С самого начала, как только начала заниматься краеведением, решила, что постараюсь через истории односельчан показать работу предприятий, учреждений, организаций посёлка Ледмозеро.
Этот материал был опубликован в г. «Муезерсклес» от 2 июля и от 9 июля 2009 года
Судьбы этих людей, теперь старожилов нашего посёлка, в чём – то очень похожи. Родились в сельской местности Белоруссии, большинство в многодетных семьях. Когда началась Великая Отечественная война, были подростками. Наравне со взрослыми они переносили голод, холод, страх, неустроенность в военные и послевоенные годы. Хотели учиться, но мало кому удалось получить семилетнее образование (тогда это было неполное среднее). Надо было помогать родителям нянчить младших братьев и сестёр или же работать, по мере возможности, в колхозе. А за работу платили очень мало. А как тяжело было с одеждой, обувью! Младшие донашивали обноски после старших, да и старшим доставались не новые вещи. А обувь! В тёплое время года ходили босиком, зимой же выйти на улицу могли только по очереди, так как обуви не хватало на всех.
В пятидесятые годы прошлого века – кто с родителями и семьёй, кто поодиночке – приехали в Карелию по вербовке на год или на шесть месяцев. Приехали в надежде, что, подзаработав на севере денег, обязательно вернутся на свою малую родину построить дом, развести хозяйство. Возможно, и существуют статистические данные о количестве возвратившихся в Белоруссию, но если судить по жителям нашего посёлка, то очень малый процент приехавших вернулись домой по окончании срока вербовки.
Большинство освоили в Карелии рабочую профессию, утвердились в ней как отличные специалисты. Многие стали передовиками производства. И неудивительно, так как эти люди с детства привыкли трудиться. Здесь же нашли свою вторую половинку, завели детей. Полюбили суровую карельскую природу, стали заядлыми рыбаками, ягодниками. И стала Карелия для них вторым домом.
Хотя тоска по тем местам, где прошли детство и юность, осталась у каждого глубоко в сердце. Знаю это сама. До перестройки могли себе позволить съездить в отпуск, чтобы подышать неповторимым воздухом, походить по любимым местам, повидаться с родными и близким.
Этих людей я знаю давно, у некоторых из них учила детей. Уважаю их за простоту, скромность, трудолюбие, доброжелательность, открытость.
Супруги КОЗЛОВСКИЕ– Раиса Ивановна и Валентин Аркадьевич 2004 год
КОЗЛОВСКИЕ – Валентин Аркадьевич и Раиса Ивановна – вырастили и воспитали шестерых детей. Три сына и два внука до последнего времени работали в леспромхозе. К сожалению, в этом году Валентина Аркадьевича не стало.
Вот что он рассказал пять лет назад:
«… После армии приехал в Тикшу, так как здесь уже жили мать и старшая сестра с мужем. Они приехали по вербовке из Белоруссии. Я сразу же пошёл работать трактористом в бригаду Хадановича. Женился. Раиса Ивановна тоже работала в лесу. Появились дети. Может, и остались бы жить в Тикше, но жилплощадь была маленькая, и мы решили перебраться в Ледмозеро. Его строительство началось в 1963 году.
Это было осенью 1964 года. Главный инженер Ругозерского леспромхоза привёз будущего начальника Ледмозерского лесопункта ШУЛЬГУ Н. К. знакомить с будущим предприятием. В Ледмозеро с ними поехал я и ЕМЕЛЬЯНОВ Алексей, чокеровщик. Ни заготовки, ничего другого ещё не было. Примерно две недели мы занимались хозяйственными работами.
Начали приезжать рабочие. Стали строить эстакаду для разгрузки леса в районе будущей автозаправочной станции. Приехал начальник комбината «Сегежлес» ЭПШТЕЙН А. И. Была поставлена задача побыстрее построить эстакаду и к определённой дате ( не помню её) погрузить и отправить по железной дороге первый вагон леса.
В восьмиквартирном доме было общежитие. Неделю работали и жили в нём, а на выходные ездили в Тикшу к семье. Через некоторое время дали квартиру на улице Строителей, и я перевёз семью.
Жена первое время работала прачкой. Было уже два больших общежития, стирки было много. Таскали такую будку, жена топила в ней печку, кипятила бельё, там же вручную стирала, машинок стиральных тогда не было. Потом работала в котельной, нянечкой в детском саду.
Первые вальщики были: ЧИКИН Михаил, ГРИВИЦКИЙ Анатолий, САВКОВ Филипп, МЕЛЬНИЧЕНКО Михаил (вальщик, потом тракторист), ЗАПЕКОВ Анатолий, БОНДАРЬ Станислав, БЕЛОУС Николай…
Я работал трактористом в бригаде ЧИКИНА Михаила. Первые тракторы Д – 40 – маломощные с деревянной кабиной. Потом уже появились «пятидесятки». Но была у меня мечта поработать на машине, и вскоре меня отправили на курсы шоферов. На лесовозе работал в паре с ПЯТТОЕВЫМ Мишей, ЛЯХОВИЧЕМ Гришей, КАЯЛАЙНЕНЫМ Петром, РАЗОРЁНОВЫМ Николаем. На лесовозе возил лес почти до пенсии.
Детьми и внуками доволен, ребята трудолюбивые, трудностей не боятся, стараются их преодолеть».
Супруги САВКОВЫ – Анна Ивановна и Филипп Васильевич 2007 год
Вспоминает Филипп Васильевич САВКОВ:
«… Родился в Белоруссии в 1934 году. А в 1958 по вербовке приехал в посёлок Каменный Бор Надвоицкого леспромхоза. Пошёл на валку леса. ЭПШТЕЙН А. И. предложил переехать в Ледмозеро. Было это осенью 1964 года.
На работу ходили за три километра – в ту сторону, где теперь нижний склад. Первая моя бригада: я – вальщик, тракторист – КОПЫЛОВ Владимир, в бригаде работал КОЛОТ Иван, сучкорубы – КИТОВИЧ Оля и МЕЛЬНИКОВА Нина. Первый лесовоз с лесом вывез СТЕПАНОВ Ким. Грузили лесовоз накатом. Чтобы выполнить план, работали и по выходным».
САВКОВА Анна Ивановна продолжает рассказ:
«… Одно время работала у мужа в бригаде сучкорубом, а в 1968 году перешла на нижний склад. Сначала была разнорабочей, а когда построили цех щепы, перешла туда и отработала в нём 12 лет. Работа сложная, тяжёлая. Да и трое детей требовали внимания и заботы. Не просто было, но не унывали, не падали духом».
А вот что писали в то время в районной газете «Авангард»:
«… Ледмозерский леспромхоз в этом году успешно выполняет план производства технологической щепы. Успех достигнут благодаря слаженной работе бригад, которыми руководят А. И. САВКОВА и С. М. КУНЕЙ. Эти коллективы на протяжении длительного времени работают стабильно».
Софья Митрофановна КУНЕЙ 2004 год
Рассказывает Софья Митрофановна КУНЕЙ:
«… Родилась я в 1935 году в Белоруссии. В семье нас было шесть человек: мать, отец и нас четверо – две сестры и два брата. Я была самой старшей. Помню войну. Отец ушёл воевать. Домой не вернулся – погиб. Немцы сожгли все дома. Жили в землянке на два выхода. Голод – холод. Ели разные съедобные травы, у клевера сушили цветки, мололи и добавляли в еду. Сладостей не видели совсем. Тяжело было. Помню май 1945 года. Утром встали, и как – то всё стало по – другому. Люди стали собираться, больше общаться.
Три класса закончила в нашей школе, а в четвёртый и пятый классы ходила в школу за два километра. Дальше не смогла учиться, так как надо было помогать маме. Не было и шестнадцати лет, когда пошла работать в колхоз. Пахала, сеяла, боронила. Год проработала, получила пуд жита. И всё.
Двоюродный брат ехал по вербовке в Карелию, взял и меня. Привезли нас 20 ноября 1953 года в посёлок Чёлмужи. Медвежьегорского района. Очень красивое место на берегу Онежского озера. Зимой возили лес на лошадях, пилили лучковой пилой. Лес сплавляли по реке в Онего.
Тут встретила Петра Болеславовича, он в лесу работал вальщиком. Поженились. У нас трое детей. Когда лесопункт стали закрывать, то переехали в Ледмозеро. Это был 1976 год. Пошла работать на нижний склад обрубщицей сучьев. Работала в разных бригадах, а в 1980 году меня сагитировали в цех щепы. Всего на щепе работали четыре бригады, бригадиром одной из них была я. В моей бригаде работали – ЖАЛЕЙКО Люба, ПОПРОЦКАЯ Надя, КАЗЕКО Таня, ЛИХОРАЙ Яна. Десятником была МИСИЕВИЧ Валентина, мастером ПОЛКОВСКАЯ М. М., подвозил лес на тракторе ШАТЬКО Юрий.
В цехе было грязно, пыльно. Тяжело было: план большой, но старались его выполнять. Отсюда и на пенсию вышла, но ещё немного поработала, и цех щепы закрыли».
Окончание следует…