Отбросьте суждения о различиях! Дурга или Хари? Их не двое
Что это за понятие о том, что их двое?
Кали, Дурга, Хари и Кришна – суть одно. Так говорят «Брахма-сутры»
Если шакты ненавидят Хари, их богопочитание бессмысленно
Точно так же, если почитатели Хари испытывают отвращение к шактам,
Они обрекают себя на бесконечные несчастья
Пропой, брат шакта имя Хари,
Скажи вишнуит: «Слава Кали!»
Так воду называют питьем, жидкостью или влагой
В названиях есть различия, но вовеки во всем существует лишь Брахман
Есть много разных названий того, в чем помещается вода:
Болото, топь, река, канава, колодец
Но вода везде одна и та же
Тем, кто отринув Дургу, почитает Хари, бросает Хари и принимает Кали,
Недовольны все: Дурга, Кали, Вишну и Хари
Становись единым в мыслях и словах, единой связующей сердца любовью
С любовью к Кали повторяй: «Хари, Хари!» и не останется страха смерти
С любовью к Кришне говори: «Кали!» Кришна и Кали будут великодушны
Пусть прекратятся всякие раздоры! Скажи: «Слава Кришне и Кали!»
Эта песня явилась откликом поэта на перебранку между последователями вишнуитского и шактистского культа в соседней деревне, которой он стал свидетелем в 1905 году.
Последователи вишнуитского культа, иначе называемые вишнуитами или вайшнавами поклоняются Вишну и его ипостасям: Хари, Кришне и пр., в то время как последователи шактистского культа, иначе именуемые шактистами или шактами поклоняются различным проявлениям Богини-матери, воплощающей изначальную «шакти» - женскую творческую энергию. Богиня-мать проявляется во множестве характерных воплощений: Дурга, Кали, Адья, Индрани, Махешвари и пр.
«Брахма-сутры» - известное священное писание, авторство которого приписыввается мудрецам Бадараяне или Вьясе. Датируется предположительно 500 г. до н. э. В этом тексте рассказывается о постижении Брахмана, а также о непротиворечивости описанных в «Упанишадах» различных не согласующихся между собой концепций и методов почитания Брахмана. В частности, хотя и констатируются различия между Атманом и Брахманом на поверхностном уровне, утверждается, что на глубинном уровне они – суть одно.
Атман – пребывающая в отдельной личности вечная истинная сущность, неизменно проходящая через множество рождений и смертей вплоть до достижения освобождения.
Брахман – зд. самосущий всепроникающий божественный дух, Абсолют.