Найти тему
NOIR

Настоящий Левша: Зачем Слесарь, которому удалось ПОДКОВАТЬ НАСТОЯЩУЮ БЛОХУ работал голым? Кто стал прототипом мастера из рассказа Лескова

В 2009 в центр Тулы находится внушительный постамент, облицованный красным гранитом. На нем – скульптура мужчины. Его лицо излучает уверенность и гордость, волосы убраны тесьмой. Он облачен в простую рабочую одежду и защитный фартук. К этому герою в городе оружейников относятся с большим почтением.

Памятник литературному персонажу из сказа Лескова о тульском косом Левше и о стальной блохе власти задумали поставить давно. В 80-е годы даже провели конкурс и даже определили победителя. Но до воплощения в металле дело тогда так и не дошло, не нашли источник финансирования. Впрочем, такие герои, как Левша в памятниках не нуждаются. Персонаж стал поистине народным сразу после того, как рассказ или, как говорил для пущей живописности сам Николай Лесков, цеховую легенду опубликовали в 1881 году. И по сегодняшний день любому задай вопрос «Чем знаменит Левша?», ответят «Блоху подковал». А зачем? По чьему заказу? Правда ли подковал или только убедил других в этом? И существовал ли мастеровой-виртуоз на самом деле?

Откуда взялась стальная блоха

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».

Так начинается первая глава «Левши». Венский совет – ни что иное, как конгресс, на котором обозначили новую разметку европейских границ, а российский император был триумфатором этой конференции. Оттого находился в хорошем расположении духа и решил немного развеяться. Англия буквально рукоплескала русскому императору, победившему Наполеона. На время визита Александра I население Лондона с 1 млн. увеличилось до 1,2 млн. Во время этого визита англичане постарались произвести масимальное впечатление на императора-освободителя и стали предъявлять ему свои технические достижения.

Памятник Левше в Туле
Памятник Левше в Туле

Александр I, говорят историки, был большой эстет и потому особо оценил самую миниатюрную, но при этом самую экстравагантную вещицу стальную нимфозорию, т.е. металлическую блоху в натуральную величину, которая могла исполнять кавриль, как говорит рассказчик. Александру настолько эта вещица понравилась, что он ее выкупил, а еще купил для нее бриллиантовый футляр, который стоил отдельных денег.

Сегодня про такое устройство сказали бы «чистый стимпанк», т.е. механизм из произведений писателей-фантастов, вдохновленных новейшими технологиями XIX века вроде дирижаблей или паровых машин Вот и Лесков сделал механическую блоху важным элементом рассказа. Но в реальной жизни с таким пиететом к ней не относились. Бриллиантовый футляр не помог. Лондонская диковинка попросту затерялась в императорских хранилищах. Только после смерти самодержца его преемник Николай I случайно нашел необычный механизм и вызвал к себе того самого атамана Платова, что сопровождал Александра I в европейском вояже. И вот тут уже начинается не то вымысел, не то домысел Лескова.

Николай I, желая доказать, что русские могут не хуже, поручил Платову отвезти эту блоху тульским оружейникам, чтобы они показали свое мастерство. Спустя отведенный срок, оружейники возвращабт блоху обратно, но тут выясняется, что блоха не танцует. Платов в бешенстве, оружейников скручивает и одного из них, конкретно Левшу, везут в Петербург, где тот должен ответить перед государем, почему они испортили такую дорогую вещь. Но Левша говорит, что они ее не испортили, а подковали.

«И мало того, что подковали, так еще и умудрились оставить на крошечных подковах свои имена».

В этом Николай I убедился лично, глядя в микроскоп, и спросил у Левши, где же его имя? На что мастер ответил, мол, ему некогда было такой ерундой маяться, он занимался другой работой – ковал гвоздики.

-3

Кто стал прототипом Левши

Восхищенный мастерством Левши Николай I отправляет его в Англию на обучение, а заодно чтобы предъявить британцам посрамленную блоху.. Левша активно и охотно учится в Англии, производит большое впечатление на англичан. Те горят желанием оставить его в Англии. Они предлагают ему большие деньги, найти ему хорошую жену, но упрямый Левша торопится на Родину.

Этот эпизод тоже особо пришелся по нраву читателям. Ведь получается, что Левша не только профессионал экстра-класса, а еще и человек, преданный Отчизне. Поэтому герой и стал так любим на родине среди простых работяг. Конкретного прототипа Левши писатель Николай Лесков толком так и не обозначил и лишь пояснил, что это некий собирательный образ российского оружейника, способного на самое тонкое ремесло.

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке. Во всяком случае это оружейничья легенда. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили».

Впрочем, литературоведы не сомневаются, что именно тульская самобытность вдохновила Николая Лескова. Сказ буквально пропитан местной топонимикой. В нем упоминаются Московская и Киевская заставы, некогда визитная карточка Тулы похлеще самоваров и пряников Оружейная слобода в Заречье. А сам Левша вероятнее всего по большей части списан с главного механика Тульского оружейного завода Алексея Михайловича Сурнина.

Сурнин еще при князе Потемкине был отправлен в Англию, чтобы освоить английское мастерство. Он возвратившись на родину и начал работать на Тульском оружейном заводе, где применяет английские технологии в русском оружейном производстве. А самым большим достижением Сурнина оказалось то, что он добился унификации деталей при производстве. Это значит, что детали, которые сделали на Тульском оружейном заводе, можно было совместить с деталями, изнотовленными на заводе в Серпухове или в Сестрорецке. До этого в России такого не было.

-4

Но что интересно, именно миниатюры по-настоящему увлекали лучших тульских мастеров. Так можно было показать свои блестящие навыки. Одним из таких был мастер Юницын, который занимался тем, что изготовлял миниатюрнейшие замочки и ключики к ним. О Юницыне в 30-е годы в газете «Северная пчела» даже был написан материал. А через 30 лет в редакцию той же газете устроился на работу Лесков и скорее всего он этот материал о Юницыне читал. А значит, как полагают литературоведы, у Левши был еще как минимум один прототип, . Поэтому Лесков и не стал придумывать главному герою рассказа конкретного имени. Левша – это ведь прозвище, причем, выбранное не просто так. Считается, что у тех, кто орудует в основном левой рукой, больше развито творческое начало и нестандартное мышление. А еще получилась некоторая метафора, мол, русский мастер то, что другим не под силу, сделал одной левой.

В любом случае так повелось, что Левша хоть и безымянный, но точно коренной туляк. Потому памятник мастеру и блохе решили установить именно в городе оружейников. Памятник Левше стал символом мастерства тульских рабочих. Однако лет 10 назад местные остряки окрестили монумент памятником зарплате. Однако шутка не прижилась. Во все времена зарплата у оружейников была самой большой, мастерство самым высоким, а авторитет непререкаемым.

Для примера, в 1913 году средняя зарплата рабочих в Российской империи составляла 37 рублей, а на Тульском оружейном заводе почти в два раза больше. Тульские оружейники до начала XX века составляли жесткую корпорацию. Их даже дразнили словом «казюки» – рабочие казенного оружейного завода. Они считались элитой общества и жили особняком от других жителей Тулы.

Подкованная блоха в музее Тулы
Подкованная блоха в музее Тулы

Как слесарь подковал настоящую блоху

Современные оружейные металлургические технологии, куда более совершенны. Отчасти благодаря этому в Тульской области вновь появился собственный, но уже не литературный Левша. Токарь Николай Алдунин и так был гордостью завода в Алексине. Коллеги по цеху, правда, его недолюбливали: из-за Алдунина им регулярно повышали план.

В какой-то момент Николай понял, что душа просит искусства. Он около 2 лет готовил для себя инструментарий, на котором смог бы работать с блохой. Алдунин купил мощный микроскоп, сам отлил микромолоточки. Но в отличие от литературного героя, реальный Левша решил подковать блоху не стальную, а настоящую. Он даже удалил волоски с лапок насекомого, чтобы не мешались, ведь длина подковы для блохи всего 50 микрон, т.е. 0,05 мм.

Алдунину приходилось работать голым, чтобы частицы с одежды не попадали на сам будущий экспонат и на инструменты. Трудился он ночами, чтобы вибрация транспорта не мешала ему работать. Самые важные удары мастер делал между ударами собственного сердца, а потом шел гулять, чтобы восстановить моторику. Николай Алдунин подковал блоху всего за три месяца. Все произошло в 2002 году. Словом, не Левшой единым гордятся туляки. Здесь и сегодня есть мастера, которые вот так чутко, слушая собственное сердце, делают абсолютно уникальные вещи.

И хоть Левша у нас персонаж вроде бы тульский, но по большому счету он всероссийский. Он олицетворяет смекалку и выдумку русского человека, его желание удивить весь мир.