Найти в Дзене
Дейли Днайв

Disciples: Liberation. Никогда такого не было, и опять провал

Оглавление

Главная героиня Авианна и ее лучший друг Ори, с молодых лет избрали путь авантюристов и благородных разбойников. Однако их новое, и крайне дерзкое, задание по убийству священника обернется настоящим фиаско, в результате которого Авианна раскроет в себе невероятный дар, открыв портал в неизведанное. Портал приведет ее в забытый и заброшенный город Иллиан — который мы снова должны сделать великим!

Несмотря на то, что действие Disciples: Liberation разворачивается в той же вселенной (Невендаар) и сюжет ее продолжает Disciples II: Dark Prophecy, по факту это совсем другая игра. Да, по форме — это Disciples, но по содержанию в ней больше от «King’s Bounty: Легенда о рыцаре». Учитывая, что никакой номерной цифры в названии нет, будем считать игру спин-оффом.

Я здесь ради вас

Изменения коснулись, в том числе, жанра — теперь это больше ролевая игра, чем стратегия. Пошаговые элементы остались только в бою, на карте мы передвигаемся в реальном времени: собираем артефакты и ресурсы, сражаемся, общаемся с другими персонажами. И все это очень напоминает King’s Bounty, особенно то, как враги преследуют вас по карте с восклицательными знаками над головой. Даже графический стиль (эдакое сказочное фэнтези) у этих двух игр схож, как мне показалось. Отныне никакой мрачности, никакой готичности.

-2

Один из ключевых персонажей Disciples: Liberation - город Иллиан, который попадает под наше влияние практически в самом начале игры. И это будет единственный город в нашей собственности на протяжении всей игры. Однако, не пугаетесь, старые добрые фракции здесь остались: Империя, Эльфийский союз, Легионы демонов и Орды нежити. Да что такое, гномов опять обделили! Но, по сюжету это объясняется, тем более что частично их воины представлены в эльфийском союзе. У каждой фракции есть три здания для вербовки солдат, то есть, всего их двенадцать. В Иллиане отведено четыре площадки для подобных зданий — мы должны выбирать каким фракциям и каким типам войск отдавать предпочтение. Если все площадки заняты, то одно из зданий вербовки можно «заморозить» - оно исчезнет и вместо него разрешат построить другое. Замороженное здание можно будет вернуть обратно, но за денежку. Вариативность? Да, но здесь появляется ряд нюансов.

Как было в Disciples 2: если я хочу себе в отряд личей, то я, для начала, выбираю фракцию Орды нежити на старте. Потом, в столице, строю соответствующую линейку зданий и прокачиваю воинов. Все.

Как стало в Liberation: если я хочу себе в отряд личей, то я, для начала проверяю, есть ли у меня чертеж этого здания (башни тьмы)? Если нет — то иду по сюжету, рано или поздно мне его вручат. Далее проверяю, есть ли место для башни тьмы. Если нет — освобождаю и строю. Лич относится к бойцам четвертого уровня, это значит что мне нужно улучшить башню тьмы до соответствующего уровня. Не получается? Так потому что перед этим нужно улучшить свою столицу до четвертого уровня, а данное улучшение открывается по сюжету. Улучшаем столицу до четвертого уровня. Почему башню тьмы не получается на этот раз? Потому что вы не достигли соответствующего уровня уважения у фракции «Нежить». Извольте проходить игру и подлизываться к нежити. Когда вы наконец-то завербуете лича и увидите его дизайн, то поймете что все было зря…

-3

Помимо фракционных построек, в Иллиане мы можем возвести рынок и кузницу. Рынок одно из самых важных зданий, поскольку здесь мы можем завербовать наемников, без всей этой мороки с репутацией и возведением зданий. Пусть наемники появляются там в случайном порядке, но их «ассортимент» меняется каждый час — вы безусловно найдете того, кто вам понравится. Я, большую часть своих воинов, нанимал именно здесь. Еще на рынке можно обменивать золото на другие ресурсы: железо, дерево, колдовской флюкс, первородная эссенция, божественная эссенция и нечестивая эссенция. Странно что другие ресурсы нельзя обменивать на золото.

Кстати, о ресурсах. Они накапливаются, как в какой-нибудь мобильной условно-беслпатной стратегии — с течением реального времени. Захватываем соответствующую шахту и она повышает приток определенного ресурса в час. Штука в том, что в отличие от железа, дерева и прочей волшебной «шелухи», золото в начале-середине игры самый редкий и ценный ресурс, потому что расходуется больше всего. И мне реально проходилось оставлять игру включенной на час-другой, чтобы дождаться, когда же накопится достаточно золота для найма войск, которые на четвертом уровне требуют прорву денег.

В столице можно общаться со своими спутниками, выбирать локацию для перемещения и, конечно же, изучать заклинания. Вы ведь не думали, что изучение заклинаний будет таким же легким как раньше? О нет! Для начала нужно найти конспект заклинания — а где они расположены хрен знает. Какие-то вам достанутся по сюжету, какие-то разбросаны в сундучках, какие-то мы получим за побочные задания. Для доступа к самой лучшей магии, разумеется, нужна улучшенная столица и навыки главной героини, позволяющие ей читать соответствующие заклинания. Ах да — даже если все требования соответствуют, магию нужно будет еще купить. Ну хоть уважение фракций заслуживать не надо — и на том спасибо.

-4

Invocare Ignus

В столицу мы можем телепортироваться практически в любой момент, как и обратно - на карту приключений. Путешествуем на отдельных картах-локациях, отрезанными друг от друга. Завершили все свои дела на одной карте — перемещаемся на другую. В уже пройденные места можно возвращаться, что отомстить тем, кто вас обижал. Главная задача в локации выполнить сюжетный квест. Помимо этого, мы собираем ресурсы и артефакты, захватываем шахты, общаемся с персонажами и выполняем побочные задания. Как только героиня верхом на свой лошадке напрыгивает на врага, начинается то, где вы проведете больше всего времени — сражение.

-5

Разработчики сиквелов Disciples, начиная с третьей части, верно посчитали тактическую боевую систему первых двух частей ущербной, не желая к ней возвращаться. Напоминаю, что в первой, что во второй Disciples, во время боя воины не могли двигаться. Они стояли вплотную друг к другу, столкнувшись ноздрями, и только совершали боевые пируэты, сопровождая их эпическими возгласами, то есть — могли лишь атаковать или защищаться. Это рождало совершенно уникальную тактическую боевую систему, отличную от тех же Героев Меча и Магии. В сражениях, Liberation, берет что-то от Героев, что-то от King’s Bounty, а что-то от своей третьей части. Поле боя здесь присутствует, как и передвижение войск. Очередность хода определяется инициативой. Бойцы представлены в единичном экземпляре, не будет здесь сотен вампиров или драконов — в этом разработчики остались верны серии. Из Disciples III перенесли «места силы», определенные точки на карте, пройдя которые боец мог получить временное усиление, только отличия в том, что в Renaissance это место необходимо было удерживать своей пятой точкой. Помимо «мест силы» есть и «места проклятий» пройдя через которое боец получал временное ослабление — нужно внимательно смотреть куда прешь. На карте боя встречаются препятствия которые не обойти и через которые не смогут стрелять некоторые бойцы, и «трудные клетки», которые отнимают два очка передвижения вместо одного. После применения специальных способностей, некоторые гексы на карте боя становятся горящими, или зараженными, пройдя через которые боец получит негативный эффект.

-6
-7

Количество воинов в нашем отряде ограничено лидерством героя. Бойцы требуют от десяти (первый уровень) до сорока очков (четвертый уровень). Лидерство не отыщешь в сундуках, оно повышается при прохождении сюжета и чуть-чуть при повышении уровня. Помимо обычных бойцов есть спутники — особые партийцы, которых мы набираем в отряд на протяжении первой половины приключения. Спутники в разы сильнее обычных бойцов, но в отряд можно включить не больше двух — остальные будут просто ждать. Есть в нашем войске и заградотряд некое нововведение под названием «тыл». Три слота, не требующие лидерства, в которых мы можем поместить трех любых бойцов. В сражении они участвовать не будут, однако подарят нам некую пассивную способность или усиление или ослабление врага во время битвы, некоторые тыловики стреляют — но управлять ими нельзя, выстрел, как правило, осуществляется по врагу с наименьшим запасом жизней.

-8

Помните как во втором Disciples, какой-нибудь скелет воин не отличался от антипаладина ничем, кроме внешнего вида и иммунитета к магии смерти? В Liberation каждый воин обладает своей изюминкой. Практически у каждого есть обычная атака (часто с дополнительным эффектом), особая атака с перезарядкой (как правило, бьющая по площади), пассивная способность и умение тыла. Даже у распоследнего зомби теперь есть уникальная атака. Все бойцы получают опыт. Однако это не позволит, например, тому же зомби превратиться в скелета-рыцаря. Ваш зомби останется зомби хоть до шестидесятого уровня, просто увеличивая свой запас ХП и урон. Чтобы нанять скелета-рыцаря нужно будет найти его на рынке наемников или построить самому, заручившись репутацией у нежити.

Ваши приказы чудо как хороши

А что наша главная героиня? Я уже говорил, что выбрать героя нам не дадут? Авианна будет с нами от начала и до конца. С повышением уровня она получает очки опыта, распределить которые мы вольны между умениями воина, нефелима (маг-воин) и мага. На пятнадцатом уровне героиня получает дополнительную специализацию. Некоторые умения требуют соответствующей репутации у фракций, а если вы репутацию вдруг теряете… то умение сбрасывается, возвращая вам однако потраченное очко навыка. Я развивал ветку нефелима, которая, на мой взгляд, обладала самыми крутыми способностями и пассивками. Играть за мага, по крайней мере в первый раз, слишком непредсказуемо — ты не знаешь когда у тебя появится достойное заклинание. Кстати, магию можно колдовать только в бою — на карте приключений магия не доступна.

-9

Авианну можно и нужно наряжать в шмотки и артефакты, которые усиливают ее основные характеристики: силу, ловкость, телосложение и интеллект. Все оружие и предметы подвержены улучшению в кузнице — не пренебрегайте этой возможностью. Вещи делятся на уровни, самые лучшие из которых - легендарные, дают вам дополнительные бонусы. Во время приключения наш рюкзак будет ломиться от разных предметов и вещей, поэтому пользуйтесь возможностью разбирать хлам ( и не только) получая ресурсы. Кстати это самый быстрый способ получить большое количество всех ресурсов, кроме золота. Странно что предметы нельзя продавать на рынке.

-10

Уникальным предметом в нашем инвентаре являются осколки эмоций. Во время игры мы соберем их большое количество. Это артефакты, которые дают перманентные усиления и бонусы, пока мы их носим в активной ячейке, причем это единственный предмет инвентаря, который можно всучить не только герою, но любому бойцу. При объединении несколько одинаковых по цвету осколков, они превращается в осколок большей величины - так можно дорастить до царственных размеров, усиливая бонусы и приобретая пассивные способности.

Их мучения будут долгими

Битвы в игре захватывающие, особенно с боссами. Каждый неосторожный поступок может стоить вам части отряда, а простые бойцы, в отличие от героя и спутников, не восстанавливаются после битвы — они умирают навсегда. И если у вас нет заклинания воскрешения, то можете попрощаться со своим крутым демоном, которого вы купили на рынке. На такой случай я носил с собой «запаску» - воинов, которых можно будет заменить на павших. Грамотно используя способности всех бойцов, можно перевернуть самую безнадежную битву, кроме тех, когда враг на пять-десять уровней выше вашего — тут без шансов, вы просто не пробьете врага. Но, сколько бы крутыми не были ваши воины, опорой в бою все равно является Авианна с двумя спутниками — они наносят самый большой урон.

-11

Похвалил, а сейчас я как следует пну боевой режим за то, что он ЧЕРТОВСКИ РАСТЯНУТ! Бои в среднем длятся пять раундов, иногда шесть. Но, уже к третьему раунду становится понятно, что вы победили, так как отправили в могилу самых жестких противников. Оставшиеся три раунда представляют собой шоу Бенни Хилла, где вы под не совсем комичную музыку бегаете за лучниками, лекарями, магами врага. «Нуб, увеличь скорость боя» - скажите вы. В игре есть такая возможность, по увеличению скорости до двухсот процентов, но это как при скорости езды в пять километров увеличить ее до десяти — ничтожно. Воины двигаются медленно, колдуют медленно, да еще и тылы вставляют свои пять копеек, накладывая долгую анимацию защиты. И таких битв много, и самое страшное, что они однообразны. Немного спасает автобой, но он возможен только в случае превосходства над вражеским отрядом в несколько уровней.

Еще одна забавная ситуация в том, что ближе к концу игры у ваших спутников появляются супер-удары — некие способности, которые могут мгновенно перевернуть всю битву в вашу пользу. Но они доступны для применения только к пятому(!) раунду сражения, когда уже и не нужны. Я применял их только пару раз при битве с последними боссами.

Кстати, если вы поймете, что искусственный интеллект не ровня вам, то всегда можно зайти в мультиплеер. Компанию вместе пройти не дадут, но сражаться против живого оппонента - пожалуйста. Выбираете войска, распределяете очки для героя, подбирайте двух спутников и ждите, пока вам найдут живого игрока.

-12

За Вотана!

Сама Авианна во время диалогов, как персонаж настоящей ролевой игры, вольна выбирать разные реплики: ответить по-доброму, пригрозить, солгать, выбрать непредсказуемый вариант (только для меня он был самый предсказуемый), пофлиртовать, напасть или пригласить собеседника к себе в отряд. В зависимости от линии, по идее, изменится концовка, но, по факту, изменения будут незначительными.

Гораздо важнее, какой фракции вы отдадите предпочтение. И вот здесь, в дело вступает рандом. Вы почти никогда не знаете, какое задание повысит вашу репутацию у той или иной фракции, а какое понизит. Часто бывает такое, что вам не хватает несколько очков, например у нежити, и вы выбираете в диалогах те реплики, которые вам нужны для репутации, но не те, которые вы хотите. Это, на мой взгляд, сильно сковывает нашу свободу отыгрыша.

-13

Хочется понять, за что мы вообще сражаемся? Как я упомянул выше, сюжет продолжает вторую часть, и эксплуатирует многих известных нам персонажей. У меня есть претензия к описанию игры на ее странице в Steam, а именно, к заявлению, что: «Это история в жанре «темное фэнтези»». Забегу вперед, и скажу — это что угодно но не «темное фэнтези». Сюжет в Disciples 2 был темным фэнтези, Ведьмак 3 - темное фэнтези, но Disciples: Liberation похож на женский роман в стиле фэнтези, приправленный щепоткой трагичных историй. Да, здесь встречаются интересные и жизненные истории и квесты о смерти, падении и любви, но основная канва это обычное, приключенческое фэнтези, сдобренное уместным и неуместным юмором и, конечно же, описанием постельных сцен. Можно закрутить роман с одним из спутников, но обыграно это несколько топорно - видно что одну любовную историю писали для всех спутников (мужских и женских), меняя лишь некоторые диалоги и титры в конце игры.

-14

Вообще, Liberation слишком вольно обращается с сюжетом оригинальных Disciples. Поклонники будут явно не довольны тем как здесь представили Вотана, Галлеана, Мортис и Всевышнего. Разве что историю Бетрезена и его образ не сильно исказили. Основной сюжет так же вызовет массу вопросов и реплик негодования. Ну а концентрацию на избранность главной героини спишем на необходимость наличия в культуре сильных и независимых женщин.

Ignis Demonia

Первая мысль, что это точно не Disciples, закралась у меня в тот момент, когда я запустил игру. Местный графический стиль, как и сюжет, максимально далек от готичности и тяготеет к обычному фэнтези с эльфами и волшебницами. Дизайн бойцов обыденный, а временами просто вырвиглазный. Сравните лича в этой игре и Disciples 2.

-15
-16

Некоторые демоны почти не отличаются друг от друга, как и бойцы империи. Эффекты способностей и заклинаний похвалю — вот тут все сочно.

Со звуком еще хуже. Музыка влетела — и вылетела. Боевым композициям очень далеко до эпичных тем из вторых дисов. Озвучка бойцов ужасна. Может из-за того что меня утомило их слушать во время затяжных битв? Почему демон-мститель звучит как девушка на любительском актерском спектакле — это точно демон? Добавив реплики воинам, явно уменьшился их шарм. И больше никаких бормотаний вычурных заклинаний.

Что сказать о Disciple: Liberation как о наследнице знаменитой серии? Графика, музыка и дизайн точно уступает второй части. Разнообразие фракций — под вопросом. Количество воинов у каждой уменьшили до четырнадцати, их смешали, и разбросали в равной пропорции по трем типам зданий, введя искусственное ограничение на постройку, чтобы не была заметна скудность разнообразия. Сюжет утратил свой шарм, сделавшись обыденным фэнтези. Битвы растеряли в динамике, став затянутыми.

Что сказать о Disciple: Liberation как об отдельной игре? Хорошая боевая часть, обладающая гибкостью и разнообразием воинов, она является лучшим элементом игры. Временами неплохой сюжет с душевными и грустными историями. Интересная легенда происхождения и становления мира Невендаар.

Disciples: Liberation точно понравится тем, кто истосковался по старой доброй King’s Bounty от Katauri. Несмотря на то, что после первого прохождения открывается дополнительный режим с новыми «плюшками», вам вряд ли захочется устроить еще один забег на пятьдесят-шестьдесят часов - вы и за первый раз уже почти все перепробуете и все увидите, а заново переживать большое количество тягомотных битв, ради новой строчки в диалоге, себе дороже - поэтому игра только на один раз. Однако один раз пройти игру стоит. Disciples: Liberation лучше чем третья часть, в том числе и по меньшему количеству багов, но она все равно далека от оригинальных Disciples.