихать в тубус. А что? Удобно!

Шутка. Фото из сети.
Шутка. Фото из сети.

В заключение, рекомендую поглядеть видеоролик, посвященный статическим испытаниям крыла Boeing-787 на прочность. Тут виден этот огромный прогиб, а крыло все равно выдерживает нагрузку и не ломается.

Спасибо за то, что дочитали! Подписывайтесь :)

Еще почитать:

Самолет с проспектом в хвосте

Случай, когда конструкция все-таки не выдержала