- Меня охватывает непонятная тревога. Я начинаю прислушиваться к себе, и она начинает расти. Может остановить меня, и я меняю планы. Хочу понять что делать и как избавиться от неё, - так обозначила свой запрос молодая женщина.
- Вы сейчас чувствуете тревогу?
- Да, немного мне тревожно.
- Вы в безопасности. Посмотрите на меня. Я далеко, физического контакта быть не может. Согласны?
- Да.
- У вас есть возможность сказать мне: "Стоп", и я остановлюсь. Что сейчас чувствуете?
- Мне стало спокойнее. Немного напряжения, но это мне не мешает.
Далее я предлагаю арт-упражнение "Кляксы".
Я попросила сложить лист пополам перегибанием. Накладывать краску на место сгиба внутрь листа.
- Вы можете выбирать любую краску, накладывать на лист столько, сколько захотите. Всё будет хорошо и правильно для вас. Получите удовольствие от этого процесса.
На каждом этапе выполнения упражнения я просила оценить размер тревоги.
На этапе накладывания краски на лист тревога не возникала. Женщина видела то, что она делала. Она комментировала свои действия, какую краску выбрала и положила на лист.
- Сложите лист по сгибу и прогладьте ладонью. Что сейчас с вами?
- Тревожно стало. Тревога возрастает.
- Вам тревожно потому, что вы не видите что получается внутри листа?
- Да.
- Это схоже с тем состоянием, которое вы испытываете в реальной жизни?
- Да, прям вот так и нарастает тревога.
- Откройте лист. Посмотрите что там получилось. Не спешите, поворачивайте лист и найдите то положение кляксы, которое вам будет приятным.
Женщина развернула (раскрыла лист) и увидела симметричный отпечаток.
- Что видите? Расскажите.
Женщина называет цвет и получившиеся формы: мордочка животного, он смотрит вверх. За спиной ветер.
- Если перевернуть картинку, то лицо человека с усами.
- Что сейчас чувствуете, когда увидели то, что было скрыто от вас?
- Тревоги стало меньше, мне стало легче.
- Это хорошо для вас?
- Да.
- Может быть вам тревожно в реальной жизни от того, что вы не видите? От того, что вы не знаете что будет?
- Да, наверное это так.
- Приведите пример, пожалуйста.
- Мне надо зайти в магазин и купить продукты, мне становится тревожно.
- Что вы не видите?
Рассуждая, мы определили, что женщина не видит эти продукты, а их может там не быть или не того качества. Не видит есть ли очередь на кассе. Приятная или нет кассир.
- А может ли кто-то из живущих на земле людей это увидеть?
- Нет, не могут.
- Не могут, но ходят в магазин и покупают продукты. Как им это удаётся?
Далее мы разговариваем о том, как и зачем люди ходят в магазин. Есть ли там опасность для покупателей. Что возможно поставить для себя цель - увидеть продукт, оценить его качество и купить или не купить. Можно посмотреть на кассиров и выбрать ту кассу, где приятная кассирша. Можно выбрать для себя магазин, в котором всё будет комфортно и привычно.
Вывод.
- Когда клякса была скрыта, то возникла тревога. Когда вы увидели глазами и назвали то, что увидели, то тревога ушла. Согласны?
- Да.
- Как вы можете воспользоваться этим приёмом в реальной жизни?
- Как?
- Можете называть себе то, что вы видите, что окружает вас в момент тревоги.
- Да, мне это нравится.
Я предлагаю женщине следующий этап работы с кляксой и об этом далее.
Уважаемые читатели, я радуюсь вашим откликам на мои рассуждения и размышления! Приятно дарить вам и получать от вас "спасибо".
Подборка статей с арт-упражнениями
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только со ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Арт курс «Освобождение от эмоционального напряжения»
Арт-терапия для детей, которые беспокоят родителей. Онлайн. Индивидуально.
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru