Приветствую вас, дорогие друзья!
Как и обещал, сегодня поговорим о станции Москва-Товарная-Павелецкая. Впрочем, в сети пишут, что она в настоящее время уже даже не является самостоятельной станцией, а стала парком Москвы-Пассажирской-Павелецкой. Что, однако, совсем неудивительно, учитывая собянинскую нездоровую манию убить всю грузовую работу в черте Москвы, уничтожить все предприятия и застроить каждый квадратный метр всякой убогой дрянью, скрывающейся под аббревиатурами типа ЖК, БЦ или ТРЦ.
Не миновала прискорбная чаша сия и Павелецкий грузовой двор, который был одним из крупнейших в столице. Да и окрестную промышленность, которая исторически была сконцентрирована в районе Дербеневки, проредили практически под ноль: Московский завод координатно-расточных станков (МЗКРС), завод ЖБИ № 3, хлебозавод ПАО «Москворечье», Московский дрожжевой завод «Дербеневка», Дербеневский химзавод, Первая ситценабивная фабрика («Мануфактура Эм. Цинделя»), ЗВИ, завод «Аремкуз», Московский завод нетканых материалов, фабрика «Красное Веретено» Вигоньтреста (бывшая шерстопрядильная фабрика Бахрушиных)... Этот список уничтоженных заводов и фабрик можно продолжать. От части из них и вовсе не осталось следа, часть превращена в лофты и бизнес-парки. Вообще надо пройтись по этому району и поснимать подробно пока ещё что-то сохранилось. Но это уже будет совсем другая история.
А теперь давайте вернёмся к станции, а точнее парку Москва-Товарная-Павелецкая. Как вы помните по моему предыдущему рассказу, в Нагатино мы сели на трамвай, чтобы доехать до Новоданиловского проезда. От него мы и начнём нашу прогулку. Усаживайтесь поудобнее, берите что-нибудь умопомрачительно вкусное и начнём.
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
1. Кольцо «Новоданиловский проезд». Открыто в 1912 г. вместе с линией от Садового кольца к Даниловской мануфактуре. В прошлом называлось «Даниловская мануфактура», «Фабрика им. Фрунзе», «Ярмарка „Центральная“». Есть возможность разворота с обеих сторон. Ранее кольцо использовалось только для внепланового оборота вагонов (например, при сбое графика). С 24 марта 2018 г. здесь оборачивается трамвайный маршрут № 16 — Чертаново Южное – Новоданиловский проезд С 17 июля 2020 г. на это кольцо был перенаправлен трамвайный маршрут № 49 — Нагатино – Новоданиловский проезд. Раньше также существовало ответвление по Новоданиловскому проезду на ветку через старый (ныне снесённый) деревянный Даниловский мост.
На заднем планы видны Павелецкие путепроводы одноимённого направления над границей Большой Тульской улицы и Варшавского шоссе. Справа от них (за кадром) располагается платформа Тульская (ранее ЗИЛ).
2. Через неё-то мы и направились к южной горловине станции. Вид обратно на юг к путепроводам.
Тульская (до 01.04.2019 - ЗИЛ) — остановочный пункт Павелецкого направления Московской железной дороги в Москве. Частично (только по I, III путям) находится в границах станции Москва-Товарная-Павелецкая (в её южной части), основное путевое развитие станции начинается к северу от платформы. II путь является перегоном к станции Коломенское (входной светофор на станцию находится у северного края платформы). Фактически на постоянной основе используется только левая (островная) платформа. Правая у III пути используется крайне редко.
3. Приближаемся к горловине.
4. Начало путевого развития. Справа - излучина Москва-реки и Даниловская набережная.
5. Одно из немногих зданий, которые ещё оставались на тот момент от автомобильного гиганта - здание заводоуправления АМО ЗИЛ. Сейчас оно уже снесено, а территория застраивается.
6. Побитое жизнью здание слева - бывший исторический пост централизации станции. Видны чудом сохранившиеся крепления для телеграфной линии.
7. Взгляд назад.
8. Пассажирский поезд куда-то на юг.
9. Его тянет ЭП2К-401 приписки ТЧЭ-6 Москва-Сортировочная-Рязанская, ранее был приписан к ТЧЭ-33 Ожерельe-Сортировочное. Справа проскочил в сторону вокзала Аэроэкспресс.
10. Вид обратно. Уютное место с живописной кривой.
11. Влево уходят пути на бывший грузовой двор станции, прямо - хоздвор и пункт отстоя ПДС, направо - главные пути. Как вы можете видеть, пути на грузовой двор покрыты давним слоем ржавчины.
12. Светофоры погашены. Осенью 2019-го года они ещё светили. Теперь это в прошлом.
13. Грузовой двор будет ликвидирован. И, возможно, даже полностью застроен человейниками. Возможно также, что часть его всё же будет отдана под отдельную пассажирскую техническую станцию, которую планировалось возвести на Москве-Товарной-Павелецкой. Сейчас рассматриваются разные варианты, поэтому сказать однозначно сложно. Но то, что грузовая работа отсюда ушла навсегда, к сожалению, является неоспоримым фактом.
14. Пути в сторону хоздвора используются поездами дальнего следования. Рядом с хоздвором расположен пункт отстоя ПДС.
15. Эти пути вели к контейнерной площадке, различным складским и разгрузочным зонам, а также давали начало кусту подъездных путей ЗВИ (Московский электромеханический завод имени Владимира Ильича, до революции - Торговый дом «Хоппер и компания», затем завод Михельсона).
16. Вид обратно.
17. ЧМЭ3 маневрирует с пассажирским составом у пункта отстоя.
18. Здесь жизнь есть.
19. Гармония природы и железной дороги.
20. Ну, а левее, у путей бывшего грузового двора уже полная пастораль. Цветочки, травы. Кое-где уже и рельс-то не видать.
21. Наката нет совсем. Хотя стрелки новенькие, на железобетонных шпалах.
22. Место для медитаций.
23. Взгляд назад. Приближался грозовой фронт.
24. Когда-то здесь просыпалось зерно.
25. Пути уходят в заросли.
26.
27. Маршрутные светофоры навсегда погашены. На заднем плане виднеются купола Данилова монастыря.
28.
29. Грузовой двор. На заднем плане на месте цехов ЗВИ растут как грибы корпуса ЖК «Павелецкая Сити».
30. Гроза надвигалась, мы свернули в сторону пункта отстоя и хоздвора, тем более, что северную часть грузового двора я уже снимал в 2019-м (ссылку давал выше).
31. И даже здесь, в районе действующего пункта отстоя сплошная пастораль. Трава, цветы, старые опоры контактной сети, ламповые линзовые светофоры. Такого уже, пожалуй, нет больше ни у одного вокзала Москвы, кроме Павелецкого.
32. ПДС на отстое.
33. Из-за грозового фронта очень резко стемнело.
34. Вид в сторону области.
35. По правую руку начинаются постройки хоздвора.
36. Среди них безусловно выделяются остатки комплекса бывшего дореволюционного веерного депо.
37.
38. Остатки депо. Красивое здание.
39. Ну красота же! Я был, если честно, даже удивлён, что на действующих путях магистрального направления в черте Москвы где-то ещё можно найти такое буйство растительности.
40. Кусочек здания депо. Видна опора телеграфной линии. Возможно, тоже ещё дореволюционная.
41. Хоть картины пиши!
42. ТЭМ18ДМ-1921 приписки ТЧЭ-6 Москва-Сортировочная-Рязанская на фоне строящегося Мордора.
43.
44. Это хотелось снимать и снимать.
45. Уж больно красиво.
46. Полило.
47.
48. А потом небо и вовсе, словно, разверзлось. Хлынуло как из ведра. Фото не передаёт масштабов.
49. Хоздвор.
50. Бывшие канавы депо.
51. И главные пути Павелецкого хода.
52. Тупичок и небольшой ремонтный цех.
53. Именно тут мы и решили под пенное (18+) переждать ливень. Ждать пришлось в итоге около получаса.
54. Примерно здесь когда-то ответвлялся вправо от главных подъездной путь бывшего Московского завода координатно-расточных станков (МЗКРС).
55. А где-то тут, как я понимаю, некогда находился поворотный круг веерного депо.
56. Ещё немного буйства стихии на железной дороге.
57. Чуть-чуть ч/б для разнообразия.
58. Потихоньку дождь унялся, а над станцией сгустились сумерки.
59. Наш гостеприимный ремонтный цех, который спас нас от ливня, приютив под своими сводами.
60. Пока дождь ослаб, решили выдвигаться к платформе Дербеневская (бывшая Москва-Товарная).
61. Тем более на улице стремительно темнело, а с запада продолжало греметь.
62. По пути снял ещё несколько кадров. Красивое всё-таки место.
63.
64. Взгляд назад.
65. Железнодорожный уют.
66. Электровозы на отдыхе и платформа Дербеневская.
67.
68.
69. Вид в сторону области. Где-то там планируется в будущем соорудить спуск в тоннель перспективного МЦД-5, который будет вести под центром Москвы на Ярославское направление. Если, конечно, всё же начнут строить.
70. Историческая водоёмная башня станции Москва-Товарная Рязано-Уральской железной дороги. Была построена к открытию движения от Бирюлёва до ст. Москва Рязанско-Уральской железной дороги в 1900 году по типовому проекту, разработанному по заказу Общества Рязано-Уральской железной дороги для новых линий в 1898 г. инженером Н. А. Виноградовым.
Башни такого же типа были построены при станциях Домодедово, Барыбино, Михнево, Жилёво, Кашира, Ожерелье, Богатищево, Узуново, Серебрянные Пруды, Венёв и др. Всего на железных дорогах было построено более 80 подобных зданий. Более подробно с техническими деталями и историей строительства можно ознакомиться вот на этом замечательном сайте. Является выявленным объектом культурного наследия, но, как видите, состояние её довольно удручающее.
71.
72. А вот и наша электричка подошла, поэтому на сегодня всё.
Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!