Важные мысли прозвучали на курсе поведенческого аналитика Келси Руппел «Подсказки, шейпинг и дифференцированное подкрепление реакций», и я хочу ими с вами поделиться.
Конечно же, это про обучение учеников новым навыкам, но если посмотреть на вопрос шире, то понятно, что эти правила можно смело распространять и на свою жизнь.
Мы же себе обычно путь к цели как-то так представляем:
В статье приведу выдержки из данного курса и вы поймёте, как это по-другому. Читайте до конца.
Всегда можно разбить задачу на мелкие шаги
Лучше иметь 25 прекрасных шагов, чем следовать плану через проблемное поведение.
Всегда есть множество способов достичь цели. Есть куча разных путей, чтобы добраться туда.
Если знать долгосрочную цель, а не только ближайшую, вы можете подумать о том, как достичь её из той точки, в которой вы находитесь сейчас. Если я запланировала идти по серым точкам, но этот путь оказался неэффективным, стоит подумать про другие точки, другие пути к конечной цели.
В современной АВА, если что-то не получается, мы предлагаем не делать это ещё раз, а попробовать изменить что-то в следующей пробе. Найти способ лучше, а не продираться через пробу вновь и вновь.
Нестрашно, если цель будет немного меняться, подстраиваясь под ученика в конкретный день. Важно, чтобы в целом мы продвигались. Если этого не происходит, подумайте почему, обсудите с командой.
Давайте возможность восстановиться после болезни. Нестрашно вернуться на шаг назад.
Принимайте решения на основе поведения ученика
Ответьте сами себе на вопросы:
- Было ли безопасно?
- Было ли телегенично/уважительно?
- Укрепились ли ваши отношения с учеником?
- Достиг ли ученик цели/сможет ли достичь её через несколько проб?
Если нет, не повторяйте!
Будьте открытыми и подкрепляйте реакции ученика, даже если они отличаются от тех, которые вы запланировали.
Находитесь в моменте
Хорошее преподавание сфокусировано на том, что происходит прямо сейчас. Вы должны быть максимально включены, вам нельзя отвлекаться. Нельзя думать о чём-то другом. Важно сосредоточиться на том, что происходит прямо сейчас. И постоянно оценивать, всё ли идёт гладко? Если да, продолжайте. Если нет, прекратите. Подумайте, что сделать иначе.
Если вы не сосредоточены в моменте, если ваш мозг занят другими вещами, которые уже произошли, или задачами, которые ещё предстоит решить, вы не будете так внимательны к микровоздействиям, которые могут быть решающими как в успехе ученика, так и в вашем навыке принимать решения. Поэтому, несмотря на то, что среднесрочные и долгосрочные цели важны, но не менее важно уметь фокусироваться в моменте.
Да, приходится многое держать в уме, именно поэтому учить — это так сложно. И именно поэтому вы все — герои.
© Келси Руппел, поведенческий аналитик BCBA-D
----------
Увидели в этих тезисах что-то для себя?
Надеюсь, статья была полезной.
Ваши лайки и комментарии помогают расширять аудиторию читателей канала, вдруг для кого-то эта информация будет иметь значение 👍