Посмотрела сегодня "Мастера и Маргариту". Никаких до этого рецензий и отзывов не читала, поэтому - только мои впечатления.
Сначала два предупреждения: я отечественные фильмы вообще не смотрю уже давно, последний фильм с нашими актерами, что я видела, был "Ван-Гоги". Это раз.
Во-вторых я, наверно, редкое исключение: я не смотрела сериал "Мастер и Маргарита". Нет, я знаю, кто там играл, видела некоторые сцены и, возможно, пару серий - не больше. Да и что видела - забыла, так что и сравнивать мне особенно не с чем.
Теперь про фильм! Сразу скажу, что в целом понравился. Особенно финал с горящей и не сгорающей рукописью - прекрасно!
На самом деле хотела было написать: "Проделана большая работа", но те, кто не смотрел, не поняли бы юмора, потому что это цитата из фильма. Но если серьезно, то работа проделана огромная, и я не устаю восхищаться тем миром, что создан в сериале: пейзажи, интерьеры, костюмы. Удивительно точно подобран вещной ряд в интерьерах, и многие кадры смотрятся как натюрморты - так же и сцены с персонажами смотрятся как старинные портреты.
Великолепна сочиненная в фильме Москва - гротескная, инфернальная, советскость которой возведена в абсурд: показаны как реально существующие те проекты зданий, что никогда не были возведены, и рядышком с этими архитектурными гиперболами, громоздящимися до небес, - бесконечная стройка, копошение в грязи и доски вместо тротуаров. Блеск и нищета.
О персонажах: больше всего понравилась Маргарита. Для меня - это идеальное попадание в образ. Мастер в лице Евгения Цыганова - ну, так. Более-менее. Я много смотрела фильмов с Цыгановым, когда-то очень им увлекалась и знаю, что он может гораздо больше, чем просто ходить, смотреть и многозначительно молчать.
Воланд и Коровьев - о да! Азазелло категорически не понравился. Кот вообще никакой, но его там, к счастью, мало. С Котом всегда засада в экранизациях "Мастера". Гелла чертовски хороша!
Линия Иешуа и Понтия Пилата показана всего в нескольких ключевых эпизодах. Тут сыграли на разнице в росте: Пилат - великан (как и все римляне), а Иешуа - мелкий и жалкий с виду. Но, думаю, это так и задумано. Прикольно, что говорят они на латыни, насколько я уловила. А Воланд, кстати, - по-немецки.
Больше всего не понравилась сцена встречи Мастера и Маргариты - не столько сама встреча, сколь цветы, которые она держит в руках. В романе не сказано, какие именно цветы, но уж точно не хризантемы, пусть и желтые: весна же! Мимоза, желтые нарциссы или тюльпаны, даже одуванчики! Но хризантемы?! Интересно, что сразу же после того, как Маргарита бросает цветы на асфальт, мимо проходит девушка с букетом желтых нарциссов. Но и демонстранты на Первомайской демонстрации тоже с этими же хризантемами. Наверно, это что-то да значит.
Конечно, невозможно уложить большой и многоплановый роман в прокрустово ложе трехчасового фильма: хочешь - не хочешь, а получается одна большая движущаяся иллюстрация к роману. Многое выброшено, добавлена кое-какая отсебятина, но в целом, мне кажется, булгаковский дух жив в этом фильме. Правда, почти напрочь исчез булгаковский юмор - вместо него сатира, острая и зловещая.