Найти тему
Minsknews.by

Прототип Робинзона, разоблачение провокатора Азефа и Купала в армии. Этот день в истории: 1 февраля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 1 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1709 год. На острове в Тихом океане обнаружен Александр Селькирк, ставший прообразом Робинзона Крузо

-2

За 4 года и 4 месяца тоскливого пребывания на необитаемом острове Хуан-Фернандес в 640 км от побережья Чили Селькирк два раза видел испанские корабли. И вот, наконец, в первый день февраля 1709 г. он разглядел британский флаг. По воле случая на английском судне «Герцог» оказались и моряки, с которыми ему доводилось бороздить океанские просторы. Не без труда распознали они в грязном «аборигене» в козьих шкурах своего бывшего товарища. Хотя Селькирк почти забыл человеческую речь, его горский акцент, моряцкий сленг и характерная брань подтверждали скандальную личность лучше всяких отпечатков пальцев.

Селькирк с детства не был пай-мальчиком. Жизнь в родном рыбацком поселке была не сахар, взрослеть приходилось быстро. Воспитательным аргументом пьющего отца нередко становился кулак. Александр рос непокорным и неуживчивым. Изрядно набедокурив дома, он сбежал и устроился матросом. Благодаря природной смекалке и ловкости в морских делах Селькирк очень скоро стал уважаемым навигатором на одном из кораблей знаменитого буканьера и писателя Уильяма Дампира. Но склочный характер давал о себе знать. Однажды Селькирк в пух и прах разругался с капитаном и настоял, чтобы его высадили на берег ближайшего острова. Он рассчитывал пробыть там месяц-полтора, но следующий корабль подошел только четыре с лишним года спустя. К тому времени Александр приобрел повадки дикого зверя и стал настоящим атлетом.

История Селькирка вдохновила Даниеля Дефо на написание «Робинзона Крузо», правда, писатель переместил необитаемый остров к берегам Бразилии и «заставил» своего героя провести на нем 27 лет. Зато при этом подарил Робинзону друга Пятницу, которого у его прототипа не было.

Вернувшись в родной городок Ларго, Селькирк какое-то время слонялся по пивным, рассказывая истории о своих приключениях, послушать которые собирались целые толпы зевак. А когда такая жизнь ему наскучила, поступил в королевский флот, куда был принят в чине лейтенанта. Умер Селькирк во время очередного плаванья, вероятнее всего от желтой лихорадки, и был похоронен у берегов Западной Африки.

1909 год. По обвинению в разглашении государственной тайны арестован действительный статский советник Алексей Лопухин

-3

В разговоре со своим старым знакомым журналистом Владимиром Бурцевым Лопухин подтвердил, что один из руководителей партии социал-революционеров (эсеров) известный террорист Евно Азеф был полицейским осведомителем. Лопухин в 1902–1905 гг. занимал пост директора департамента полиции, и информация сомнений не вызывала.

Выходец из бедной многодетной еврейской семьи, Азеф с юности участвовал в кружках революционной молодежи. С 1892 г. он числился секретным сотрудником полиции, а год спустя вызвался быть платным осведомителем о русских революционерах. С тех пор работал, что называется, на два фронта. Причем полицию, где получал немалые деньги (например, в 1901 г. — 500 рублей в месяц, что лишь на 100 рублей меньше оклада директора Департамента полиции), информировал далеко не обо всех своих действиях и инициативах. Одной из таких инициатив было организованное Азефом убийство министра внутренних дел Вячеслава Плеве, по сути, его главного начальника, которого он считал виновным в еврейских погромах.

Подозрения в адрес Азефа высказывались социал-революционерами не однажды — слишком много товарищей были выданы полиции. Но все они в итоге отметались с учетом «послужного списка» подозреваемого, ведь как глава боевой организации эсеров Азеф организовал и успешно провел более 30 террористических актов, включая убийство того же Плеве и генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. Над Бурцевым, настаивавшим на своих подозрениях в отношении Азефа, собирались уже устроить суд чести, но тут журналист привел показания Лопухина, который поведал не только о своих встречах с Азефом, но и о том, что после огласки его первых показаний Бурцеву департамент полиции требовал, чтобы он взял их обратно. Многие эсеры поначалу восприняли все это как хитроумную полицейскую провокацию с целью перессорить их между собой, но арест Лопухина расставил точки над i.

Судебный процесс был громким. Привлеченные в качестве свидетелей высокопоставленные чиновники министерства внутренних дел стремились доказать, что ни к каким громким терактам разоблаченный провокатор не причастен. С трибуны Госдумы Азефа защищал сам премьер-министр Петр Столыпин. В итоге Лопухина приговорили к пяти годам каторги, замененной по решению сената высылкой на поселение в Минусинск (Красноярский край). Отбыв наказание, Лопухин вернулся в Москву, где работал сначала адвокатом, а после вице-директором Сибирского торгового банка. После Октябрьской революции он эмигрировал в Париж, где и умер в 1928 г. от сердечного приступа.

После разоблачения Азефа эсеры на внутрипартийном разбирательстве приговорили предателя к смерти. Но «король провокаторов» сумел скрыться, и под чужим именем до конца дней жил за границей.

1916 год. Янка Купала зачислен в дорожно-строительный отряд Варшавского округа путей сообщения

-4

В сентябре 1915 г. Купала поступил в Московский городской народный университет им. Альфонса Шанявского. Однако его намерениям продолжить учебу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с Первой мировой войной. Уже в начале 1916 г. поэта-студента призвали в армию. Незадолго до отправки к месту службы в его жизни случилось светлое событие: он обвенчался в костеле святых Петра и Павла в Москве с Владиславой Станкевич, профессиональным педагогом и автором стихов для детей. Брат молодой жены Винцент Станкевич возглавлял 16-й дорожно-строительный отряд путей сообщения и добился того, чтобы Купала служил под его началом. Это подразделение русской армии занималось прифронтовыми коммуникациями: строило временные железные дороги, ремонтировало мосты, обеспечивая поставки к линии фронта питания и оружия. Купала служил в чине подпрапорщика и отвечал за личный состав.

Сведений об этом отрезке жизни поэта немного. Сохранились воспоминания одного из его сослуживцев, солдата Николая Шиманки: «В нескольких километрах от Полоцка на небольшой станции Боровуха-1 выполняла задачу группа железнодорожно-строительных рабочих. Ее командиром был офицер Иван Доминикович Луцевич. Молодой, с аккуратными усиками, ладно одетый в офицерскую форму зеленого цвета. Все шпалотесы и лесорубы в разговорах между собой очень хорошо отзывались об этом офицере. Что нравилось — он никогда не кричал на людей, а наоборот, внимательно выслушав, спокойно указывал, как исправить недостатки или браки в работе. Часто подходил он к простым рабочим звена и интересовался у каждого: откуда родом, сыт ли, обут, предупреждал об осторожности при лесоповале».

После революции Купала с женой поселились в Минске. С момента призыва в армию и до 1918 г. поэтом не было создано ни одного произведения.

1930 год. Начало массовой коллективизации

-5

В этот день выходит постановление ЦИК и СНК «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Органам Советской власти на местах предоставлено право применять против кулаков все необходимые меры: отбирать землю, конфисковывать имущество и выселять за пределы районов и областей.

Раскулачиваемые делились на три категории. К первой относился «контрреволюционный актив» — участники антисоветских и антиколхозных выступлений. Они сами подлежали аресту, а их семьи — выселению в отдаленные районы страны. Ко второй — «крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации». Их выселяли вместе с семьями в отдаленные районы. К третьей — «остальная часть кулаков». Она подлежала расселению специальными поселками в пределах районов прежнего своего проживания.

Четыре хлебозаготовительные кампании периода коллективизации 1929–1932 гг. дали государству в 1,3 раза больше хлеба (4 738,2 млн пудов), чем 7 лет НЭПа (3 549,6 млн пудов). Это позволило в 1930 г. выйти на пик хлебного экспорта за все годы советской власти (5,84 млн т) и тем самым получить валютные средства для неотложных нужд индустриализации. Результаты впечатляют. Но впечатляет и цена, заплаченная за этот кратковременный успех ускоренной модернизации: 1 млн раскулаченных крестьянских хозяйств общей численностью 5–6 млн человек, 4 млн выселенных кулаков, 5–7 млн жертв голода 1932–1933 гг.

1985 год. Катастрофа Ту-134 под Минском: 58 погибших

-6

Фото ctv.by

Было раннее зимнее утро. На месте нынешнего красавца-терминала национального аэропорта Минск-2 в те времена стоял большой ангар. В нем и проводились процедуры досмотра и посадки пассажиров на самолеты.

Вылетающий в Ленинград Ту-134 был заполнен — 74 пассажира. На борту среди прочих — лучшие студенты белорусской столицы. Эта поездка была для них поощрением. Молодежь балагурила, шутила. Никто не мог предположить, что полет продлится меньше трех минут и закончится трагически.

Самолет едва оторвался от взлетно-посадочной полосы, как внезапно в левом двигателе раздались хлопки, резко упали его обороты, и он остановился. Кренящуюся на левую сторону машину пилоты сумели выровнять. Второй пилот запросил у диспетчера аэропорта экстренную посадку. И тут же аналогичным образом отказал правый двигатель — те же хлопки, снижение оборотов и остановка. О возвращении в аэропорт уже не могло быть речи. Связь прервалась, в салоне погас свет.

Чтобы избежать пикирования, командир постепенно начал снижать скорость полета практически планирующего лайнера. Когда на высоте 100 метров от земли вынырнули из сплошной облачности, пилоты увидели внизу сплошной лес. Штурман успел заметить просеку, куда можно было бы попробовать приземлиться. Но воздушное судно было уже совершенно неуправляемо и само начало прокладывать просеку, кося крыльями стволы деревьев. Врезавшись в землю, Ту-134 пропахал по земле еще 110 метров и остановился. Заднюю треть фюзеляжа оторвало, а переднюю часть самолета развернуло поперек. Вытекшее из поврежденных баков авиатопливо вспыхнуло, вызвав пожар в передней части. Из находившихся на борту 80 человек (74 пассажира и 6 членов экипажа) погибли 58. Выжили в основном сидевшие в передней и хвостовой части лайнера.

Ту-134 упал в десяти километрах от аэропорта, рядом с деревней Нежевка. Спасатели добрались к месту катастрофы только спустя три часа. Был сильный туман, снег по пояс. Уцелевшие грелись у догорающих обломков самолета. Благо была оттепель. Прибывшие медики наливали всем по 50 г спирта, оказывали пострадавшим первую помощь и доставляли в больницы.

Четыре года длилось расследование, но до суда дело так и не дошло. Виноватым объявили… лед, попавший в двигатели самолета. Но вот как он туда попал, доподлинно установить не удалось. Спор между Белорусским управлением гражданской авиации и КБ Туполева, обвинявших друг друга, был прекращен. Во время катастрофы лед растаял, и определить его природу оказалось невозможным.