Найти в Дзене
Заметки краеведа.

Прорыв блокады Ленинграда. Танки Pz Kpfw VI "Тигр".

Танк «Слон»?
Танк «Слон»?

29 августа 1942 года на станцию Мга прибыла первая рота 502-го отдельного тяжелого танкового батальона (schwere Panzerabteilung — sPzAbt) с танками Pz Kpfw VI "Тигр". Командир батальона, майор Ричард Маркер (Richard Marker). Новейшая секретная разработка немецких танкостроителей. Начальник генерального штаба немецких сухопутных сил генерала Ф. Гальдера 30 июня 1942 г. записал: «Захватить Погостье как можно скорее. Не ждать! Фюрер хочет передать туда первую роту новых танков "тигр"». К ноябрю количество машин было доведено до 9. Две роты. Все танки, на башне, имели эмблему батальона – белый мамонт с поднятым хоботом.

«Тигры» 1-й роты имели номера «111, 112, 121, 122». В штабе 1-й роты «тигры» носили номера «100» и «101».

Командиры:

08.1942 г. – 11.1942 г. - Майор Ричард Маркер (Richard Marker) .

11.1942 г. – 02. 1943г. - Капитан Артур Волльшлагер (Arthur Wollschlager)

-2

С первых дней у новых машин начались проблемы, на болотистой местности подводила ходовая часть тяжелого танка. Вязли в грунте, выходили из строя коробки передач, перегревались двигатели (были случаи возгорания). С большим трудом 18- тонные тягачи вытягивали застрявшие танки. С 15 сентября «Тигры» стали применятся в боевых условиях.

«16 января 1943. Возле д. Поселок 5 Советские войска окружают п. Шлиссельбург.

17 января 1943. 2 Тигра переданы 227-й пд.

18 января 1943. Войскам, окруженным в п. Шлиссельбург приказано прорываться к своим, ведущим наступление из п. Синявино. Тигр 100 застрял в торфяном болоте из-за ошибки водителя и в совершенно исправном виде захвачен противником».

Танковая броня удерживала удары снарядов советской артиллерии. Хотя сам танк не являлся неуязвимым.

31 января 1943 года - рапорт командование sPzAbt 502, о безвозвратно потерянных «Тиграх», в январских боях:

№ 250003 – застрял в болоте, попытка эвакуации не удалась, подорван экипажем танка. 17.01.

№ 250004 с башенным номером 121 - сломался двигатель и вышел из строя радиатор. Оставлен экипажем. (В момент захвата, бойцами Волховского фронта, танк находился в ремонте).18.01.

№250005 – попадание снаряда противотанковой пушки 76 мм в моторное отделение. (Батарея старшего лейтенанта Пётра Романова). Танк сгорел.13.01.

№ 250006 –получила болванку в башню, механик-водитель сломал трансмиссию. Оставлен экипажем. 13.01. Подорван (немцами). 17.01.

№ 250009 командирский танк с башенным номером 100 – застрял в торфяном болоте из-за ошибки механика - водителя и в исправном виде захвачен противником (бойцами Волховского фронта). Оставлен экипажем.18.01.

№ 250010 – подбит огнем танка Т-34, загорелся, взрыв боекомплекта.

Справка.

До весны 1942 года у вермахта не было танков способных на равных соперничать с нашими тяжелыми КВ. Был объявлен конкурс на проектирования тяжелого танка. Победил главный конструктор отдела главных разработок фирмы « Хенкиль и сын» инженер Эрви Адерс. Проигравшая, частное конструкторское бюро, принадлежавшее изобретателю Фердинанду Порше, на базе уже готовых ходовых частей (90 шт.) сконструировал «Фердина́нд» (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка класса истребителей танков. Также называлась «Элефант». В переводе «Слон». Когда весной 1942 года серийные «Тигры» прибыли на фронт, «Слон» проходил стадию испытания опытного образца на полигоне.

227-я пехотная дивизия под названием «Рейниш-Вестфелише». Командир генерал-лейтенант Фридрих фон Скотти (12 апреля 1941г. - 7 июня 1943 г.)

«В январе 1943 года Советы начали операцию "Искра" дивизия попала в окружение в Шлиссельбурге».

-3

Что касается Сталинграда. Ликвидация окруженной группировки немецких войск под Сталинградом 10.01.1943 - 02.02.1943 года. «Тигры» 2 роты 502-го батальона вошли в состав 503-го батальона 12 января, а 10 февраля ее название официально сменили на 3.

Отступление от темы. Этот момент свидетельство, что удалась скрытная подготовка операции «Искра». Так же о неэффективности тяжелых танков в болотистой местности. В результате и тут облегчили действия нашим танкистам, а там не успели помочь!

По словам фельдмаршала Манштейна 503-й тяжёлый танковый батальон был включён в состав 6-й танковой армии и принимал участие в боевых действиях с 7 января 1943 года, под Ростовом - на - Дону, в районе станции Пролетарская. Теперь будем разбираться с описанием захвата первого танка «Тигр» в нашей мемориальной литературе.

«Воспоминания и размышления». Год издания: 1969

Г. К. Жуков: «Было это 14 января 1943 года. Нам доложили, что между Рабочим поселком № 5 и Рабочим поселком № 6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причем гитлеровцы предприняли настойчивые попытки эвакуировать его из “нейтральной зоны”. Мы заинтересовались этим сообщением и приказали создать специальную группу в составе стрелкового взвода и четырех танков, которой была поставлена задача захватить вражеский танк, отбуксировать его в расположение наших войск, где его надлежит, затем тщательно обследовать. Группа поддерживалась мощным артиллерийско-минометным огнем. В ночь на 17 января группа во главе со старшим лейтенантом Кесаревым приступила к выполнению боевого задания. Участок местности, где находился подбитый танк, противник держал под непрерывным обстрелом. Тем не менее захваченную машину удалось отбуксировать. Доставили даже формуляр танка, подобранный на снегу. Танк действительно оказался необычной конструкции. Было установлено, что это экспериментальный образец нового тяжелого танка “тигр” № 1, направленный гитлеровским командованием на Волховский фронт для испытаний. Захваченный танк был передан на всестороннее исследование. Опытным путем специалисты установили его наиболее уязвимые части. Результаты были незамедлительно сообщены всем советским войскам. Поэтому, когда потом во время Сталинградской и Курской битв немцы применили “тигры”, наши танкисты и артиллеристы уже смело вступали с ними в единоборство».

Операция "Искра" (1973) Сборник воспоминаний.

Г. К. Жуков: «16 января мне доложили, что между Рабочими поселками № 5 и 6 наши артиллеристы подбили танк, который по своему внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин противника, причем гитлеровцы принимали всевозможные попытки для его эвакуации в свой тыл..

В ночь на 17 января группа во главе со старшим лейтенантом Косаревым приступила к выполнению боевого задания. …Позднее в Курской битве немецко-фашистское командование применило «тигры» в большом количестве. Однако наши воины смело вступали с ними в единоборство, зная их 0собо уязвимые места».

Для начала я решил понять, какая фамилия ст. лейтенанта, на самом деле.

Косарев Павел Николаевич. Ст. техник-лейтенант

91 эвакуационная рота Волховского фронта.

-4

Сталинград.Трудно поверить, что успели до 2 февраля провести все испытания и дать рекомендации по борьбе с новым танком. Немецкие источники однозначно говорят, что «Тигры» в Сталинградской битве участие не принимали. Поэтому в редакции 1973 года упоминаний о Сталинградском сражении нет.

-5

14 или 16 января?

14 января «из “нейтральной зоны”» – между рабочими поселками N5 и №6 за четыре дня до соединения фронтов, нейтральной зоны быть не могло. В 1973 году «всевозможные попытки для его эвакуации в свой тыл». 16 января? Я не нашёл в документах упоминании о «Тиграх». Но 13.01. произошёл «танец с «Тиграми» лёгкого танка Т-60. В результате по немецким источникам один танк сгорел, второй был оставлен экипажем из-за поломки. Сам этот бой подробно описан в нашей литературе. Жукову Г. К. и доложили 14.01. Вот борьба за «Тигр» № 250006 велась с 13.01. по 17.01. Немцы все же взорвали танк.

«На службе народу». Москва – 1970 год.

К. А. Мерецков: «Не могу при этом умолчать об одном случае. Во время прорыва нами вражеской обороны фашистское командование бросило в бой новый тяжелый танк «тигр», ранее проходивший испытание под Сталинградом. Он предназначался для участия в штурме Ленинграда. И вот это чудовище остановили наши пехотинцы-бронебойщики, повредив смотровые приборы танка. Экипаж не выдержал и бежал, бросив в целом исправную машину. Фашисты долго держали ее под непрерывным огнем и даже пытались отбить танк контратаками. Позднее я распорядился переправить «тигр» на наш опытный полигон, где изучили стойкость его брони и выявили уязвимые места».

«Позднее я распорядился переправить «тигр» на наш опытный полигон» - запомним.

Трудно понять, просто набор предложений. Спорить с Жуковым Г.К. не решился, сам момент явно не помнил.

Операция "Искра" (1973) Сборник воспоминаний

Романовсний В. 3.: «Днем (16.01.) мне сообщили, что по коридору движется не совсем обычный вражеский танк. По нему ударили наши легкие пушки. Но даже прямые попадания не остановили тяжелой, очевидно защищенной прочной броней, машины. Фашистский танк держал направление на Шлиссельбург. В дороге в это время подходила наша 18-я стрелковая дивизия. Танк попал под сильный огонь орудий прямой наводки. Снаряды не вывели его из строя, но водитель танка, вероятно струсив, свернул с дороги, намереваясь уйти на Синявинскую высоту. Разворачиваясь, фашистский танк попал в торфяник и завяз. Фашисты стали вылезать из машины. Всех их перестреляли. Осмотрели трупы. В танке, оказывается, ехал какой-то гитлеровский генерал, но документов при нем не было.

А вот фашистская машина нам досталась «живой». Наши танкисты во главе с полковником Г. А. Мироновичем 18 января прибуксировали танк к командному пункту армии. В. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков и К. А. Мерецков распорядились немедленно отправить его в Москву.

…В Москве «тигр» испытали на полигоне, и в мае сорок третьего года все части Красной Армии получили полное представление о нем, в том числе о его уязвимых местах. Когда фашисты применили «тигры» в массовом количестве на Курской дуге, то их появление не поставило наши войска в тупик, — они уже знали, как с такими машинами бороться. «Тигры» не принесли гитлеровцам успеха.

Итак, оставшийся неизвестным нам фашистский генерал не доехал до войск, оборонявших Шлиссельбург…»

Если Жуков сказал 16.01. – значит 16.01.

«…по коридору… Фашистский танк держал направление на Шлиссельбург… танк попал в торфяник и завяз… намереваясь уйти на Синявинскую высоту… Фашисты стали вылезать из машины. Всех их перестреляли. Осмотрели трупы. В танке, оказывается, ехал какой-то гитлеровский генерал, но документов при нем не было…18 января прибуксировали танк к командному пункту армии. В. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков и К. А. Мерецков распорядились немедленно отправить его в Москву.…В Москве «тигр» испытали на полигоне»

Появилось направление, НА Шлиссельбург, танк двигался по КОРИДОРУ. Надо полагать между 67 и 2 армиями, если 16.01. Теперь уже - завяз. НА Синявинскую высоту – спасался бегством? Всех перестреляли. С каким то генералом. Танк цел. Правдоподобно. Только не стыковка с К. А. Мерецковым об отправке в Москву на полигон. И где был два дня? «..оставшийся неизвестным нам фашистский генерал..» Зачем генерал прорывался в Шлиссельбург, 15.01. немцы его уже хотели оставить, правда, отложили до 17.01. Не доехал и не смог организовать оборону?

Прорыв блокады Ленинграда, январь 1943 г. : Боевые действия 2-й ударной армии / Сост. К.К. Крупица/ Сборник воспоминаний. 1994 год.

«Танк «Слон» в РП - 5»

В. Шариков, командир взвода инженерной разведки 18-й стрелковой дивизии:

-6
-7

«… по дороге ОТ Пильной Мельницы К Рабочему посёлку № 5 появился одиночный танк. Не доходя 200 м до юго-западной окраины посёлка правой гусеницей на развороте он сошёл с накатанной дороги в кювет, занесённый снегом и наклонился на правый борт… Из танка вышли какие-то люди, но как только к ним направились наши сапёры и стрелки, эти люди бросились бежать через торфяной карьер в направлении Рабочего посёлка № 6. Наши воины открыли по ним огонь, но штабеля торфа в карьере и сгущающиеся сумерки позволили бегущим скрыться…На башне белой краской был нарисован мамонт с поднятым хоботом, поэтому бойцы и назвали танк — „Слон“… Позже разведчики установили по этим документам, что в танке, кроме экипажа, находился командир 227-й пехотной дивизии генерал с адъютантом».

«Как был захвачен танк "Слон"».

Старший лейтенант Г. Воробьёв, помпотех командира роты 98-й танковой бригады:

-8

«… обнаружил всё в исправности, кроме перерезанной электропроводки у щита управления.. На его башне был нарисован белой краской слон с поднятым хоботом…По его просьбе двумя нашими танками Т-34 вытащили танк „Слон“ на дорогу, поставили на ровное место…В ночь на 20 января танк „Слон“ своим ходом проследовал по насыпи узкоколейной дороги на железнодорожную станцию Поляна, где был погружен на платформу и отправлен в тыл. Во время движения танка по нему вела сильный обстрел немецкая артиллерия с Синявинских высот…».

«на железнодорожную станцию Поляна» - вот тут автору не верится. Зачем посылать танк ближе к немцам, спустились с высоты и отбили. Да и что там осталось от железной дороги и станции? Танк нужен целый в Москве. Через Ладогу опасно, лёд, может, провалится. Владимиров Александр Николаевич, гл. механик торфопредприятия «Синявино», довоенный работник это предприятия. По его предположению, скорей всего, танк своим ходом ушёл в сторону Ладоги. По узкоколейкам, через РП 4, добрался на железнодорожную станцию Жихарево. Думаю и второй танк «Тигр» №121 тем же путём доставили на полигон в Москве.

Отступление от темы.

«Крылья над морем». — Л.: Лениздат, 1974.

-9

Раков Василий Иванович: «Легли на курс, ведущий к Синявину.

Проходит минута, вторая. Уже надо бы увидеть это знаменитое Синявино, но его все нет. Внизу появляется бросающийся в глаза знакомый по карте и по былым полетам изгиб дороги, словно перевернутая буква зет.

— Здесь же должен быть поселок! Где Синявино? — нетерпеливо спрашиваю по ларингофону Давыдова. Если сейчас не увижу, не успею лечь на боевой курс.

— Под нами, — говорит Давыдов, глядя в прицел.

— Где под нами?

— Под нами! Проходим! — Давыдов показал рукой вниз и быстро наклонился к прицелу. — Разворачивайтесь скорей! Прошли! — закричал он уже тревожно.

«Разбросаем бомбы! Не попадем!» — подумал я и начал разворот — не влево, как ожидал штурман, а вправо.

— Куда же вы? Налево! — еще беспокойнее закричал Давыдов.

— Пошли на второй заход, — пояснил я. — Не видел Синявина!

— Да оно же под нами было! Вот, смотрите, — показывал Давыдов на карту.

Но что там карта! Поселка Синявино, большого населенного пункта, который я так хорошо знал, не было! Одна дорога, которая когда-то проходила через него.

— Где же деревня? — допытывался я у Давыдова, делая пологую кривую на северо-запад, на север, затем на восток, чтобы, описав круг, вновь пойти на Синявино рассчитанным курсом.

— Вот поселок! — опять показал мне Давыдов на карте.

— Покажи на местности, — потребовал я. Давыдов наклонился вперед.

— Во-он, видите? — показал он рукой на дорогу.

— Не вижу! — сказал я сердито.

— Изгиб видите?

— Я его и тогда видел! Где Синявино?

— Это и есть Синявино!

Мне пришлось уже обругать себя за несообразительность. Что я хотел увидеть? Поселок? Дома? Может быть, еще дымок над ними? Я знал; что все это превращено в груду развалин. Но где же развалины? Все сравнялось с землей и занесено снегом...

Я видел пожарища и руины Севастополя. Немало летал над Прибалтикой, над селениями вблизи фронта. Видел разбитые Лигово, Стрельну, Петергоф, видел уничтоженные деревни, еще дымящиеся после пожарищ. Но там были ясные следы жилищ, а здесь одна дорога! И никаких признаков большого, густонаселенного пункта, который я так хорошо помнил. Все исчезло, словно и не существовало никогда».

Других убедительных воспоминаний этого фронтового эпизода не было и уже будет. Нет в живых уже и довоенных жителей Синявино.

-10

Александр Николаевич Владимиров и Анатолий Иванович Шевелёв.

На местности разбиравших возможные маршруты движения танка. Возможно, будут оцифрованы новые документы, которые добавят мелкие детали, оттенок. Я возьму на себя смелось, теперь с документами (вермахта), рассказать правдивую историю захвата танка «Слон».

На 15.01-18.01 фактически яростные бои свелись за овладением единственной дороги с юга на север через рабочий посёлок №1 и рабочий посёлок №5. От Синявинских высот до Шлиссельбурга вели дороги в виде полотна технологической узкоколейки и прижавшейся к ней грунтовой дороги. По ней и происходило снабжение всей группировки немцев в районе Шлиссельбурга. Наконец 18.01. это был единственный транспортный коридор среди торфоразработок на рабочий посёлок №5. Когда немцам стало ясно, что город им не удержать, начался отвод гарнизона в район Синявинских высот. Для удержания дороги 17.01. два «Тигра» были переданы 227-й пд. Когда утром 18.01. 67 армия и 2 ударная армия соединились по оси рабочий посёлок №1 - рабочий посёлок №5, произошло окружение оставшихся немецких войск в Шлиссельбурге. Город был полностью освобождён 14 часов. Тогда и было принято решение, без лишнего шума, на командирском танке «Тигр» № 100, вывезти командира 227– ой пехотной дивизии. Танк двигался со стороны Пильной Мельницы. А это значит от Шлиссельбурга. Под прикрытием артиллерийского - минометного обстрела пятого посёлка, немцы спокойно добрались до юго-западной окраины посёлка, собираясь выскочить на полотно технологической узкоколейки ведущей на рабочий посёлок №6, который был под контролем вермахта. Конечно, прямо было ближе до Синявинских высот, чуть больше двух километров, но советские войска уже заняли железнодорожные станции Подгорная и Синявино, которые обойти было невозможно. Пришлось бы с боем прорываться, а это не входило в планы - без лишнего шума. На крутом повороте на узкоколейку водитель танка, правой гусеницей, сошёл с накатанной дороги в кювет, занесённый снегом, и наклонился на правый борт. Завяз. Пришлось срочно покидать танк и бежать в сторону шестого посёлка. Для немецкого экипажа и пассажиров удачно. «Тигр», зато, в исправном состоянии достался нам.

Вывод.

18 января 1943 года в районе рабочего поселка N5 были захвачены советскими войсками «Тигр» № 100 и «Тигр» № 121. Отправлены в Москву на 22-ой научно-испытательный автобронетанковый полигон (пос. Кубинка) для проведения всесторонних испытаний. Там танк с №100 был испытан по программе обычных испытаний проходимость, скорость, стрельба… «Тигра» №121, на пробиваемость корпуса из орудий различных калибров, поиска уязвимых мест.