28 апреля 1969 года состоялась премьера одного из самых популярных фильмов режиссера Леонида Гайдая в истории советского кино — «Бриллиантовая рука».
Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». Искрометный юмор, тонкая ирония режиссера — картина прочно завоевала место в сердце каждого, кто хоть раз посмотрел ее.
Более подробно по этой теме можно посмотреть тут:
Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе.
Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.
Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось. Фото листаются
Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан — «разбавить пафос».
Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама: «Не виноватая я!..»
Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.
Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдома, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.
Именно на этом месте ранее располагалась знаменитая гостиница «Горизонт», в роли отеля «Атлантик». Вот уже на протяжении нескольких лет здесь безуспешно пытаются достроить и ввести в эксплуатацию комплекс апартаментов площадью более 70 000 м2. Объект включён в реестр проблемных объектов Краснодарского края.
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?» — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта.
В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.
Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо.
Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.
Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!
Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.
Лелик приезжает на такси за Семеном Семеновичем, который собрался ехать к своей жене в Дубровку. Изначально думал, что герои едут по улице Донская, но местные поправили...
Изначально фильм должен был называться «Контрабандисты» и финал предполагался иным — более лиричным. А именно:
Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»
Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.
В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».
В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».
Как известно, в знаменитой комедии Леонида Гайдая Баку исполнил роль заграничного «города контрастов». Контрасты были во всём: английские вывески и арабские надписи, европейские автомобили и всадники на верблюдах, закутанные в платки пугливые восточные девушки и энергичные, докучливые путаны.
Cтрашная абракадабра, которой ругается контрабандист — герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина — фамилия супруги Каневского.
Творческий коллектив фильма был уверен, что съемки пройдут на заграничном курорте, так как в картине должны быть сцены в Стамбуле.
Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил, что снимать он будет в СССР. Причиной этого было то, что съемки в других странах им бы обошлись слишком дорого, поэтому Баку предстал в образе Стамбула.
В середине ноября 1968 года съёмочная команда вместе с легендарными актерами российского кино Юрием Никулиным, Андреем Мироновым, Анатолием Папановым прилетела на дне недели в Азербайджан.
Реплики персонажей "Бриллиантовой руки" пополнили словари современных афоризмов и крылатых выражений, они используются в бытовом общении и в авторских произведениях. "Береги руку, Сеня", "Если человек идиот — это надолго", "Я не трус. Но я боюсь", "Стамбул — город контрастов", "Чтоб ты жил на одну зарплату!", "Буду бить аккуратно, но сильно", "Наши люди в булочную на такси не ездят", "За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники" и многие другие.
На перекрёстке — Курбан Мазанов. В Баку в "досветофорную" эпоху был местной достопримечательностью.
Леонид Каневский не только создал в "Бриллиантовой руке" весьма колоритный образ контрабандиста, но и исполнил роль своеобразного дублёра Юрия Никулина. Вместо него вполне достоверное падение совершил Каневский — именно его нога "скользит" по арбузной корке.
По сценарию фильма Никулин должен был поскользнуться на банановой кожуре. Но ее так и не нашли. Поэтому режиссер нашел оригинальный выход - подменил кожуру на корки арбуза, которых в Баку было достаточно.
«Бриллиантовая рука» вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! Пресса встретила фильм восторженно, и это был заслуженный восторг!
Спасибо за просмотр...
==============================
*Поддержать канал*💰:
⚠ *Тиньков 2200 7001 4953 6475*
⚠ *Сбер 2202 2020 5927 3767*
⚠ https://www.donationalerts.com/r/somicinema
==============================
Другие выпуски географии кино смотри здесь:
👉https://www.youtube.com/playlist?list=PL26rgndbBwRV17qiZfDoYI1Z0aAxW6qZe
👉https://rutube.ru/plst/28030/
👉https://vk.com/video/playlist/-225054725_3
👉https://dzen.ru/suite/774eae98-321e-4537-b254-f8458ff56d7d?share_to=link
👉https://www.instagram.com/xsomicx/
==============================
Места съемок ➡️:
==============================
#гайдай #комедия #мосфильм #бриллиантоваярука #сочи #советскаякомедия #гайдай #адлер #никулин #миронов #папанов #поместамсъемок #прогулкино #сочи #туапсе #баку #somicinema #баку #старыйгород