Найти в Дзене
ODELAX

В Совете Федерации высказывается намерение ввести ограничения для онлайн-платформ с долей рынка, превышающей 25%

Оглавление

Проект закона, направленный на ограничение открытия новых пунктов выдачи для маркетплейсов, предполагает введение мер в отношении тех платформ, доля которых в онлайн-продажах превышает 25%, заявил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. В Ассоциации компаний интернет-торговли, объединяющей крупнейших участников рынка, считают эту инициативу избыточной и вредной. По мнению онлайн-ретейлеров, она может негативно повлиять на развитие малого и среднего бизнеса, а также оказать негативное воздействие на обычных покупателей.

Порог установлен на уровне 25%

Согласно предсказаниям председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, законопроект, который предусматривает установление предельной доли на рынке для маркетплейсов и ограничение открытия новых пунктов в случае ее превышения, уже подготовлен. Он предлагает установить лимит в 25% от общего объема онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год.

Инициатива ограничить крупные маркетплейсы в возможности открывать новые пункты выдачи заказов была высказана Кутеповым в письме помощнику президента Максиму Орешкину, о чем также сообщали "РИА Новости". Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утверждает, что у них не поступали предложения ограничивать долю маркетплейсов. В ответе службы отмечается, что ФАС подчеркивает важность саморегулирования в данной сфере и призывает участников рынка принимать добровольные обязательства по самоограничению, чтобы предотвратить недобросовестные практики.

Минпромторг поддерживает ужесточение регулирования электронной торговли в связи с быстрым ростом этого рынка и увеличением проблем между маркетплейсами и их контрагентами. Вместе с тем, ведомство считает целесообразным вносить изменения в законодательство в рамках ранее представленного законопроекта о правилах онлайн-коммерции с участием бизнеса и профильных органов власти.

Подобные ограничения уже действуют для офлайновых продуктовых сетей, которым запрещено приобретать или арендовать новые площади, если их доля составляет более 25% товарооборота в регионе, городе, муниципальном районе или округе (с июня 2022 года до конца 2024 года норму заморозили). Тем не менее, маркетплейсы изначально не ограничены в открытии новых пунктов выдачи, что придает им конкурентное преимущество перед другими розничными торговцами, подчеркивал Кутепов в своем письме Орешкину. Ранее сенатор отмечал, что наступил момент регулирования рынка маркетплейсов, чтобы избежать монополизации, как это произошло в сфере такси.

Вредное предложение

Высказавшись о предложении Совета Федерации устанавливать предельную долю на рынке для маркетплейсов и ограничивать их в возможности открытия новых пунктов выдачи заказов при ее превышении, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Артем Соколов, назвал это предложение "не только избыточным, но и вредным". По его утверждению, данная идея является экономически необоснованной и окажет негативное воздействие как на развитие малого и среднего бизнеса, так и на покупателей.

Соколов отмечает, что более половины пунктов выдачи в стране принадлежат местным предпринимателям, использующим маркетплейсы как виртуальную витрину, особенно малому и среднему бизнесу. Он подчеркивает, что в регионах, где компании интернет-торговли создают распределительные центры, местный бизнес становится более активным, такие как логистические службы или пункты выдачи. Это также приносит выгоду местным предпринимателям, которые торгуют на площадке, поскольку логистика для них становится более доступной, не требуя доставки товаров на склад в другой регион.

Согласно данным Минпромторга, на российских маркетплейсах действует более 1,2 миллиона продавцов, причем 80% из них являются представителями малого и среднего бизнеса. В общей сложности, согласно оценкам АКИТ, в электронной торговле занято примерно 2 миллиона человек. Соколов заключает, что, вероятно, законодатели не ставят своей целью ограничить возможность людей зарабатывать, открывая свой бизнес, но на данный момент инициатива звучит именно так.

Желанная доля

Через маркетплейсы осуществляется 57% всех онлайн-продаж в России. На розничную торговлю с собственными интернет-магазинами ретейлеров приходится 30%, а на классические интернет-магазины, специализирующиеся, как правило, на определенных товарах, — 9%. Оставшуюся часть рынка занимают трансграничные компании, по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В финансовом отношении объем рынка маркетплейсов составил 5,7 трлн рублей по итогам 2022 года и, согласно прогнозам Кутепова, приблизился к 7,4 трлн рублей к концу 2023 года.

Wildberries и Ozon занимают около 80% рынка маркетплейсов, оценила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Пресс-служба ФАС пояснила, что само по себе доминирование на рынке, включая долю в сегменте интернет-торговли, не является нарушением. Однако злоупотребление господствующим положением может послужить поводом для принятия мер. В настоящее время действует мораторий на проверки компаний, связанных с IT-сферой, с марта 2022 года по конец 2024 года. ФАС работает над исключением антимонопольного контроля из-под моратория. В течение 2023 года ведомство получило более 600 жалоб от потребителей и продавцов товаров на маркетплейсах. Половина жалоб относилась к платной доставке, невозможности отказа от товара, навязыванию оплаты доставки некачественного товара и тому подобное. Вторая половина касалась злоупотреблений маркетплейсами доминирующим положением, включая невыгодные условия договоров, завышение цен на логистику и хранение, начисление штрафов за габариты товаров, отсутствие маркировки, взлом личных кабинетов продавцов и так далее.

Wildberries, Ozon и Lamoda отказались комментировать ситуацию, в то время как "Яндекс Маркет" не предоставил ответы на поступившие вопросы.

Чего ждут от маркетплейсов

Одним из предложений сенаторов является обязанность маркетплейсов гарантировать безопасность пересылаемых товаров с целью предотвращения доставки запрещенных предметов, таких как наркотики, оружие, взрывчатые вещества и т.д. Это предложение получило поддержку МВД, как отмечается в письме, направленном Максиму Орешкину.

В примере приводится «Почта России», которая законодательно обязана проверять отправления на наличие запрещенных предметов и идентифицировать как получателей, так и отправителей. На логистических пунктах грузы обязательно проходят сканирование, что влечет за собой дополнительные издержки для государственной компании. В письме отмечается, что маркетплейсы пользуются более привилегированным положением в обеспечении безопасности пересылаемых товаров, чем «Почта России». Андрей Кутепов подчеркнул необходимость распространения на интернет-торговлю тех же требований, которым следует «Почта России».

У компании Ozon на складах установлена аппаратура, способная обнаруживать взрывчатые вещества, как заверил управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Однако возникает проблема с товарами, которые обходят складскую инфраструктуру, когда продавец или курьер самостоятельно доставляет товар покупателю.

Сравнение почтовых отправлений с интернет-торговлей не совсем корректно, по мнению Артема Соколова из АКИТ. В отличие от посылки, полученной по почте, покупателю товара в интернете заранее известно, что он заказал. Маркетплейсы публикуют на своих сайтах и фиксируют в договорах с продавцами список товаров, запрещенных к продаже в России, и категории товаров, которые площадка не допускает. При регистрации продавцов предупреждается, что нарушение этих правил может привести к блокировке аккаунта и даже к расторжению договора.

МВД предлагает обязать проверку посылок не только маркетплейсов, но и транспортно-логистических компаний, обслуживающих интернет-торговлю, указывается в письме Орешкину. Компания СДЭК, например, принимает посылки от частных лиц только в открытом виде, а сотрудники тщательно проверяют все отправления. При пересылке товаров от интернет-магазинов СДЭК использует рентгеновский сканер в случаях авиаперевозок или пересечения государственной границы. Представители СДЭК не ожидают существенного влияния возможных изменений в законодательстве на бизнес-показатели, но отмечают, что стоимость услуг будет зависеть от механизма регулирования.

Обсуждение вопросов регулирования маркетплейсов активизировалось в предыдущем году. Например, под руководством «Почты России» рассматривалась идея введения так называемого "инфраструктурного платежа" — своеобразного налога на оборот для компаний интернет-торговли с ежегодным доходом от 1 млрд рублей. Это предполагало уплату 0,5% от продаж за квартал в пользу "Почты России" с целью ремонта почтовых отделений. Однако Минпромторг и ФАС не поддержали эту идею из-за рисков удорожания товаров, а Минэкономразвития отметило важность дополнительных расчетов. В конечном итоге от идеи отказались. Также "Почта России" стремилась получить статус федерального гарантирующего поставщика в интернет-торговле, но ФАС выступила против, поскольку антимонопольное законодательство запрещает предоставление преференций одному участнику рынка, а также обязательное привлечение к нему других участников. Компромиссным решением стало расширение коммерческого сотрудничества маркетплейсов и "Почты России" с целью улучшения почтовых отделений и снижения цифрового неравенства, чтобы большему числу граждан стал доступен онлайн-шопинг.