Сегодня хочу рассказать вам, как эмоции влияют на наши действия и качество жизни.
Расскажу, почему с одной стороны - это то, что побуждает нас к активным действиям, которые нас радуют, а с другой стороны - побуждают нас БЕЗдействовать и окунаться в пучину негативных эмоций или состояния апатии, когда эмоции практически не чувствуются или “отсутствуют” вовсе.
Прежде всего разберемся, что такое эмоция и отчего она возникает.
Эмоция - это “топливо”, “бензин”, который стимулирует наш организм к соответствующим действиям.
Например: Эмоция гнева побуждает нас к активным действиям отпора и защиты от агрессора или, даже, нападения.
Эмоция страха побуждает сжаться, “замереть”, стать”невидимым”, или убежать, дабы не быть “съеденным опасным хищником”.
Эмоция радости и восторга побуждает к проявлению добродушия, миролюбия, проведения времени в приятной компании.
Отрицательные эмоции не всегда влияют негативно на наш организм. Они создают для нас безопасные условия для жизни и направляют наше внимание, концентрацию на более благоприятный исход развития событий.
Например, чтобы избежать чувства стыда, вины, страха, гнева, человек тем самым предопределяет свое поведение, избегая, опасных, вредных или социально-неприемлемых ситуаций.
Вероятно, вы уже поняли, что эмоция может быть как “бензином” , так и “призом”.
Поясню на примере.
Желая зарядиться положительными эмоциями, расслабиться и отвлечься от, например, рабочих трудностей , человек выбирает провести вечер за азартными играми с друзьями. В этом случае желание заполучить эмоцию - “приз” стало побуждением к действию. Хотя изначально человек пребывал в состоянии стресса, усталости и, возможно, апатии и безразличия.
Приведу еще пару примеров:
- Делая утреннюю йогу некая Мария, получает удовольствие от этого процесса, “подпитывается” положительной энергией и пребывает большую часть дня бодрой, активной и в хорошем расположении духа. Для нее йога -связана с “топливной” эмоцией и “призовой” - это и побуждение к действию и результат.
- Выполняя все задания от учителя на уроке и дома, Максим, надеется , что его не будут ругать, в ответ он может услышать “молодец”. и он будет спокоен и чувствовать себя в безопасности. Ведь если он не делает задания, или делает с ошибкой, то учитель в школе, (к сожалению, такие еще есть), начинает прилюдно отчитывать и даже оскорблять за такие задания, а родители дома не всегда выясняют причину плохой оценки и только поддерживают авторитет учителя. В погоне за чувством безопасности, Максим, начинает проводить много времени за уроками , становиться замкнутым, мало общается со сверстниками, тк страх быть униженным, оскорбленным и непонятым сильнее, чем желание заполучить двустороннюю эмоцию “топливо-приз” в виде радости и счастья от общения с друзьями или времени за компьютерной игрой. Увы…
Таких диаметральных ситуаций как у Максима и Анны очень много. Важно помнить, что постоянно идеальных эмоций и жизней не бывает. Мы всегда подвержены колебаниям, как погода и рынки, как моря и океаны, так и наши эмоции и восприятие этого мира. Важно научиться вовремя распознавать для себя негативные состояния и научиться их самостоятельно или с помощью специалиста проживать эти эмоции и состояния благоприятно для себя.
А теперь практический тест. Этот тест поможет определить вашу эмоциональную осознанность и принятие качества вашей жизни. Будь честны с собой и постарайтесь ответить максимально подробно про свои эмоции и состояния.
Когда вы ходите на работу, какие , в основном, чувства и эмоции вы испытываете?
Когда вы получаете зарплату-
вы испытываете облегчение? удовлетворение? безопасность?радость? счастье? недовольство? гнев? а может быть безразличие?
Когда вы общаетесь с коллегами/клиентами-
вы испытываете недовольство? раздражение? страх? или радость? дружелюбие? приятие? или, может, смятение?
А какие эмоции вы испытываете в общении с детьми / мужем/ женой/друзьями?
Если ваши ответы вам нравятся, они вас устраивают и вам с ними комфортно, то можно смело сказать, что в этих сферах вы хорошо справляетесь и умеете правильно и полезно проявлять свои эмоции и выбирать их как средство к действию или как результат.
Если ваши ответы вам не понравились, стоит задуматься, какие эмоции вы хотели бы получить взамен и какие материальные блага/ или перемены в отношениях и в жизни могут от этого произойти.
Помните,что осознание проблемы - это уже 50% успеха в ее устранении и/или трансформации, а хороший специалист и ваше личное желание перемен - это вторые 50% успеха.
Психологические игры, МАК карты, АРТ терапия - это безопасные и мягкие средства для определения изначальной точки проблемной ситуации и дальнейшей ее трансформации.
Иногда нам людям сложно описать свои эмоции, чувства, состояние, мы не знаем чего мы хотим, но мы знаем,что мы хотим перемен и чтобы больше “так не было”, тогда на помощь приходят образы, эмоции, метафоры, сказки, герои фильмов, произведений и др. и это помогает легко преодолеть сложные и проблемные ситуации, выявить то, что беспокоит и прийти к тому, что действительно хочется и что действительно важно.
С вами была я, Наталья Ким,
ваш психолог и EnglishTeacher