<...> вы любите игры? На мой взгляд, математика - одна из самых интересных. Это не про таблицу умножение и рисование непонятных формул и бесконечных рядов правильных чисел. Это про возможность соединять суть и последовательность явлений, создавая закономерность. Сыграем в интеллектуальный роман, где факты подаются сепарировано, а читатель сам собирает мозаику в удобной и интересной для него последовательности...
Заполнить доску.
Однажды, в древней Индии, ученый-математик по имени Сисса изобрел забавную игру - "шахматы". Когда он показал свое изобретение радже, правитель захотел отблагодарить изобретателя и сказал: "Проси что хочешь!" И скромный ученый попросил заполнить шахматную доску зерном, выполняя его простое условие - на первой клетке должно лежать одно зернышко, а на каждой последующей количество зерна должно удваивать показатель предыдущей. Раджа долго смеялся над такой скромной просьбой. Но выполнить ее оказалось невозможно.
Даже сейчас, при всем уровне технологического прогресса и достижениях сельского хозяйства, при том, что пшеница является самым легко размножающимся культурным растением (как и табак) - объема зерна на всей планете не хватит, чтобы заполнить шахматную доску по принципу Сиссы. Количество зерен на доске будет равно 18 446 744 073 709 551 615 единиц, что по массе будет равняться 461 168 601 842,7 тонн. Таким образом была изобретена одна из интересных функций в математике - экспоненциальный рост. Его характерной особенностью является то, что в самом начале рост кажется нам незначительным и несущественным, мало заметным и на ни на что не влияющим. Но в заключительных этапах рост становится таким быстрым, что превосходит возможности нашего восприятия.
Сингулярность.
Есть такое понятие "технологическая сингулярность" или "интеллектуальный взрыв". Оно означает наступление гипотетического момента в будущем, когда прогресс развития становится неуправляемым и необратимым, что является шоковым явлением для человеческой цивилизацией, в ходе которой в корне меняется сущность человека. Эта идея родилась в 50-х годах ХХ-го века, когда люди изобрели компьютеры и научились использовать ядерную энергию. Само явление носит именно "гипотетический" характер и повлияло скорее на развитие культуры научной фантастики, потому что прогресс имеет ступенчатую, а не экспоненциальную структуру: появление технологии, развитие, плато, тупик, революция. Хотя глаза ученого в момент открытия и видят призрак экспоненты.
Археология.
Когда-нибудь на пустынной планете высадится группа археологов и начнет мести своими метлами песок, имея цель понять "чем занимались их древние предки". И откопают Это. Это поразит их сознание, потому что не будет иметь никакого логического объяснения зачем люди этим занимались. Рядом с Этим, на той же планете, они найдут стоунхендж и пирамиды. Окажется, что сначала люди просто ставили камни в математической последовательности, потом научились обрабатывать камни и лить блоки, научились математике и стали воспроизводить из камней простые математические функции... и каким-то образом, на определенном этапе, потеряв смысл и цель того, чем занимаются, начали делать Это.
Современная архитектура доходит до того самого логического завершения плато прогресса, на котором логичность с абсурдом сплетаются в неразрешимый узел, который можно только разрубить революцией. Мы не можем понять зачем древние люди строили пирамиды. Люди будущего так же не смогут понять зачем мы строили Это. Настоящая архитектура - это всегда прикладная археология. Цель ее только в одном - чтобы в 30 156 году после нашей эры кто-то откопал Это из песка и мусора и очень сильно удивился тому, чем мы тут все занимались <...>