Найти тему

Речь ребёнка в 2 года и 2 месяца. Разбор от мамы-лингвистки

"Речевой взрыв" случился у моего сына Гришки на рубеже года и двух лет. Я не уверена, что этот термин объективно применим к нашей ситуации. Всё-таки у Гришки всегда речевое развитие шло по возрастным нормам.

Однако, субъективно, после года и 11 месяцев темпы развития речи сильно ускорились. И от отдельных слов, часто сильно искажённых и неполных, Гришка за последние 3 месяца уже дошёл (добежал!) до коротких предложений с вполне понятными целыми словами.

Напомню: меня зовут Марина, мне 34 года. У нас с мужем Ваней есть сын Гришка двух лет и двух месяцев от роду. И в конце ноября прошлого года у нас родился второй сын, Николашка. До середины того года мы много путешествовали, в том числе с Гришкой, потому и родился блог с таким названием. В данный момент занимаемся младшеньким, поэтому путешествия на паузе.

Я лингвистка по первому высшему образованию - МГЛУ, ligua facit pacem! - и мне интересно наблюдать за развитием речи у сына. В этой статье я хотела бы сделать срез его речевых навыков, по основным разделам: лексика, фонетика, морфология и синтаксис.

А это Гришка. Катается в шлеме на беговеле, или, как он говорит, "багавеле".
А это Гришка. Катается в шлеме на беговеле, или, как он говорит, "багавеле".

Лексика

Сам раздел языка называется лексикология и изучает он лексику - словарный состав языка. Применительно к человеку правильнее было бы написать "лексикон" - индивидуальный запас слов.

Лексикон у Гришки богатый: две-три сотни слов он сам употребляет. А понимает ещё больше, оценить трудно, только по косвенным признакам. Например, он понимает близко к 100% речи, обращенной к нему. Конечно, мы ему не рассказываем про то, как космические корабли бороздят просторы вселенной - ой, стоп! - это я как раз рассказываю, так как люблю эту тему сама ))) Теперь и Гришка её любит. (Подробнее про отношение Гришки к космосу можно прочитать в статье про наш новый ритуал укладывания, ссылку оставлю в конце).

Но, возвращаясь к речи, говорим мы с ним в основном на темы бытовые и детские: окружающий мир, игрушки и игры, творчество, спорт, его интересы (машины, поезда, космос и т.д.). Поэтому в его лексиконе есть такие интересные слова: космонавты, шлагбаум, локомотив, рельсы, молния, сердце, кардан и т.д.

По большей части лексикон составляют существительные. Это нормально, освоение речи начинается с потребности наименования предметов. Также хватает и глаголов: "положить", "открыть", "закрыть", "ехать", "кушать" и т.д. Есть имена прилагательные: к примеру, "холодный", "горячий", названия цветов, наречия: "далеко", "быстро", "опять", "ещё" и другие. Числительные тоже присутствуют (до 10), как и местоимения: "мой/моя/моё/мои", "он/она/они"; "я" и "ты" - редко.

Что примечательно, ранее освоенные упрощённые слова заменяются правильными вариантами, например, шлагбаум раньше был у него "дадаум", теперь это уже полноценное понятное слово. Но при этом некоторые лепетные слова ещё сохраняются, например, "ама-ама" вместо "есть, кушать", "уи-уи" (как звук сирены) вместо "скорая помощь". А для поезда он использует одновременно и "поед" ([з] не выговаривает) и "туту".

Хочется ещё отметить любовь Гришки ко всякого рода междометиям и прикольным словечкам. Что ему ни скажи, повторит и будет потом весь день повторять 😆 Например, "тумба-юмба" и "чаби-челяби", "шурум-бурум" из свежего. Также любит рифмовки, например, "шарики-кубарики".

Фонетика

Фонетика изучает звуки языка, производство звуков речи и интонацию.

С большинством согласных звуков русского языка Гришка справляется. Часто выпадают фрикативные: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [х]. Но зависит от звукового контекста: например, слово "сырники" он говорит правильно (да, захочешь вкусняшку - научишься её называть!), а в слове "пуск" [с] пропускает. Вибрирующая [р] у него отсутствует, иногда вместо неё произносит гортанный вариант или делает какую-то смычку или произносит что-то наподобие английского [r]. Порой замечаю одноударную [р] в интервокальной позиции. Но моё имя произнести с правильной [р] пока не может. Изредка присутствует замена звуков [в] на [w] по типу английского, а [л] на [й], например, "Койенька".

Гласные звуки у него в порядке, даже [ы].

Уже нет трудностей с произнесением длинных слов. Без проблем склеивает слоги между собой. Например, слово "космонавты" произносит немного искажённо - "катанавы", но количество слогов верное. В конце оставлю ссылку на забавное видео с катанавами.

Ударения ставит правильно. В целом мне кажется, у Гришки неплохой слух, потому что и песенки он пытается петь мелодично. Да и в речи разные интонации использует уместно.

У логопедов при оценке речи, насколько мне известно, есть такой критерий: понятна ли речь посторонним людям. Считается, что к трём годам ребёнок должен уметь объясниться с чужим человеком.

Пока что мы такое специально не проверяли. Гришка ещё немного контактирует с посторонними, только на развивашках и спортивных занятиях. Но я сама осознаю, что говорит он порой неразборчиво. И свекровь его даже не всегда понимает, уточняет у меня, хотя она много времени с ним проводит. Иногда у нас троих взрослых (я, муж, свекровь) бывают дни, когда мы весь день гадаем, что это за новое слово Гришка произнёс 😆

Морфология

Морфология языка изучает слова как части речи, их состав, грамматические категории, словообразование и словоизменение.

Что касается словообразования, Гришка умеет в уменьшительно-ласкательные суффиксы 😉 Понимает, что "мяч" и "мячик" - это один и тот же предмет. Может сам добавлять такие суффиксы к словам, по своему желанию. Например, говорит "банан" или "бананчик", произвольно.

С приставками отследить сложнее, но, как минимум, он понимает различия между словами "заехать" и "выехать". Это мы с ним хорошо потренировали, когда смотрели его любимое видео с поездами в тоннелях.

Гришка уже прочувствовал категории рода и числа. Например, использует соответствующие формы местоимений и формы прилагательных с существительными разного рода. Например, "мой поезд", "моя машина" и "мои рельсы".

Что касается словоизменения, тут тоже интересно. Гришка уже учится склонять существительные, не скажу точно, какие падежи знает, а какие нет, но бывают и попадания, и промахи.

Спрягать глаголы ему сложнее, чаще всего использует инфинитив, особенно в значении повелительного наклонения. Например, "поставить туда", "гладить меня". Я пытаюсь ему привить правильную формулировку просьбы, с "волшебным словом", разумеется. Как только он его ни произносит! "Пататута", "падаути" и море других вариантов.

Синтаксис

Синтаксис - это наука о связи слов в словосочетания и предложения.

Тут у Гришки случился прорыв в виде первых простых, но полноценных предложений. Например, "Поезд едет в тоннель", "Покаки уходят в воронку" (ситуация во время мытья попы в ванне), "Коля ест титю", "В тоннеле темно". Не Пушкин 😆 Но уже неплохо, для начала.

Думаю, для таких примитивных предложений синтаксический разбор будет излишним. Можно лишь отметить прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое, обстоятельство/дополнение, а также варианты безличных конструкций.

Только-только Гришка ступил на территорию синтаксиса, посмотрим, как будет себя проявлять 😉

Для меня лично появление предложений представляется важной вехой, с которой начинается "настоящее говорение" у ребёнка.

Теперь, когда меня спрашивают: "Ваш ребёнок разговаривает?" - я могу с гордостью ответить: "Да!"

Ссылка на статью про наше космическое укладывание:

А тут можно послушать, как у Гришки пасутся "катанавы":