2,8K подписчиков

Всё про ремонт по ОСАГО в 2024 году

321 прочитал
Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года. Аналогичная тенденция наблюдается, в том числе, в сфере восстановления поврежденных транспортных средств на станциях техобслуживания по направлениям страховых: ремонт нередко производится "аналогами" запасных частей, с нарушением сроков и технологий работ. Да и качество ремонта оставляет желать лучшего.

Тем не менее, многие автолюбители всё же заинтересованы получить после ДТП не деньги, а именно направление на ремонт, дабы самостоятельно не заморачиваться поиском специалистов, подходящей СТО и сопутствующими процессами.

В этой публикации я собрал всю значимую информацию с тем, чтобы каждый, ознакомившись с ней, получил собственное представление о том, что его может ожидать при взаимодействии со страховой компанией: как себя вести, как не дать себя обмануть и как защищаться, если обман всё же случился.

Вся нормативная база по этому вопросу содержится в Законе об ОСАГО и Правилах ОСАГО. Плюс к тому, Верховный Суд в ноябре 2022 года дал разъяснения относительно применения закона и правил.

Перегруженные сухими формулировками законы я изложу понятным человеческим языком, с примерами из личной практики.

Итак, здесь вы найдете информацию о том, кому положен ремонт, а кому нет, о том, как правильно оформить заявление на ремонт и выявить скрытые повреждения, о том, почему можно помимо направления на ремонт получить еще и деньги, а также о том, как правильно оформить получение отремонтированного авто.

Эту статью я регулярно буду проверять на соответствие законодательству и в течение всего 2024 года она будет актуальна. Поэтому можете сохранить её себе, мало ли, пригодится.

Кого могут направить на ремонт, а кого нет?

Вообще, на первичных консультации меня часто спрашивают обратное, то есть, интересуются, как получить выплату вместо ремонта, понимая, что ремонт будет предсказуемо плохого качества:

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-2

Но, бывает, интересуются, как предложить страховой свою станцию техобслуживания либо как получить направление на ремонт к дилеру.

Давайте разбираться.

Первое, что запомним: если в результате ДТП поврежден ваш легковой автомобиль, то право выбора, оформить направление на ремонт или денежную выплату, принадлежит, увы, не вам, а страховой. Конечно, вы можете просить выплату вместо ремонта, это не запрещается, но такой вариант возможен, если он будет для страховой более выгодным. Иными словами: если он обойдётся дешевле, нежели ремонт.

Другое дело, если пострадала не легковушка, а, например, мотоцикл или грузовой автомобиль - в этом случае право выбора (ремонт или деньги) принадлежит уже вам.

Второе: страховая компания может направлять автомобиль на ремонт только на те станции (СТО), с которыми у неё есть договоры. Если ни одна из таких СТО не находится в пределах 50 километров от места вашего жительства или от места ДТП, вы имеете полное право отказаться от ремонта и потребовать выплату деньгами. Правда, страховая компания может предложить увезти ваш автомобиль в СТО (и, после ремонта, обратно) на эвакуаторе, но, честно говоря, с такими случаями благородства я не сталкивался.

Третье: если с года выпуска вашего автомобиля на день ДТП прошло меньше двух лет, то страховая компания обязана ремонтировать ваш авто на СТО дилера. И нигде более! В ситуации, когда авто старше двух лет, но на него действует гарантия дилера, вы можете потребовать денежную выплату (с учетом износа заменяемых деталей), если страховая отказывает в ремонте у дилера.

Один нюанс касаемо гарантийных авто. С одной стороны, если страховая не может организовать ремонт на СТО дилера, она обязана предложить выполнить его на иной СТО, но на такой ремонт вы можете не соглашаться. С другой стороны, если страховая не может организовать ремонт на СТО дилера, она не имеет права заменить ремонт на выплату, не предложив альтернативную СТО. Если такое случится - имеете право требовать выплату уже без учёта износа заменяемых запчастей, что подтверждается судебной практикой

Четвёртое: если страховая компания понимает, что на "своих" СТО она не уложится в сроки ремонта (30 рабочих дней) или не соблюдаются "правила" 50 километров и (или) обязательного ремонта у дилера, то она всё равно может предложить вам ремонт на одной из её СТО. При вашем отказе от такого предложения должна последовать денежная выплата.

Наконец, да, вы действительно имеете право предложить страховой компании оплатить ремонт на выбранной вами СТО. Это нужно сделать в самом начале процедуры, когда только подаете заявление на возмещение:

...в этом случае потерпевший в заявлении указывает полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт

Как оформляется заявление, я ещё напишу ниже. Правда, далеко не факт, что ваше предложение будет принято.

Когда направление на ремонт не может быть выдано

Направление на ремонт выдаётся только с вашего согласия, если пострадал не легковой автомобиль, а, например, мотоцикл или грузовой автомобиль - это мы уже запомнили.

Но есть и другие исключения.

Например, если наступила так называемая полная гибель транспортного средства. Если простыми словами - это ситуация, когда ремонт автомобиля либо невозможен, либо невыгоден потому, что стоимость ремонта превышает стоимость самого автомобиля. В такой ситуации считается стоимость годных остатков, то есть тех запчастей, которые еще могут использоваться. Стоимость годных вычитается из расчётной рыночной стоимости тачки и получившаяся сумма выплачивается потерпевшему.

Или если потерпевшему причинен средний или тяжкий вред здоровью. В таком случае он имеет право (сам или через представителя) указать в заявлении, что хочет денежную выплату, а не ремонт. Если потерпевший погиб, то направление авто на ремонт исключается.

В ситуациях, когда стоимость ремонта больше 400 тысяч рублей (а по оформленному по "еврику" - 100 тысяч), страховая может попросить от вас доплату за ремонт. Если ты не согласны доплачивать - получите максимально возможную выплату.

Еще ситуация с доплатой возможна при обоюдной вине участников ДТП. Её я подробно рассмотрел в отдельной публикации

Остальные исключения касаются ситуаций, когда вы и страховая компания так или иначе договорились о денежной выплате и заключили письменное соглашение об этом.

Имейте в виду: страховая компания не предложит вам подписать соглашение просто так. Это чаще чем всегда означает, что вас хотят обмануть. Об этом я уже написал специальную статью

Я понял, что меня ждёт при обращении в страховую компанию. Как правильно написать заявление?

Это очень важная стадия, я крайне рекомендую прочесть про неё.

После оформления происшествия следует обратиться в страховую компанию с заявлением на выплату. При его написании (заполнении бланка) обратите внимание на его пункт о том, в какой форме вы хотите получить возмещение (ремонтом или деньгами).

Если в вашей ситуации нет или не предвидится исключений, при которых выдача направления на ремонт невозможна (то есть тех, о которых написано выше), а денежную выплату вы не хотите, то следует проставить галочку (крестик или иную отметку) в пункте (4.1), в котором говорится о согласии с организацией и оплатой ремонта страховой компанией:

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-3

Если при этом вы ни в коем случае не хотите деньги вместо ремонта, я рекомендую заштриховать полностью квадратики в соответствующем пункте (4.2) в бланке заявления:

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-4

А если таких квадратиков там не найдёте, то напишите на любом свободном месте фразу:

На возмещение в форме денежной выплаты не согласен

и поставьте подпись.

Указывать в заявлении свои банковские реквизиты или сдавать их в страховую компанию при нежелании получить деньги тоже не следует! И не лишним будет попросить себе копию оформленного тобой заявления.

Нюанс. Если при всём при этом, оформив в заявлении согласие только на ремонт, вы в течение 20 дней не получили направление, то, возможно, страховая нашла способ заменить ремонт на выплату. И да, с 15.07.2023 страховые получили возможность направлять денежную выплату почтовым переводом, поэтому по истечении 20-дневного срока проверяйте почтовый ящик - там может оказаться извещение о переводе. При несогласии с таким подходом к вашей проблеме я рекомендую обратиться к юристу, так как разобраться в сути, понять причину, и, тем более, оспорить решение, может быть непросто

Если же вы хотите предложить страховой компании выдать направление на ремонт на ту СТО, какую предварительно подобрали сами, то будьте готовы сообщить все реквизиты этой СТО:

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-5

Ремонт на предложенной вами СТО возможен только при согласии страховой на это.

Правда ли, что помимо направления на ремонт можно получить еще и какие-то деньги?

Да, это правда. Только это касается случаев, когда дорожно-транспортным происшествием вам причинены сопутствующие убытки. Например, вы понесли расходы на эвакуатор или на хранение разбитого авто на стоянке либо какие-то другие, относящиеся к ДТП, расходы. Кроме того, каждый автомобилист при определенных условиях имеет право на возмещение утраты товарной стоимости (УТС). О том, что такое УТС и какие условия её возмещения, я написал в специальной публикации.

Однако, как правило, не возмещаются расходы, например, на аварийного комиссара.

А каким способом выдают направление? На бумаге?

Практика по регионам различна и зависит, в том числе, от практики самой страховой компании. Возможно, что вам отправят направление на ремонт почтой, но возможно также, что пришлют СМС

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-6

или вообще напишут в мессенджер (не удивляйтесь):

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-7

Направление на ремонт получено. Как сдать автомобиль в СТО?

На этой стадии возникает много вопросов, касающихся начала срока ремонта. Как вы уже знаете, ремонт должен быть выполнен не позднее 30 рабочих дней после постановки автомобиля на ремонт в СТО.

На практике СТО не торопятся забрать у вас автомобиль, и начинают кормить завтраками: нет запчастей, нет мест на СТО, мастер заболел и тэдэ.

И страховые, и СТО прекрасно понимают: просрочка ремонта грозит им неустойкой, поэтому заинтересованы принять авто в ремонт только когда нет никаких препятствий для ремонта.

Но вас не должно волновать наличие этих препятствий: если направление на ремонт выдано, автомобиль должен быть принят и отремонтирован в течение 30 рабочих дней. Начало этого срока отчитывается как раз таки с даты получения станцией автомобиля.

Если вы понимаете, что представители СТО компостируют мозг, ссылаясь на невозможность взять авто на ремонт, можете вручить им заявление или направить телеграмму примерно следующего содержания:

Страховой компанией "Рога и копыта" мне 31 января 2024 года выдано направление на ремонт транспортного средства ЛАДА ВЕСТА государственный регистрационный знак ... Требую в течение двух рабочих дней принять указанное транспортное средство для осуществления ремонта. В случае отказа - письменно уведомить меня об этом. ФИО, телефон...

Если подаете такое заявление - сделайте себе его копию, на котором потребуйте проставить отметку о получении. С телеграммой попроще: можно заказать её копию, если потребуется.

Моя личная практика показывает, что это действенный способ заставить СТО шевелиться: она либо поставит авто в ремонт, либо мотивированно откажет в этом:

Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-8

Не нужно бояться такого отказа - он означает, что либо страховая урегулирует его выдачей нового направления (устранив препятствия для ремонта), либо выплатит деньги (что не так просто при вашем отказе от них).

А если есть скрытые повреждения?

В ситуации, когда относящиеся к ДТП скрытые повреждения не были выявлены при осмотре, который проводила страховая, нужно при сдаче автомобиля заявить о таких повреждениях на СТО. Крайне желательно сделать это письменно.

Представители СТО должны наличие скрытых повреждений оформить документом (например, актом осмотра), согласовать их наличие с вами и со страховой. Эта процедура называется дефектовкой.

Имейте в виду: выявление других, относящихся к ДТП повреждений, может повлиять на сроки ремонта. Когда оплату работ по устранению скрытых повреждений согласует страховая, вам может быть предложено подписать соглашение об увеличении сроков ремонта. Не забудьте взять себе копию такого соглашения. Сроки должны быть, конечно же, разумными.

Получение отремонтированного автомобиля

Многие автомобилисты жалуются на качество ремонта, проводимого СТО по направлению страховых компаний. Мизерная часть таких автомобилистов борется за устранение недостатков ремонта.

Важно понимать, что всю ответственность за качество ремонта несёт страховая компания, выдавшая направление на ремонт. А потому все претензии предъявляются ей.

Но при получении отремонтированного автомобиля представители СТО в любом случае предложат вам подписать некоторые документы. И здесь нужно обратить внимание на следующее.

Как правило, в акте выполненных работ или аналогичном документе сервисмен предложит вам написать:

Автомобиль из ремонта получил, претензий по срокам и качеству ремонта не имею
Качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями автомобилистам, падает год от года.-9

Вы не обязаны писать это в акте!

Я рекомендую писать иначе:

При приемке транспортного средства видимых недостатков восстановительного ремонта не обнаружено

Представители СТО не имеют права заставлять вас заполнять акт под диктовку! Равно как и не могут препятствовать осмотру автомобиля специалистом, если вы его пригласите.

Помните: если очевидных недостатков ремонта не видно невооружённым глазом, это совсем не означает, что их не может быть вовсе.

Претензии по качеству ремонта автомобиля

Законом об ОСАГО определены гарантийные сроки:

Минимальный гарантийный срок на работы по ремонту автомобиля составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев

Недостатки ремонта могут быть выявлены как при приёмке автомобиля, так и в течение гарантийных сроков.

Если они выявлены при приёмке - на них нужно указать в акте приёма-передачи автомобиля (или каком-то другом документе, который принесут на подпись). Если выявите их после получения автомобиля, то тогда нужно оформлять претензию (иначе называется заявление потребителя финансовой услуги).

На претензии подробно останавливаться не буду, потому что это тема для отдельной публикации. Скажу лишь, что после её получения страховая компания должна организовать осмотр отремонтированного автомобиля.

В результате такого осмотра обязательно должен быть составлен документ (акт осмотра) и в нём должно быть указано, выявлены ли недостатки ремонта. При их выявлении ещё должно быть указано, могут ли эти недостатки быть устранены повторным ремонтом. Если возникает спор, например, когда страховая не признаёт недостатки ремонта, требуйте независимой экспертизы! Копия акта осмотра должна быть вам выдана.

При подтверждении недостатков ремонта страховая обязана выдать повторное направление на ремонт. Как вариант, страховая может предложить подписать соглашение о замене направления на повторный ремонт деньгами. Что выгоднее - решать вам.

Заключение

По моим наблюдениям, абсолютное большинство автовладельцев не только не знают своих прав, но и не в курсе, где и как получить информацию о том, какие права у них есть. Нужные нормы в сфере ОСАГО настолько сложно сформулированы и так лихо размазаны по актам законодательства и разъяснениям, что разобраться в них без помощи юриста иногда просто нереально.

Тем не менее, замечаю и положительную тенденцию. Так, например, судебная практика идёт по пути удовлетворения исков автомобилистов, недовольных качеством ремонта или попросту обманутых страховщиками и подконтрольными ими СТО: в случаях, когда последние не признают недостатки ремонта или отказываются производить ремонт, когда он обязателен по закону, суды взыскивают в пользу автовладельцев стоимость устранения недостатков ремонта или ремонта в целом. Причем взыскивается стоимость ремонта по рыночным ценам (без учёта износа комплектующих изделий). Значит, бороться нужно!

В этой публикации я постарался максимально полно раскрыть основные положения закона и правил, которые вам можно и нужно использовать в своих интересах. Надеюсь, у меня это получилось.

Если вам требуется моя консультация - контакты найдёте в описании моего профиля (консультации платные).

Я и дальше буду разбирать нюансы законов для водителей, поэтому не забудьте подписаться.

Ставьте палец вверх и до скорого