Найти в Дзене
Кино и книги

"Тайга, золото, любовь и гражданская война": семейно- историческая киноэпопея "Строговы" по одноименному роману Георгия Маркова

Здравствуйте, читатели! Хочу вернуться к любимому народному жанру советского кино - многосерийным фильмам об истории страны на примере одной семьи. В эту славную когорту входят и эталонные, на мой взгляд, "Тихий Дон", "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень", "Угрюм-река" и менее известные образцы, а также рассматриваемая сегодня картина "Строговы" 1976 г. режиссера Владимира Венгерова по книге Георгия Маркова. Стоит отметить, что подобные фильмы традиционно снимались на литературной основе. Марков родился до революции в Сибири в семье охотника-медвежатника. Охотничья и крестьянская жизнь описана им красочно, со знанием дела, с любовью и вдохновением. Сельские жители, их отношения изображены душевно и убедительно, но стоит автору перейти к политике и идеологии, как повествование начинает напоминать сочинение ученика на заданную тему. У Михаила Шолохова и Анатолия Иванова убеждения героев вырастали из их характеров и жизненных обстоятельств, у Маркова классовая сознательность, как бы,

Здравствуйте, читатели! Хочу вернуться к любимому народному жанру советского кино - многосерийным фильмам об истории страны на примере одной семьи. В эту славную когорту входят и эталонные, на мой взгляд, "Тихий Дон", "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень", "Угрюм-река" и менее известные образцы, а также рассматриваемая сегодня картина "Строговы" 1976 г. режиссера Владимира Венгерова по книге Георгия Маркова. Стоит отметить, что подобные фильмы традиционно снимались на литературной основе.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Марков родился до революции в Сибири в семье охотника-медвежатника. Охотничья и крестьянская жизнь описана им красочно, со знанием дела, с любовью и вдохновением. Сельские жители, их отношения изображены душевно и убедительно, но стоит автору перейти к политике и идеологии, как повествование начинает напоминать сочинение ученика на заданную тему.

У Михаила Шолохова и Анатолия Иванова убеждения героев вырастали из их характеров и жизненных обстоятельств, у Маркова классовая сознательность, как бы, - прирожденное свойство бедняков и профессиональных революционеров. Есть и все.

Вот Матвей Строгов слушает в тюрьме дебаты политзаключенных и сразу понимает, что большевики правы, а меньшевики - нет, хотя до этого читал только романы о пиратах и разбойниках. Подросток Максимка Строгов мечтает подружиться с гимназистами, а школяры вредные, насмехаются и гонят бедняка. У них родители сравнительно богаты, если могут сыновей в гимназию отдавать, значит и сами они, и дети их - персонажи отрицательные. Ну нельзя же так! Сразу вспоминается катаевский гимназистик Петя Бачей, безропотно бегавший за гордым и авторитетным босяком Гавриком Черноиваненко.

Я не отговариваю читать книгу, но предупреждаю, что повествование, яркое и живое при описании дореволюционных времен, постепенно бледнеет. Хорошо, что восьмисерийная экранизация сократила "политчасть", добавила удачные импровизации и напряженный финал, развязывающий один из основных, болезненных узлов сюжета.

Итак, все-таки перейдем к содержанию фильма. Начало ХХ века. Возле сибирского поселка Волчьи Норы Томской губернии живет на лесной пасеке, принадлежащей купцу-староверу, семья Строговых. Глава семейства Захар Максимович Строгов, добрый простодушный мужик, занимается, собственно, пчеловодством. Он пока батрак, но надеется выкупить обжитый участок. Жена его, Агафья, как положено бабе, ведет домашнее хозяйство.

Кадр из фильма "Строговы". Захар Строгов (Сергей Медведский), Агафья Строгова (Людмила Аринина), Марфа Юткина (Майя Булгакова).
Кадр из фильма "Строговы". Захар Строгов (Сергей Медведский), Агафья Строгова (Людмила Аринина), Марфа Юткина (Майя Булгакова).

Старший сын Влас - отрезанный ломоть. Живет с семьей в городе. Подростком служил в лавке, там и набрался жизненных принципов. Теперь сам завел торговлю, но дело у него не клеится.

Младший сын Матвей отличался успехами в церковно-приходской школе, но денег на его дальнейшее образование у отца не было, а на казенный счет подростка в училище не приняли. В начале событий - это видный молодец двадцати двух лет, первый год женатый. От прочих членов семьи отличается правильной речью и более широким кругозором. Жену Анну взял увозом, по взаимной любви, из зажиточного семейства Евдокима Юткина, на которого пол-общины батрачит из-за долгов.

Кадр из фильма "Строговы". Анна (Людмила Зайцева), Матвей (Борис Борисов).
Кадр из фильма "Строговы". Анна (Людмила Зайцева), Матвей (Борис Борисов).

Анна помогает Агафье, но бесправное положение младшей снохи её бесит. В молодой женщине сильна предпринимательская жилка. Хочется самой хозяйствовать, довести благополучие своей семьи до уровня отцовской, а то и выше, чтобы все завидовали и уважали. Для этого, по мнению Анны, надо работать самозабвенно, так чтоб кости трещали, и соображать на чем можно подняться.

Впоследствии обнаружится, что не от одних собственных усилий и ума зависит жизнь человека, но и от внешних социальных факторов, а пока младшая сноха считает, что только увлечение свекра пчелами, а мужа - охотой мешает ей осуществить мечты. Так и рвется Анна между сомнениями, правильно ли решила выйти замуж за понравившегося Матвея, или стоило предпочесть страстно влюбленного в нее богатого Демьяна Штычкова.

Кадр из фильма "Строговы". Младшая сноха - никто тебя не слушается, а ты должна слушаться всех.
Кадр из фильма "Строговы". Младшая сноха - никто тебя не слушается, а ты должна слушаться всех.

Исконно крестьянской полевой работе Матвей и дядька его, живущий у Строговых, Финоген Данилович Теченин, в просторечии - дед Фишка, предпочитают жизнь на таёжной заимке. Тут тебе и охота, и рыбалка, и грибы, ягоды, орехи. Орехи, кстати, - доходная статья. Сибирское кедровое масло - дорогой экспортный товар. Многие волченорцы сводят концы с концами благодаря доходам от общинного кедровника.

В охотничьих угодьях на Юксе, где они традиционно промышляли пушнину, Матвей с дедом Фишкой находят труп застрелившегося золотоискателя, заплутавшего в тайге. При нем - намытое неизвестно где золото. Похоронив мертвое тело, охотники сообщают о происшествии старосте и уряднику, сдают властям золотой песок и попадают под арест по подозрению в убийстве.

Кадр из фильма "Строговы". Допрос деда Фишки (Герман Новиков).  Следователь Прибыткин (Игорь Дмитриев).
Кадр из фильма "Строговы". Допрос деда Фишки (Герман Новиков). Следователь Прибыткин (Игорь Дмитриев).

Как я уже сказала, доработка литературной основы, в основном, пошла на пользу экранизации, но все же, картина смотрится слабее режиссерских работ тандема Усков-Краснопольский ("Тени исчезают в полдень", "Вечный зов") и Ярополка Лапшина ("Угрюм-река"), не говоря уже о "Тихом Доне" Сергея Герасимова. Все же Георгий Марков, как писатель, уступает и Шолохову, и Вячеславу Шишкову и Анатолию Иванову по глубине проблематики и последовательности сюжетных линий, из-за чего на экране заметна некая упрощенность образов и провалы в биографии героев.

Колоритный купец Голованов, в исполнении Леонида Неведомского, появляется в трех ярких эпизодах, а где он пребывал остальное время? И куда девался наследник, воспитанию которого Маркел Сосипатрыч придавал большое значение? Понятно, что жизнь Головановых протекала вне поселка Волчьи Норы и юксинской тайги, но последнее появление героя сыграно так, будто нам показали часть другого, неведомого и богатого событиями фильма.

Кадр из фильма "Строговы". Скитский монах Тихон Черный (Михаил Митин) и купец Маркел Голованов (Леонид Неведомский).
Кадр из фильма "Строговы". Скитский монах Тихон Черный (Михаил Митин) и купец Маркел Голованов (Леонид Неведомский).

История тюремной поломойки Капитолины (Людмила Гурченко), напротив, - пример неудачной сценарной обрезки литературного первоисточника. В книге Капитолина, подружка авторитетного вора, происходившего из образованной среды, готовит возлюбленному побег. Это объясняет ее реплику: "Я за своих - в огонь и в воду. Я, может быть, здесь и служу из-за них".

В экранизации же, вероятно, посчитали, что мелодрама в духе романов Всеволода Крестовского не подходит для фильма о революционном движении, и мотивация дворянки-поломойки повисла в воздухе. В городской организации революционеров, на которую работает в тюрьме Матвей Строгов, она не состоит и кто такие Капитолинины "свои" остается неясным.

Зато замечательны музыка Исаака Шварца, антураж, костюмы и почти везде удачен подбор актеров. Не совсем подходящим к своей роли мне показался только Алексей Плавинский, сыгравший Артема Строгова. По поведению он и в книге телок телком, предмет манипуляций двух девушек-соперниц, но там неловкость героя искупается внешними данными, а в фильме персонаж выглядит также нескладно, как и держится.

Негде разыграться Александру Хочинскому, скованному рамками образа большевика-пропагандиста, а ведь его барская внешность позволяла изобразить и более многогранную личность. Так же не повезло и Валерию Анисимову (революционер Беляев).

Кадр из фильма "Строговы". Федор Ильич Соколовский, революционер, гувернер Голованова-младшего (Александр Хочинский).
Кадр из фильма "Строговы". Федор Ильич Соколовский, революционер, гувернер Голованова-младшего (Александр Хочинский).

Прочие исполнители смотрятся естественно, достойны многих похвал, но три кита, на которых стоит фильм - актёрские работы Виктора Павлова (Демьян Штычков), Людмилы Зайцевой (Анна Строгова) и Германа Новикова (дед Фишка).

Павлов всегда обаятелен, но добиться того, чтобы зритель жалел уморившего двух жен сельского жлоба за любовь, доводящую его до поступков противоречащих убеждениям и полного бесстрашия, может только незаурядный талант.

Кадр из фильма "Строговы". Демьян Штычков (Виктор Павлов).
Кадр из фильма "Строговы". Демьян Штычков (Виктор Павлов).

Людмила Зайцева обладает внешностью органичной для русской женщины со времен Древней Руси до ХХ века. В ХХI в. мне уже трудно представить такое лицо, неброско красивое, несколько азиатское, дышащее скрытой энергией. Она могла бы играть скифских девушек, княгинь языческой Руси - не сложилось, но актрисе выпало сыграть защитницу Родины сержанта Кирьянову из военной драмы "А зори здесь тихие" и недоверчивую, взрывную, упрямо старающуюся вытащить из бедности семейный воз крестьянку Анну Строгову. Настоящих сильных русских женщин. "Анна, картина ты моя!" - как говорил навеки восхищенный Демьян Минеич.

Кадр из фильма "Строговы". Анна с косой пытается защитить свой дом от колчаковских солдат.
Кадр из фильма "Строговы". Анна с косой пытается защитить свой дом от колчаковских солдат.

Финоген Данилыч, дед Фишка, вывезенный уже немолодым из Тамбовской губернии, обрел в Сибири истинное "я" и рай земной в виде юксинской тайги. Певец таежно-промыслового образа жизни заразил младшего племянника любовью к свободе раньше всех революцонеров. Хитрость в сочетании с природным артистизмом помогла ему стать незаменимым партизанским разведчиком в годы гражданской войны. "Здоровьем бог не обидел, за мной не каждый угонится. Я умру, а ногой дрыгну." (Г. Марков "Строговы").

Кадр из фильма "Строговы". Финоген Данилыч и его главный враг, искатель юксинского золота, Степан Зимовской (Виктор Трегубович).
Кадр из фильма "Строговы". Финоген Данилыч и его главный враг, искатель юксинского золота, Степан Зимовской (Виктор Трегубович).

Не могу не упомянуть одну из первых ролей великолепного Валерия Баринова (Влас Строгов), колоритного Адольфа Ильина (Евдоким Юткин), привычно аристократичного Игоря Дмитриева (следователь Прибыткин), неожиданно яркого персонажа Георгия Штиля (распорядитель по земельным делам Адамов), остальных имею возможность только перечислить или эта статья никогда не закончится :-).

Кадр из фильма "Строговы". Очередное сибирское застолье. Евдоким Юткин (Адольф Ильин).
Кадр из фильма "Строговы". Очередное сибирское застолье. Евдоким Юткин (Адольф Ильин).

В картине также снимались: Борис Борисов (Матвей Захарович Строгов), Сергей Медведский (Захар Максимович Строгов), Людмила Аринина (Агафья Даниловна Строгова, мать Матвея), Майя Булгакова (Марфа Юткина), Гелий Сысоев (Антон Топилкин), Виктор Трегубович (Степан Иванович Зимовской), Рита Гладунко (Василиса Зимовская), Валерий Кравченко (Тимофей Залетный), Лариса Буркова (Устинья Пьянкова), Борис Чирков (кум Егор, балалаечник), Наталья Бражникова (Устинька, первая жена Штычкова), Татьяна Говорова (Ксения Бакулина, вторая жена Штычкова), Татьяна Кулиш (Маня Дубровина) и многие другие.

Надеюсь, что вам захочется освежить в памяти этот фильм. Приятного просмотра! Обзор на предыдущую картину из серии сибирских семейно-исторических киноэпопей можно найти по нижеследующей ссылке:

-12