Отважный и любопытный канадец решился на эксперимент и отправился в необычное путешествие по направлению из дождливого и серого Лондона в гостеприимный Санкт-Петербург, именующийся за пределами страны Северной Венецией.
Являясь весьма неординарной личностью, Кристофер Хервиг не придумал ничего иного, как отправиться в далекую дорогу на обычном велосипеде! В жизни этот человек профессионально занимался фотосъемкой. Не удивительно, что из основного арсенала оказался фотоаппарат.
Бесконечные километры пути
Первый тур ознаменовался сборкой нескольких тысяч необычных и уникальных снимков. И большинство из них представлено обыденными и незаурядными объектами… Это остановки в разных уголках России и республик СССР, на которых люди дожидаются общественный транспорт.
Из слов иностранца следует, что он решил для себя каждый час фиксировать красивые и нестандартные места, привлекающие внимание. Первая посещенная им страна – Латвия, в ней по следованию маршрута встречались повсеместно арт-объекты в причудливом исполнении. Ими оказались обычные остановки, где проходили автобусы.
Строения, созданные в прошлых годах местными архитекторами, вызвали искреннее удивление у Кристофера. Он так увлекся их съемкой и изучением, что в местах ожидания проходящих автобусов провел около десятка лет. За это время ему удалось посетить 13 стран, преодолев порядка 30 000 км.
Истинные шедевры
Создатели описываемых незаурядных на первый взгляд объектов в своей работе руководствовались чем-то определенным. Для понимания их следует открутить время в прошлое, к процветающему СССР.
В тот период индивидуальные машины были настоящей роскошью и несбыточной мечтой для обычных работающих граждан. И не стоит прибегать к пословице, гласящей, что автомобиль является только средством для комфортного перемещения. Стать владельцем могли только целеустремленные личности, получающие желаемое путем неимоверного труда.
Не удивительно, что со стороны властей общественному транспорту уделялось особое внимание. Конечно, архитектурные сооружения советских времен не отличаются уникальностью, многообразием, скорее они являются типовыми и похожими друг на друга постройками. Тем не менее, зодчие всячески стремились создаваемые объекты выделить среди остальных, вкладывали в них душу. И не важно, что это всего лишь остановки для подхода общественного транспорта, на котором передвигались практически все советские люди.
Неким отождествлением обозначенных сооружений являются станции метро, поражающие декоративным исполнением, великолепием форм, уникальностью. И хотя автобусные пункты на дороге не столь величественны, архитекторы при их создании не останавливали полет фантазии, преобразуя безликие коробки в интересные здания.
Причудливые конструкции
Фотограф за долгие годы успел познакомиться с бескрайними пейзажами России, прилегающих к ней стран. Удивительно, но самые нестандартные, даже креативные строения встречались среди песков бескрайних пустынь, небольших поселков в глубинках, бескрайней степной зоны. Они будто вырастали из-под земли и быстро исчезали из вида. Хервиг не переставал удивляться формам остановок, это были:
- настоящие башни с колоннами;
- огромные треугольники и купола;
- блоки и арочные конструкции.
Во многих описываемых объектах отчетливо просматривается местный обособленный колорит, что особенно характерно для удаленных селений. К примеру, на окраине дороги может располагаться домик в виде головного киргизского убора или самая настоящая юрта казахов!
Неизгладимое впечатление оставили остановки в форме животных с птицами, морских жителей, что особенно актуально в приморской полосе. Самые обычные объекты выделялись пестрой декоративной отделкой, где уместными являлись национальные узоры с растительными орнаментами и пр.
Память на века
Белорусский архитектор Сардаров уточнил, что людьми не только преодолевается путь из точки «А» в пункт «Б». Они должны получать от предстоящей поездки и ожидания транспорта настоящее удовольствие. По мнению же скульптора из России Церетели становится ясно, что человек комфортнее себя чувствует в будке, художественно расписанной, а не заброшенной, мало приглядной.
Путешественник полностью с ними соглашается. Он определяет свой проект как взгляд на прошлое отдельных стран, увиденных в пути. На первый взгляд фото автобусных заурядных остановок не вызывает энтузиазма. Но при детальном знакомстве с архитектурными небольшими строениями открываются незнакомые страницы жизни человека, которые нужно сохранить. В собранной коллекции Кристофера насчитывается несколько тысяч снимков, лучшие из которых присутствуют в большом издании, выпущенном в 2015-2017 гг.
Может быть, какие-то из этих остановок вы видите каждый день или проезжали однажды?