Удивительные вещи можно услышать, встретив одноклассника/одношкольника много лет спустя! И удивительно, как люди «меняются» с годами.
Меняются — я специально в кавычки взял. Потому что, по сути, никаких изменений-то и нет, все как было. Как думали, что все окружающие «должны», так и думается, просто список «должны» со временем меняется.
Ну ладно, ближе к делу перейду и для начала совершим экскурс во времена не столь отдалённые, начало девяностых годов. К развалу СССР вернемся. Только обсуждать будем не развала СССР, а… школу и школьников.
Многие, наверное, помнят дикий период, когда все мы почувствовали какой-то душок, принятый (опять-таки, практически всеми) за дивный аромат свободы.
Уж не знаю, откуда, но народ массово поверил в сказку, что вот сейчас мы от СССР и его пережитков избавимся, и заживём как в фильмах про красивую жизнь, будем бананы есть, на машинах ездить и в бассейнах личных плавать, ибо наступит у нас капитализм!
Откуда возьмутся машины и бассейны вопрос не стоял. Мечтали о капитализме и радостно уничтожали позорные пережитки прошлого — КПСС, комсомол, пионерию, профсоюзы, всякие там парткомы — месткомы. Они и так все были уже исключительно нефункционирующими, эти организации…
Ну, а образование еще худо-бедно держалось. Каким чудом — непонятно. Но в школу дух свободы тоже проник. Ученики активно снимали сначала галстуки, потом — форму (свобода же!), потом и вовсе решили, что свобода наступила такая, что им на любые выходки никто слова сказать не посмеет.
Помню, был период, когда учителем работать и вовсе опасно стало — дисциплины никакой, все ученики личности да крутые, если не обматерят за то, что от них знаний требуешь и нормального поведения, то побьют, сбившись в стаю, после школы. Нет, не все такие были, конечно, отмороженные, но многие.
Именно тогда чем хамовитее вели себя на уроках подростки, что раньше считались трудными и подлежали перевоспитанию, тем больше авторитета они завоёвывали. Не школы были, а какие-то филиалы банд…
И тезис «никакие учителя не имеют права меня воспитывать, никакие учителя не имеют права с меня ничего требовать, у нас свобода» — это очень популярный тезис как раз тех времён.
Так вот, встреченный одношкольник мой относился как раз к категории «борцов за свободу». Учителей посылал, дисциплину считал прямым оскорблением для себя, мог угрожать педагогам, на любые «воспитательные» лекции и нотации презрительно тянул:
— Ты мне кто, тетя? Да ты мне никто! Так что молчи, у меня отец с матерью есть, меня воспитывать.
Судя по всему, отец с матерью с воспитанием тоже как-то не особо справлялись. Кем они были — понятия не имею.
Представили такого ученика? Наверняка подобных помните.
Так вот, став взрослым дядей этот теперь уже бывший ученик возмущается, что учителя на его детей забили, а школа своих прямых обязанностей не выполняет, воспитанием не занимается.
Вот так-то… Самому-то детей воспитывать не интересно, но, подозреваю, дети в папу (а, может, и нет). А у папы припекло и подгорело, хочется ему воспитание на педагогов свалить. И не помнит уже, что «не имеют права воспитывать».
Мы с вами тут часто обсуждали, откуда взялись люди, которым все должны, но сами они — свободные личности с лапками. Кто-то валит на СССР, мол, привыкли в его времена к халяве.
А мне вот думается, что это те самые, что поверили в сказки о свободе, о жизни ленивой да богатой, ради которой надо-то было всего лишь разрушить свою страну. А дальше, типа, все само собой и нарисуется….
Припекло и подгорело или Как «свободное дитя „святых девяностых“» об обязанности школы заговорило
1 февраля 20241 фев 2024
9839
2 мин
163