Три дня не могла писать, накопилось очень много дел, поэтому потихонечку собираю вопросы от читателей для будущих статей.
Одна из интересных тем- тема слухоречевой памяти и слухоречевого контроля. Дам свой взгляд на эту область, и объясню почему на данный момент даже у специалистов по ней часто полная каша в голове.
Поводом для данной статьи послужил очередной вебинар, который я посетила. На нем опытный педагог рассказывала о недоразвитии речи у детей с нарушениями сенсорного (слухового) восприятия. Рассказывала достаточно известные вещи, собственно-говоря я редко встречаю крупицы новой для себя информации, но очень дорожу ими. Здесь этих крупиц, к сожалению, не было, зато было странное отношение в отсутствии понимания процесса, как эхолалия взаимодействует со слуховым контролем, и что с данным взаимодействием делать. Специалист понимала, что ходит где-то очень близко, но сам принцип эхолалии объяснить не могла, но, впрочем, в общих чертах практический маршрут ставила относительно верный хоть и далеко не во всех случаях. Попробуем дать более простую и полную картину данного процесса.
Итак, как много раз писала дети с нарушением слуха, грубо делятся на две группы. Дети не слышащие, со сниженным слуховым восприятием и дети слышащие, у которых нарушена обработка потока информации головным мозгом.
Как думаете у какой группы детей возникнет эхолалия? И в каком виде она возникнет?
Не буду Вас мучать отвечу сама- эхолалия возникнет в обоих группах детей, так как данная речевая особенность является нормой речевого развития. Вот только проявляется она по-разному. У деток маленьких и здоровых эхолалия никогда не перерастает в штамповую речь. Не гоняют они по кругу фразы из мультиков и не строят ежедневные диалоги из одной и той же цепочки фраз, не пересказывают сказки слово в слово. У них эхолалия представлена отдельными непонятными словами и слогами. Самый банальный прием эхолалии лепет ма-ма-ма-ма- вот адекватная детская эхолалическая цепочка, когда она становится мамой, переходит в слово, эхолалия пропадает. Обычно здоровые дети и дети со сниженным слуховым восприятием эхолалтят отдельные слова.
А теперь тот момент, который преподаватель не могла объяснить. Ребенок эхолатит фразу, целую фразу он произносит, он попугайно воспроизводит в ответ, не понимая ни одного слова в ней что это? Так как в нашей стране педагоги часто даже не знают диагноз дисфазия, то объяснения они начинают искать в доступных педагогике диагнозах, обычно это алалия. Искать начинают крайне неумело, грубо путаясь, и теряя понимание проблемы. В группе алалии нет и не описаны данные нарушения, увы, но не все формы афазии и дисфазии по А.Лурии оказались в нее включены, и объяснены в ее рамках.
Учитель списывала данный вид нарушения в потерю слухового контроля. Объяснялось это тем, что ребенок эхолалящий огромную фразу не запоминает ее из-за потери внимания, и от этого его речь становится попугайной. Странный аргумент потерять внимание уже с первых звуков слова... Даже не знаю увы или к счастью, но это совсем не верно.
А.Лурия отдельно выделял два вида детской дисфазии сенсорную дисфазию- когда мозг с трудом воспринимает и обрабатывает слышимую информацию, и дисфазию -динамическую, когда ребенок утрачивает контроль над абстрактным мышлением, теряет ориентир в пространстве, времени, событиях, построении высказывания. Если первую часть многие педагоги хоть как-то понимают, то со второй у большинства совсем глухо. А есть ведь еще и коды наполнения и обработки информации, в них так же возникают своего рода проблемы по доставке и воспроизведению речи, и это тоже нужно различать и учитывать. Увы, но логопедия в области педагогики дает знания по данной теме весьма поверхностно. Итак, попробую объяснить разницу.
При сенсорных нарушениях малыша учат воспринимать звуки, начинаем с неречевых зуков, затем добавляем речевые короткие, я предпочитаю здесь давать визуальную поддержку на буквы, далее выходим в слова с одинаковые по слоговому строению, но разные по звучанию, все это учитывая слоговую структуру слова, учимся дифференцировать сочетание гласных и согласных в слове на слух. Самый последний этап, этап удержания в памяти длинной цепочки. Тут согласно нейропсихологии больному взрослому или ребенку предлагается разбирать удлиняющиеся предложение, пока оно не превратиться в большую сложноподчиненную конструкцию, в которой ребенок научится ориентироваться на слух и понимать ее. Именно вот этот последний момент и смущает логопедов, им кажется, что раз ребенок не может удерживать и запоминать текст, то он его и эхолалит. Но нет, это совсем не так.
Эхолалия мгновенная не имеет никакого отношения к сенсорному восприятию, это иной вид нарушения. У каждого из нас в голове есть механизм повторения. Данный механизм включается непроизвольно, когда мы говорим или читаем текст, связан он с режимом перекодировки по Н.И.Жинкину, системой перевода внешней речи во внутреннюю и обратно. В комплекс данного механизма так же входит кинетическая составляющая речи. Почему пассивный словарь у ребенка бежит вперед активного? Все просто словам нужна кинетическая форма, и только собрав полный шаблон, в составе которого есть эта кинетическая форма ребенок начинает понимать сказанное слово. Все тот же пример ма-ма-ма переходит в слово мама. Обычно некорректно эхолалят долго молчащие дети, у которых просто не было возможности нарабатывать кинетические формы слов и фраз. Что же выходит на деле? В момент эхолалии сенсорное-слуховое восприятие отлично работает. Ребенок слышит и воспроизводит слышимое, и слуховой контроль у него прекрасный, именно поэтому эхолалит он уже не слоги а фразу , ее он может повторить целиком. Слуховая память так же не подводит, фраза может быть очень большой и объемной, и мозг запомнил ее фонетическую сторону для воспроизведения. Что же не работает? Не работает режим перекодировки, и не работает он как раз именно из-за нарушения в обработки кинетической информации. Вместо того, чтобы осознать и понять услышанное срабатывает механизм попугайного повторения, фраза уходит в кинетическое воспроизведение застревает на этапе внешней речи и никак не пробивается во внутреннюю речь. Ребенок повисает в непонимании, даже тех слов или их сочетаний, которые он точно знает. Кажется, что перед вами словно глухой, но при том все четко слышащий ребенок. Выглядит это жутко, скажу честно.
Так с чем же нужно бороться при данной форме нарушения? Логопед педагог предлагала ограничить слышимое восприятие речи в обоих случаях проявления болезни. С первым семантическим вариантом полностью согласна, тут важна слуховая гигиена, а вот со вторым не согласна в корне. Проблема здесь не в слуховом восприятии, а в необходимости пропустить понимание внешней речи во внутреннюю, убираем кинетическую сторону, ограничиваем попугайную бездумную эхолалию и пускаем слышимую речь в процесс обработки. Для того есть особые приемы работы, как у А.Лурии, так и мои собственные, те, что я отработала на своем сыне и сейчас успешно применяю в исследовании и работе. Обычно это простые вопросы, с коротким ответом, которые ребенок точно знает. И вот малыш просыпается, он уже не бездумно талдычит слышимый поток.
Сегодня мы разобрали с вами два вида нарушений сенсорные патологии речи и систему возникновения мгновенной попугайной эхолалии. Вот только форм у эхолалии много, и попугайная форма первая в цепочке эхолалии, приемы работы с ней не подходят для штамповой отсроченной эхоаллии, а также, речи по кругу, о них поговорим в других статьях.
А Вы сталкивались с сенсорными нарушениями, приводящими к эхолалии и какие выводы сделали?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.