Найти тему
При свете лампы

- Ой, да ладно тебе! – весело щебетала подруга. – Мы просто рядом были, решили заехать к вам, проведать. Можно?

То, что Марина – любительница халявы, Оля заметила ещё в юности. Они тогда учились в одном вузе, правда, на разных факультетах, и делили на двоих комнату в общежитии. Дружили девчонки  со школьной скамьи – с шестого класса сидели за одной партой. Дружба была крепкая. С Мариной всегда было легко и интересно – и разговор она поддержать могла, и рассмешить, и успокоить. И наверное, ни разу в жизни они не поссорились. Оля доверяла ей все свои самые сокровенные мысли и секреты, ничуть не сомневаясь, что подруга никому не расскажет.

Потому и поступать они решили в один вуз – чтобы не разлучаться.
Тогда Оля и заметила впервые склонность подруги всё получить на халяву. Денег у них обеих особо не водилось – студенчество, крошечная стипендия, которую ни на что толком не хватало, да родители иногда помогут, пришлют переводом энную сумму. Как правило, небольшую. Выживали, как могли – экономили, отказывали себе в не самых необходимых покупках, копили. И Марина придумала новую «фишку»: знакомилась на сайтах с парнями, назначала свидания и ходила туда, как она со смехом говорила, просто поесть.

Скоро «фишка» начала распространяться и на Олю. Марина перестала скидываться на продукты: сперва начала давать меньше обычной суммы, потом прекратила вообще. Оля пару раз с недоумением спрашивала её, когда она отдаст долг за купленные на двоих продукты.

Марина делала наигранно несчастные глаза, складывала молитвенно руки:
 - Ну Оль, нету сейчас. Честно. Вот пришлют родители, сразу отдам. Ты же меня знаешь.

- Хорошо, - кивала Оля. – Только не затягивай. У меня тоже финансов как-то не густо.

Марина соглашалась. Но деньги потом не отдавала. Оля не давила – неудобно как-то, подруги же. Не получилось сейчас, потом получится, да и главное разве это в дружбе – кто продукты купил?

На следующий месяц Марина скинулась совсем немного – едва бы хватило на пачку молока и чай. Развела руками:
 - Больше нет.

- А куда ты всё тратишь? – не утерпела Оля. – Раньше же было. Тебе родители не помогают?

Марина замялась.
 - Да, понимаешь, там такое дело… срочно нужна была одна вещь дорогая, пришлось купить, вот теперь сижу на мели теперь.

- Что это за вещь такая? – удивилась Оля. – Телефон последней модели? Отдых на море?

- Потом расскажу, - отмахнулась Марина.

Через неделю она увидела на Марине новые сапоги.  Дорогие, Оля видела их в витрине магазина, и ценник для неё, студентки, был неподъёмный. Вот, значит, на что экономила подруга. Пока Оля снабжает её едой, она копит на лакомые сапожки.

Оля чувствовала себя круглой дурой. Но раздувать конфликт не стала – склоки были не в её характере.

После окончания вуза их дороги разошлись. Марина вышла замуж за однокурсника и укатила жить в его родной город. Оля осталась на малой родине. Через год тоже вышла замуж, родился первенец – сын Артём. С Мариной они поддерживали связь, переписывались, перезванивались по видеосвязи. Она успела родить аж двоих, мальчика и девочку, погодок. Рассказывала, что они с мужем взяли хорошую квартиру в ипотеку – заработки позволяют. Но всё равно тяжело.

- Эти ежемесячные платежи уже всю душу вымотали, - со вздохом говорила она. – А ещё малышей одевать надо, развивать. Знаешь, как дорого это всё! Хорошо хоть, что в долги не влезли, хватает, но какие-то излишества позволить себе не можем.

- Да знаю, - кивнула Оля. – У нас хоть и не ипотека, но тоже дачу ремонтируем. Капитальный ремонт. Купили недорого, но там такая развалюха, ты бы видела. Всеми ветрами продувается, крышу частично снесло… И территория очень неухоженная. Работаем там по выходным.

- Ой, знаешь, - протянула Марина, - думаю вот продать эту квартиру и купить другую , в нашем городе. Устала я тут.

- Было бы здорово, - обрадовалась Оля. – Давно мы с тобой не виделись! Но разве так можно – продать ипотечную квартиру?

Марина подумала, потом сказала:
 - Я найду способ.

И Оля не сомневалась, что она найдёт – характер у подруги был твёрдый, хваткий, и если она что-то задумала, оставить её не смог бы даже конец света.

Через полгода Марина с мужем Алексеем и детьми переехали к ним в город. Подруги долго болтали на кухне в квартиры Марины, делились новостями и вообще всем подряд. В каком-то из разговоров Оля вскользь упомянула о даче. Глаза Марины загорелись.
 - Покажешь? Так интересно посмотреть!

- Конечно. Приезжайте с Лёшей на выходные.

Егор – муж – её идею поддержал.
 - Нужно иногда на этой даче и отдыхать, - сказал он. – А то всё вкалываем. Впряжёмся и пашем, пашем. Давай расслабимся!

Источник:https://goo.su/Jx1ltAv
Источник:https://goo.su/Jx1ltAv

К приезду подруги с семьёй Оля забила холодильник провиантом. Время проводили весело: жарили шашлыки и овощи на мангале, гуляли в лесу, устраивали пикники на лужайке неподалёку от дома. Всю еду Оля готовила сама, Марина всего лишь пару раз помогла по мелочи – картошку почистить или поджарку сделать. Предпочитала в бытовые дела не вдаваться, больше отдыхала.

Оля не злилась. Всё-таки хозяйка дачи – она, значит, ей и крутиться. Как-то же надо гостей привечать.

Но когда в понедельник Марина и Алексей уехали, она обнаружила совершенно пустой холодильник. Удивилась: продуктов было достаточно на две семьи и хватить должно было ещё на сутки точно. Но на полках стояла только банка с солёными огурцами да тарелочка с подсохшим сыром. Даже большая пачка кофе, которой им с Егором обычно хватало недели на две, закончилась – на дне пакета едва-едва можно было наскрести одну чайную ложку.

- Егор! – позвала Оля. – Давай съездим в магазин. Продукты кончились.

- Кончились? – удивился муж. - Мы же столько покупали!

Оля пожала плечами. Егор одним глотком допил чай, переоделся, вышел во двор. Оля слышала, как коротко пиликнула сигнализация, одела Артёма. Конечно, неприятный сюрприз вышел, но на Марину она не злилась. Гости всё-таки.

Недели через две, когда они опять работали на даче, ловя последние тёплые сентябрьские дни, Марина и Алексей заявились к ним без предупреждения. Артёмка мирно играл во дворе, Егор обрезал разросшиеся ветки яблоневых и грушевых деревьев, что остались от прежних хозяев. Оля сгребала в кучу опавшие виноградные листья, когда раздался стук в калитку. Заливисто залаяла соседская собака. Оля отставила в сторону грабли и направилась к воротам.

- Привет, подруга! – радостно воскликнула Марина и расцеловала её в обе щеки.

Оля опешила. Они ведь не договаривались о встрече?

- Ой, да ладно тебе! – весело щебетала подруга. – Мы просто рядом были, решили заехать к вам, проведать. Можно?

За её спиной маячил Лёша. Младшую девочку Марина держала на руках, мальчик жался к ее ноге. Не могла же Оля их выгнать. Точнее, могла, но не стала. Пошире распахнула калитку, пропуская подругино семейство.

Скидываться на продукты они опять не стали, даже не поднимали эту тему, и Оле уже совсем не понравилось такое положение дел. Да и Егор явно был недоволен. Вечером, когда они уже готовились ко сну, шепнул ей на ухо:
 - Оль, у нас же тут не бесплатная столовая. Не богадельня какая-то. Чего они приехали вообще? О таких вещах заранее договариваются.

- Да я сама знаю, - протянула Оля. – Но как-то неудобно финансовые вопросы обсуждать, знаешь… Тем более, мы подруги ещё со школы.

- А им? Удобно им? – возмутился Егор. – За чужой счёт живут все выходные. Давай-ка вот что, завтра скажем им, что у нас дела в городе. Пусть уезжают.

Оля нехотя согласилась. Выставлять Марине счёт по продуктам очень не хотелось, как не хотелось и бесплатно кормить всю её семью. Аппетит и у детей, и у мужа был хороший – только и успевай готовить. Никаких денег не напасёшься. А они с Егором копили на отпуск, да и с ремонтом лучше было не затягивать. Самим сильно не разгуляешься, чтобы ещё других кормить.

Но когда ещё через две недели Марина позвонила и начала снова нагло напрашиваться в гости, Олино терпение лопнуло.

- Я тебе сейчас список скину, - отрезала она.

- Какой список? – не поняла Марина.

Оля сжала зубы, процедила:
 - Список продуктов. У нас на даче холодильник совсем пустой, нужно закупиться.

- Хорошо, - неохотно буркнула Марина. – Кидай, жду.

Оля взяла блокнот с ручкой, набросала список, подвела черту и написала общую сумму, которую поделила пополам. Сфотографировала бумажку на телефон и отправила Марине в мессенджере. Та перезвонила минут через пять, протянула недовольным голосом:
 - Оль, чего так много?

 - Почему много? – деланно удивилась Оля. – Это столько, сколько вы съедаете. Я картой расплачивалась в прошлые разы, вот пополам и разделила сумму.

Марина помолчала. Оля буквально чувствовала раздражение подруги, её недовольство. В ней вдруг проснулось злорадство. Что, думала так и будешь сапоги покупать за чужой счёт? А то обкатала схему! Всё, хватит, халява кончилась.

Часа через два телефон пиликнул сообщением: «Мы не приедем, у нас дела». Оля усмехнулась. Конечно, у вас дела, халявной еды же не будет – причём никогда. Неплохо было бы стребовать с них уже потраченную сумму, конечно, но Оля даже не надеялась на это.

Больше Марина не звонила. С одной стороны, было жаль терять длившуюся ещё со школы дружбу. С другой – ну какая это дружба, когда один экономит за счёт другого? В конце концов, Оля не обязана кормить чужое семейство. Егор правильно сказал: у них тут не благотворительная столовая.