Хеппиэнд, открытая концовка или драматический финал - что выбрать? Когда автор задается таким вопросом, это означает лишь одно: он не знает, что он хочет донести своим произведением. А значит, единственно верный ответ тут может быть – поразмышляйте над своей историей, о чем она, что в ней главное.
Концовка не берется из ниоткуда. Она вытекает из завязки. Завязка – это та задача, которую будет решать герой. Концовка – то, справился герой или нет, если справился, то какой ценой, если нет, то что с ним стало. С концовками у многих бывают проблемы. К концу автор устал, или он хочет драму, намеренно чернит и всех вводит в депрессию вместо счастья за страдания. То есть концовки «от ума» или «от балды». Порой концовки бывают непредсказуемыми даже для самого автора, они бывают сильнее, чем автор задумывал, они словно рождаются из подтекста сюжета, становятся катарсисом. И здесь не может быть вопросов, такая ли концовка должна быть. Когда приходит концовка-озарение, это знаешь всем телом, всей душой – да, такая и никакая иная. Хорошая, плохая – неважно. Но тот факт, что многие намеренно бегут от счастливых финалов к драме – беда. Во-первых, зачем? Чтобы что? Какую задачу вы решаете таким шагом? – автор не знает, а должен. Во-вторых, надо убирать шаблон о счастливых концовках из своей головы.
Многие волнуются, если у них в жанре «современная проза» выходит счастливый финал. Вроде несерьезно. Ведь драматический финал рвет душу на части (и этим цепляет читателя), а открытый финал оставляет читателя в сомнениях и вопросах (и зачастую в недоумении). Счастливый финал успокаивает, все счастливы, всем до свидания. Но на деле, счастливая концовка не в узко жанровом произведении (не в детективе, не в любовном романе и прочем) – очень сложная задача.
Почему? Потому что счастливый финал в современной прозе требует какого-то серьезного лишения, счастья большой ценой. Это победа, которая, в сущности, чуть ли не равна поражению, настолько она мучительно досталась. Это победа с огромными потерями.
Или, быть может, это счастье, которое неоднозначно для всех счастье. Спорное такое счастье. Автор счастлив, герои счастливы, а перед читателем вопрос – а почему это счастье, а что такое счастье, почему для героев именно такой расклад становится счастьем?
P.S. не просите приводить примеры. То, как каждый начинает интерпретировать классику – у меня волосы дыбом, я потом месяц или два собираюсь с духом, чтобы снова что-то написать. Все примеры мы дотошно разбираем на семинарах моих курсов, там я уже что говорю, как преподаватель, то и говорю. Без комментариев)
__________________________
Анна Гутиева, писатель, литературный редактор, преподаватель
СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ - ЭТО НЕСЕРЬЕЗНО?
31 января 202431 янв 2024
83
2 мин