В конце января 2024-го на Восточном полигоне в эксплуатацию ввели очередной объект. Специалисты «Бамстроймеханизации» (ГК «1520», входит в «Нацпроектстрой») на участке Февральск – Новый Ургал, несмотря на сорокоградусные морозы, успешно завершили строительство вторых путей на перегоне Исакан – Иса.
Хотя протяженность двухпутной вставки составила около 8 км, железнодорожникам пришлось выполнить большой объем земляных работ — почти 300 тыс. куб. м. С целью сохранения вечной мерзлоты в основании стальной магистрали откосы насыпи покрыли скальной породой, благодаря чему удастся избежать просадки пути, сохранив холод внутри насыпи даже при сильной жаре. Для этого компания использовала особо прочный камень, который доставили с собственного карьера, расположенного недалеко от Тынды. Применение данной технологии позволит существенно повысить безопасность перевозок.
В общей сложности на упомянутом перегоне возвели десять мостовых переходов, удлинили две водопропускные трубы, смонтировали десять стрелочных переводов и проложили 70 км кабелей СЦБ и связи. Также модернизировали разъезд Исакан, оснастив его цифровой системой управления движением поездов.
До 2025 года аналогичные работы на линии Февральск – Новый Ургал, по которой транспортируют грузы в порты Ванино-Советско-Гаванского узла, планируют завершить еще на двенадцати перегонах, что позволит увеличить провозную способность данного участка БАМа более чем в два раза — до 52 млн тонн.
Строительство вторых путей на этом отрезке магистрали проводится в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона, стартовавшего в 2018-м. Суммарный объем инвестиций до 2025-го составит свыше 1 трлн руб. Цель проекта — увеличение пропускной способности до 180 млн тонн в год.
Третий этап модернизации, осуществить который намерены до 2032 года, разделили на три подэтапа. Первый оценивается в 460 млрд руб. — предусмотрено развитие участка Улак – Ванино. Работы планируют завершить к 2027 году.
Интересно, что примерно 90% инвестиций на третьем этапе (а он оценивается в 2,7 трлн руб.) направят на БАМ. Однако грузоотправители рекомендуют монополии пересмотреть программу, отказавшись от строительства ряда крупных объектов, включая обход Тайшета, вторые Северомуйский и Кузнецовский тоннели (в первом случае предлагается ограничиться обходом), а также второго сплошного пути на участке Тында – Ванино.
Инициаторы этой идеи считают, что средства лучше перенаправить на Транссиб — построить обход Хабаровского узла, дополнительные разгонные пути и новые станции. В любом случае, единства по данному вопросу пока нет и споры между грузоотправителями и РЖД относительно развития Восточного полигона еще продолжатся.
Изображения в статье — АО «Бамстроймеханизация» / oaobsm.ru, ГК 1520 / 1520.ru и «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd
🗺️ Перегон Исакан – Иса на интерактивной карте