Валерий Подмаско
В истории Иудеи I и II веков н.э. было три крупных восстания против римского господства. Первое восстание началось при Императоре Нероне (период правления: 54-68 годы н.э.). Его называют «Великим восстанием» или «Первой Иудейской войной» (66-73 годы н.э.). Главным театром военных действий в ходе восстания была Галилея и Иудея. Однако кроме Иудеи, восстание охватило и крупные иудейские общины соседних стран Ближнего Востока – Сирии (Дамаск) и Египта (Александрия). Второе восстание известно как «Вторая Иудейская война» (115–117 годы н.э.). Основные очаги этого восстания находились за пределами Иудеи: в тех провинциях Римской Империи, в которых существовали крупные иудейские общины (Киренаика, Мармарика, Египет, Кипр, Месопотамия). Отсюда второе название восстания – «Восстание в диаспоре». Третье восстание называют по имени его предводителя Симона Бар-Кохбы «восстанием Бар-Кохбы» (132-136 годы н.э.). Оно пришлось на годы правления Императора Адриана (117-138 годы н.э.). Восстание целиком протекало на территории Земли обетованной.
Эти восстания имели катастрофические последствия для Израильского народа. Они привели к этнической чистке Иудеи и Иерусалима. Свое государство израильтяне потеряли до восстаний. Единая еврейская государственность была ликвидирована сразу после смерти Ирода Великого в 6 году до н.э. И хотя Царство Ирода зависело от Рима, оно, тем не менее, было полноценным государством со всеми необходимыми атрибутами. Однако после смерти Ирода Великого и низложения его сына Ирода Архелая римляне в 6 году н.э. превратили бывшую этнархию Архелая (Иудею, Идумею, Самарию и приморскую равнину Шарон) в провинцию, которую назвали «Иудеей» (лат. «Iudaea»). Центр провинции находился в Кесарии Приморской. Таким образом, центр бывшего Иудейского царства оказался под прямым управлением Рима уже в самом начале нашей эры, за исключением короткого периода с 11-44 год н.э., когда Император Клавдий (период правления: 41-54 годы н.э.) возродил Иудейское царство, пожаловав провинцию «Иудея» внуку Ирода Великого Ироду Агриппе I (11-44 год н.э.). После смерти Ирода Агриппы I римляне восстановили провинцию «Иудея», но на северо-восточной периферии бывшего иудейского царства зависимые от Рима государства (тетрархии) продолжали существовать еще более полувека. Затем и они были поглощены Римом так же, как Иудея, Самария, Идумея и пр. Таким образом, иудейские восстания лишь отчасти повинны в утрате израильтянами своей государственности. В результате восстаний израильтяне потеряли уже не государственность, а почву. Израильский народ был буквально вырван с корнем из иудейской земли и выброшен как сорняк.
Первая Иудейская война: Великое восстание
События Первой Иудейской войны достаточно хорошо известны, т.к. они подробно описаны иудейским историком Иосифом Флавием в его книге «Иудейская война». Восстание зрело в Иудее давно. Результатом неприятия правоверными иудеями эллинизма и римского господства явилось возникновение и распространение партии зелотов (гр. Ζηλωτές – Зэлотэс), т.е. ревнителей. Считается, что движение зелотов возникло при Хасмонеях, созрело при Ироде Великом и окончательно оформилось во влиятельную политическую партию к середине I века н.э. Зелоты считали, что Иудеей должен управлять Мессия (гр. Χριστός, т.е. Христос; арам. Мешиха; ивр. Машиах) – иудейский Царь из рода царя Давида, а не ставленники римлян. Движение зелотов было радикальным политическим движением религиозных националистов эсхатологического толка, а его члены были готовы к вооруженной борьбе с римлянами и эллинами под предводительством Мессии – помазанника Божьего. Тем не менее, движение имело еще и откровенно террористическое крыло, бойцов которого римляне называли «сикариями» (лат. «Sicarii», т.е. «убийцы» или буквально «кинжальщики», от Sica, т.е. изогнутый кинжал, который легко спрятать в складках одежды). Сикарии убивали своих жертв неожиданно для них кинжалами или мечами, как правило, в толпе. Их главными жертвами были представители римских властей и местных коллаборантов. Кроме устранения запятнавших себя связью с Римом и римлянами, сикарии сжигали имущество своих жертв, уничтожали символы римской власти, сжигали налоговые архивы и т.д.
Идейным основателем движения зелотов считается некий Иуда Галилеянин, или Иуда из Гамалы. Он сам, а затем его сыновья и, видимо, даже внуки были лидерами галилейских и иудейских зелотов. Сыновья Иуды Иаков и Симон были казнены римлянами в 46 году н.э. после подавления руководимого ими антиримского восстания в Галилее. Его возможный внук Менахем был одним из иудейских вождей в Первой Иудейской войне, а его двоюродный брат Елеазар бен Яир был вожаком последних борцов с римлянами, осажденных в крепости Масада. По всей видимости, и Иуда, и его отпрыски претендовали на звание Мессии. Кстати, галилейское происхождение и претензия на звание Мессии Иуды Галилеянина и его преемников привели французского эзотерика и оккультиста Робера Амбелена (1907-1997 гг.) к мысли о том, что и Иисус Христос был старшим сыном Иуды Галилеянина. Эта гипотеза относится к разряду предположений, основанных на неверии в то, что человек, подобный Иисусу Христу, мог быть сыном простого деревенского плотника.
Восстание началось в 66 году н.э., на двенадцатый год правления Императора Нерона. Прокуратором Иудеи тогда был Гессий Флор (64-66 гг. н.э.), известный своей любовью к грекам и ко всему греческому и болезненным неприятием всего иудейского. Поводом для восстания зелотов стало незаконное изъятие римлянами 17 талантов серебра из Иерусалимского храма. В то время это была очень крупная сумма денег. По одной версии, приказ изъять серебро поступил от самого Нерона. По другой версии, инициатором грабежа был сам Гессий Флор. Хотя есть мнение, что изъятая из Храма сумма была равна сумме налоговых недоимок всей Иудеи. Римляне вообще предъявляли иудеям одно главное требование, на котором постоянно настаивали – исправно платить налоги. Но заставить еврея расстаться с деньгами всегда было очень трудно. К тому же, в Иудее тогда был очень велик налоговый гнет, да и экономическая ситуация в стране была не самой лучшей. К слову сказать, в 64 году была завершена реконструкция Иерусалимского храма, а через год или два – строительство третьей крепостной стены вокруг Иерусалима. В итоге, 18 тысяч рабочих-иудеев осталось без работы. Так или иначе, храмовая казна досталась римлянам. Возмущение жителей Иерусалима и всей Иудеи быстро привело к образованию нескольких центров, из которых исходила инициатива проведения протестных акций и организации беспорядков. В Иерусалим начали пребывать вооруженные группы сикариев под предводительством харизматичных лидеров. Восстание начало быстро распространяться на другие города Иудеи и Галилеи, а также крупнейшие центры иудейской диаспоры в соседних странах. Восставшие начинали повсеместно уничтожать римлян и тех, кого они считали приспешниками римлян. Когда жертвам восставших удавалось организовать достойный отпор, разгорались настоящие уличные бои. Итогом этого выплеска ненависти и ксенофобии явились десятки тысяч зверски убитых людей – представителей всех народов Ближнего Востока и всех слоев общества тех городов, которые охватило пламя восстания.
Обстановка быстро накалялась. Для римлян ситуация ухудшилась до предела после того, как прокуратор Флор попытался пресечь беспорядки и арестовал многих видных иудеев, обвиняемых в организации мятежа. Восставшие тем временем захватили крепость Антония, нависавшую над северо-западным углом Храмовой горы, перебив римский гарнизон. В итоге, Флор был вынужден покинуть Иерусалим. Тогда в городе находился уже упомянутый мною последний Иродиад – Ирод Агриппа II (27-100 гг. н.э.), сын упомянутого мной Ирода Агриппы I и правнук Ирода Великого. Агриппа был царем Гавланитиды, Итуреи, Трахонитиды, Батанеи и других территорий, ранее принадлежавших сыну Ирода Великого Филиппу, а также части Галилеи вместе с Тивериадой и Тарихеей и части Переи. Кроме этого, Агриппа надзирал за Иерусалимским храмом и назначал первосвященников Храма. Эти обязанности требовали от него постоянного присутствия в Иерусалиме. Так что в момент восстания Агриппа был в Иерусалиме и даже пытался успокоить народ, не давая повода считать себя сторонником восставших. В итоге, он сам и его сестра Береника то ли бежали из Иерусалима, то ли их выгнали из города восставшие. Какое-то время Агриппа II старался выступать посредником между восставшими и римлянами, но безуспешно. В итоге, он остался верен Риму и участвовал в подавления Иудейского восстания.
Войска, которые удалось собрать Флору, были разбиты восставшими. Следующей властной инстанцией после Флора был наместник Сирии Гай Цестий Галл – легат Императора в ранге пропретора, подчиняющийся непосредственно Императору Рима. Галл какое-то время медлил, но, когда восстание явно перешло в горячую фазу, он двинулся из Антиохии – столицы римской Сирии – через Птолемаиду в Иудею во главе легиона XII Фульмината (лат. Legio XII Fulminata, т.е. Молниеносный), вспомогательных и союзных войск. По дороге войска Галла взяли город Безерту в долине Изреель, затем вошли в Западную Галилею и взяли и сожгли город Хабулон. Затем Галл направил отряд на побережье для захвата города-порта Иоппии (Яффа). Гавань Иоппии уступала гавани Кесарии Приморской, но город был иудейским, и его порт служил морскими воротами Иерусалима. Через него средиземноморская диаспора поддерживала связь с Иерусалимским Храмом. К тому же, иудеи использовали гавань Иоппии как свою военно-морскую базу. Римляне захватили город, убив более 8 тысяч иудеев – мятежников и просто жителей. В это время основные силы римлян двигались к Иерусалиму через Антипатриду и Лидду, не встречая при этом серьезного сопротивления. Подойдя к Иерусалиму, римляне разбили свой лагерь в Гаваоне, древнем ханаанском городе, расположенном на северо-западе от Иерусалима. Им удалось даже проникнуть в предместье Иерусалима, поджечь Новый город и прорваться к Храмовой горе, но взять ее они не смогли. Галл понял, что имеющихся у него войск недостаточно для взятия Иерусалима и подавления мятежа, и он отдает приказ своим войскам отступать к Птолемаиде.
По дороге из Иерусалима войска Галла попали в засаду на перевале Бет-Хорон. Нападавшими, которых было не более двух с половиной тысяч, руководил один из наиболее радикально настроенных вождей зелотов Симон Бар-Гиора. В бою было убито около 6 тысяч римских воинов, в том числе около 480 римских «всадников» (лат. «Equites»), т.е. представителей римской знати. Остальным удалось бежать. Галлу тоже удалось спастись бегством. Картину позорного поражения довершила утрата легионом XII в бою своих орлов, т.е. боевых знамен, и его воинам и их командирам потребовалось в дальнейшем приложить немало усилий и пролить много своей и чужой крови, чтобы смыть с легиона позор Бет-Хорона. Восставшим иудеям достались богатые трофеи. Победа подняла дух восставших и стала их первой серьезной победой в войне с Римом. Карьера Гая Цестия Галла, напротив, бесславно закончилась.
Тит Флавий Веспасиан
Император Нерон поручает полководцу Титу Флавию Веспасиану (лат. Titus Flavius Vespasianus; 9-79 гг. н.э.), будущему Императору и основателю новой династии, подавить восстание иудеев. Нерон назначил Веспасиана легатом с полномочиями пропретора (лат. Legatus Augusti pro praetore, легат-пропретор) и выделил ему три легиона (V Македонский, X Фретенсис и XV Аполлинарий) Причем, легатом легиона XV стал сын Веспасиана – его полный тезка Тит Флавий Веспасиан, известный как «Тит», тоже будущий Император Рима. Веспасиан по суше через Малую Азию добрался до Антиохии – столицы Сирии. Там к нему присоединяются войска союзных Риму царей, и общая численность войск, находящихся под его командованием, увеличилась до 60 тысяч человек. Весной 67 года н.э. при поддержке царя Агриппы II римляне вторглись в Галилею.
Первым городом, который захватили римляне была Габара. Это был третий по величине город тогдашней Галилеи после Сепфориса и Тивериады. К приходу римлян мятежники ушли из города, и римляне вошли в него без боя. Между тем, Веспасиан приказал убить юношей города, сам город и всю округу сжечь дотла, а оставшихся жителей продать в рабство. В конце мая 67 года н.э. войска Веспасиана осадили Иотапату, находившуюся на крутой неприступной скале между финикийской Птолемаидой и галилейской Тивериадой. Оборону Иотапаты возглавлял молодой иудейский аристократ Иосиф бен Маттафия, в будущем Иосиф Флавий. После 47-дневной осады Иотапата пала 2 июля 67 года н.э. После штурма последовала традиционная резня, которая на сей раз длилась несколько дней. Римляне оставляли в живых только женщин и младенцев. Их набралось 1 200 человек. Римляне продали их в рабство. Количество же погибших иудеев достигло 40 тысяч! В этой резне Иосифу бен Маттафии чудом удалось выжить.
Предположительно в июне 67 года н.э. Веспасиан направил в Иоппию (Яффу) отряд для уничтожения города, ставшего базой иудейских пиратов в Восточном Средиземноморье. Зелоты, бежавшие из Иудеи, восстановили городские стены Иоппии и сформировали целую флотилию легких судов, которая не только срывала снабжение римской армии в Земле обетованной, но и морские поставки египетского хлеба в Рим. А это было уже чересчур. Нападение римлян на Иоппию было совершенно неожиданным, и мятежники бросились на свои корабли, чтобы спастись, уйдя в открытое море, но начавшаяся буря разметала корабли, и большая часть беглецов погибла. После того, как буря утихла, римляне нашли на берегу более 4 тысяч мертвых тел, выброшенных морем. Римляне сравняли с землей остатки Иоппии и соорудили в крепости свой лагерь, в котором был размещен римский гарнизон. Таким образом, Веспасиан исключил саму возможность восстановления в Иоппии военно-морской базы восставших. Позднее по приказу Веспасиана Иоппия была восстановлена и переименована во «Флавию Иоппу».
В Галилее миссия Веспасиана, в целом, протекала достаточно удачно. Крупнейший город Галилеи Сепфорис сдался римлянам без боя и не пострадал. Кстати, Сепфорис находился в 6 км к северо-западу от Назарета – родины Иисуса Христа. О судьбе Назарета в ходе Первой Иудейской войны ничего неизвестно. Это был очень маленький населенный пункт. Впереди у римлян были Тивериада и Тарихея, расположенные на западном берегу Галилейского озера. Тивериада во время Первой Иудейской войны находилась в составе владений Царя Агриппы II. Покорение Тивериады далось римлянам легко: богатый эллинистический город, столица Галилеи в годы земной жизни Иисуса Христа, открыла ворота перед Веспасианом, храня верность Риму и Агриппе II. Таким образом, Тивериада сохранилась во всей своей красе, а после гибели Иерусалима в 70 году н.э. город наполнился беженцами-иудеями, и эллинистический город превратился в иудейский город с самым большим иудейским населением в Римской Империи. Синедрион Тивериады занял место Иерусалимского синедриона, а город превратился в центр иудейской учености. Таковы превратности истории.
Хорошо укрепленная Тарихея, в отличие от Сепфориса и Тивериады, была взята штурмом. Повстанцы, прибывшие в город из других мест, были уничтожены сразу на месте, а тарихейцам разрешили уйти в Тивериаду. Однако в Тивериаде стариков и инвалидов убили, а около 6 тысяч молодых израильтян направили в Грецию рыть канал через Коринфский перешеек, и еще более 30 тысяч тарихейцев продали в рабство.
Летом 67 года н.э. досталось и самаритянам. Они в большом количестве собрались на горе Гаризим, причем с оружием, планируя принять участие в борьбе против римлян. Веспасиан послал туда легион V. Стоял летний зной, и самаритяне начали страдать от жажды, т.к. на горе не было источников воды, но врагу сдавались немногие. Тогда римляне пошли на штурм и вырезали всю толпу. Общее количество жертв достигло 11 600 человек. Видимо, на горе Гаризим римляне уничтожили большую часть антиримски настроенных самаритян, т.к. в дальнейшем жители Самарии занимали нейтральную позицию.
Следующей в списке жертв Первой Иудейской войны была Гамала (Гамла) – город, расположенный в Гавланитиде (Голанские высоты) северо-западнее Галилейского озера. Эти земли принадлежали Царю Агриппе II. В 66 году н.э. город наводнили беженцы из Иудеи, которые восстали и вышли из подчинения Агриппы II. Повстанцы, как могли, укрепили город, и в том же году войска Агриппы II осадили Гамалу. Город выдержал семимесячную осаду, но так и не был взят. Римлянам удалось овладеть Гамалой 20 октября 67 года н.э. после месячной осады, которая завершилась массовым самоубийством защитников и жителей, а также гибелью остальных от рук римлян и полным разрушением города. Около 5 тысяч защитников и жителей Гамалы покончило с жизнью бросившись в ущелье под крепостью и около 4 тысяч человек убили римляне. Убивали всех, включая грудных детей. Неслучайно в Израиле Гамала наряду с крепостью Масада (о ней ниже) считается одним из символов самоотверженности и патриотизма еврейского народа.
В ноябре 67 года н.э. Тит по приказу Веспасиана совершил поход в Гадару – один из городов Декаполиса, расположенный недалеко от Тарихеи на юго-востоке от Галилейского озера. Город относился к провинции Сирия, но его захватили восставшие, и жители города просили Веспасиана освободить их. Когда римляне подошли, восставшие бежали, и город сдался без боя. Бежавших из города и всех, кто примкнул к ним по дороге, римляне настигли только у Иордана недалеко от иудейского города Иерихон. Здесь произошло побоище: римляне перебили 15 тысяч человек, более 2 тысяч человек попало в плен. Римлянам досталась огромная добыча, в основном состоящая из скота овец, ослов, верблюдов и рогатого скота.
После взятия и разрушения Гамалы в Галилее оставался только один город, неподконтрольный римлянам – Гисхала. Этот город был расположен недалеко от границ финикийского Тира. В городе не было римлян до поздней осени 67 года н.э., но затем Веспасиан направил туда своего сына Тита с тысячей всадников. Когда Тит подошел к городу, руководители восставших попросили перемирия, а сами ближайшей ночью бежали, уведя с собой около десяти тысяч доверчивых жителей. На следующий день горожане открыли ворота города римлянам и сдались без боя. Тит, узнав о беглецах, послал часть своих всадников в погоню. Воины Тита догнали толпу жителей Гисхалы, однако руководителям восставших удалось уйти. Римляне на месте убили около 6 тысяч беглецов, а около 3 тысяч женщин и детей привели обратно в город, сохранив им жизнь. Так завершилось усмирение Галилеи.
В конце 67 года н.э. штаб-квартира Веспасиана находилась в Кесарии Приморской – комфортабельном эллинистическим городе на берегу Средиземного моря. Здесь Веспасиан провел зиму, планируя завершение Иудейской компании. Он решил блокировать Иудею со всех сторон, а затем атаковать Иерусалим, завершив компанию в течение следующего 68 года н.э. Зимой Веспасиан занимался созданием римской оккупационной администрации на подконтрольных им территориях. Весной 68 года н.э. начались активные боевые действия. Из Кесарии войска Веспасиана совершали броски и захват стратегически важных городов и крепостей Земли обетованной, стараясь уничтожить все центры сопротивления до того, как они блокируют Иерусалим. С наступлением весны Веспасиан с войсками подходит к Антипатриде (Афеку), расположенной на границе Самарии и Иудеи на римской дороге из Кесарии Приморской в Лидду (Лод). Восставшие и жители бежали из города, и римляне заняли его без боя. Тем не менее, они выжгли дотла всю округу. Из Антипатриды войска Веспасиана вошли в Филистию и захватили там два важных города со смешанным эллино-иудейским населением – Ямнию (Явне) и Азот (Ашдот). Попутно римляне захватывают и разрушают уже упомянутый приграничный иудейский город Лидду. В результате, Иудея оказалась полностью отрезанной от моря. Видимо, в это же время Марк Ульпий Траян (53-117 годы н.э.) – будущий Император Рима – легат легиона X Фретенсис, по приказу Веспасиана двинулся в Перею (южная часть Заиорданья) и очистил ее от восставших, тогда как Веспасиан ушел из Филистии, повернув на север, и через Самарию подошел к иудейскому Иерихону, расположенному на северо-восточных подступах к Иерусалиму. В июне 68 года н.э. римляне взяли Иерехон, разрушили его и перебили всех жителей.
Из Иерихона Веспасиан уже планировал идти на Иерусалим, но в это время к нему пришло известие о самоубийстве Императора Нерона, которое произошло 9 июня 68 года н.э. после того, как Сенат Рима объявил Нерона «врагом народа». Веспасиан оставляет войска и спешно возвращается в Кесарию Приморскую, приостановив боевые действия. Через какое-то время Веспасиана вызывают в Рим, и он отправляется в Вечный город, чтобы включиться в борьбу за власть, поручив своему сыну Титу осадить Иерусалим.
Иерусалим в руках зелотов
Иерусалим был главной и самой мощной крепостью Земли обетованной. Город стоял на двух холмах: западном (Верхний и Нижний город) и восточном (Город Давида и Храмовая гора). Они были разделены узкой и глубокой долиной (ущельем), которую Иосиф Флавий назвал «Тиропеон», т.е. «Долина сыроделов». Иерусалим окружало три линии крепостных стен, которые делили город на несколько хорошо укрепленных секторов обороны: Новый город, Верхний город, Нижний город, Город Давида, Квартал Ессеев, а также Предместье (Четвертый квартал), расположенное у юго-западного угла Храмовой горы. Рядом с Храмовой горой у ее северо-западного угла находилась крепость Антония. Кроме этого, существовала крепость и хорошо укрепленный дворец Ирода Великого, расположенные в Верхнем городе. Так что можно говорить о том, что в городе было две цитадели. Наконец, сама Храмовая гора представляла собой прекрасное фортификационное сооружение. В Иерусалиме имелись огромные запасы провизии, которой хватило бы на десяток лет жизни в осаде. Город был источником питьевой водой. Кроме этого, были построены бассейны и цистерны для сбора и хранения дождевой воды.
В 66 году н.э. в Иерусалиме было сформировано Временное правительство Иудеи, которое возглавили бывшие первосвященники Анан бен Анан и Иисус бен Гамла, а также управляющий Иерусалимским храмом Элеазар бен Ханан. Духовным предводителем этих людей был Иоханан бен Закай – иудейский мудрец, носитель устного Священного предания израильтян, отец раввинистического иудаизма, один из авторов Мишны. Позднее он по настоянию своих высокопоставленных учеников и с их помощью тайно бежал из Иерусалима, контролируемого зелотами, и, согласно легенде, даже встречался с Веспасианом, которого приветствовал как будущего Императора. Предвидя падение Иерусалима, Иоханан бен Закай просил Веспасиана после подавления восстания дать иудеям возможность изучать Тору, для чего разрешить создать центр ее изучения в приморском городе Явне (Ямния). Веспасиан, яко бы проникшись уважением к иудейскому мудрецу, обещал ему исполнить все, что он просит. В 70 году н.э. после того, как римляне сравняли Иерусалим с землей, Иоханан бен Закай перенес в Явне Синедрион и основал там Академию по изучению Торы или «Керем Явне», т.е. «Виноградник в Явне». В Явне перебралось и большинство знатоков Закона, выживших в иерусалимской бойне.
Какое-то время Временное правительство контролировало ситуацию в Иерусалиме и Иудее. Однако по мере захвата римлянами восставших городов и крепостей уцелевшие отряды и группы озлобленных зелотов стекались в Иерусалим. Вместе с зелотами в город прибывали толпы беженцев в надежде на защиту от римской резни, римских репрессий и римского рабства. К 68 году приток зелотов очень быстро сказался на раскладе политических сил в Иерусалиме: их влияние стремительно росло. Началась стремительная радикализация общественного мнения. Разгорались ожесточенные межпартийные конфликты. В конце концов, зелоты обвинили всех умеренных в симпатиях к римлянам. Они ложно обвинили Анана бен Анана в том, что он тайно вел переговоры с Веспасианом, и захватили Храмовую гору и Храм, укрепившись там. Они начали хозяйничать в Храме и осквернили Святая Святых. Временное правительство Иудеи во главе с Ананом бен Ананом организовало блокаду Храмовой горы, а затем предприняло штурм Храма. Вооруженные силы умеренных возглавил Элеазар бен Ханан. Они были близки к победе, но зелоты обратились за помощью к идумеям (жителям Идумеи). Те очень оперативно откликнулись и прислали войско численностью в 20 тысяч воинов. Идумеи прорвали блокаду Храма, объединившись с зелотами разбили отряды умеренных, убили Анана, Элеазара бен Ханана и других руководителей Временного правительства и перерезали много простых жителей Иерусалима. В ходе этих кровавых событий в Иерусалиме с обеих сторон, со стороны умеренных и со стороны зелотов, погибло около 12 тысяч человек.
Взяв верх, зелоты и сикарии устроили в Иерусалиме «кровавую баню». В городе был установлен жесткий террористический режим – «Царство террора». Они убивали всех, кто, по их мнению, выступал за капитуляцию. Им удалось уничтожить всех вождей умеренной партии, всех членов Временного правительства Иудеи, которому удалось отбить первую атаку римлян. Ни один из этих людей не попал в руки римлян. Всех убили единоверцы. Основную же массу умеренных, включая храмовую аристократию, зелоты изгнали из города. В общей сложности, из Иерусалима удалось уйти порядка 2 тысяч сторонников умеренной партии и партии мира. Вслед за уничтожением партии умеренных в радикальной партии происходит глубокий раскол по границам основных социальных групп. Элеазар бен Симон возглавил священническую фракцию, Иоанн Гисхальский (был родом из Гисхалы) – фракцию «среднего класса», т.е. образованной части светского общества, и уже упомянутый мной Симон Бар-Гиора – демократическую фракцию. Характерно, что все три вождя зелотов были выходцами из Галилеи, а Иоанн Гисхальский и Симон Бар-Гиора были в Галилее «полевыми командирами» и появились в Иерусалиме после того, как их отряды были разбиты римлянами. Зелоты демократического толка рассматривали восстание как социальную революцию, в ходе которой простых иудеев следовало освободить от эксплуатации высших классов иудейского общества. Главное зло они видели в налогообложении. Уже в начале восстания они сожгли иерусалимской городской архив, в котором хранились долговые расписки. За пределами города зелоты-демократы дали свободу всем, кто попал в рабство за долги, устраивая охоту за иудейскими мытарями и римскими налоговыми чиновниками и нещадно убивая их всех.
Вожди фракций и сами фракции находились друг с другом в состоянии непрерывного конфликта. Иерусалим поглотила настоящая гражданская война, которая во многом явилась основной причиной катастрофического поражения израильтян в войне с Римом. Как пишет Тацит: «во главе Иерусалима стояли три полководца, каждый со своей армией» (Истории 5.12.2). Согласно Тациту, внешнюю самую длинную стену защищал Симон Бар-Гиора, среднюю – Иоанн Гисхальский, а Элеазар бен Симон отвечал за оборону Храма. Под командованием Симона и Иоанна были очень сильные и хорошо вооруженные армии. Армия Елеазара была невелика, но она контролировала неприступную Храмовую гору. В начале 70 года люди Иоанна обманом проникли в Храм и убили Елеазара, перебили его воинов и захватили Храм. Так количество противоборствующих сторон сократилось до двух, но вооруженная борьба между ними только усиливалась вплоть до подхода римлян к самим стенам Иерусалима. Уже во время осады Иерусалима бойцы Симона Бар-Гиора сожгли городские запасы зерна в расчете на то, что голод заставит всех, кто был тогда в городе, сражаться с римлянами. Результат был плачевным: от страшного голода иудеев умерло не меньше, чем от римских мечей. Так что римлянам противостояло не монолитное общество, связанное религиозной дисциплиной, а общество, разбитое на враждующие группировки, общество, охваченное братоубийственной войной.
В течение 68-69 годов н.э. римляне непрерывно сжимали кольцо вокруг Иерусалима. В 68 году н.э. римляне поставили под свой контроль Идумею, Перею и район Мертвого моря. В Иудее Веспасиан захватил Гофну – второй по размеру город Иудеи. Он разместил в городе римский гарнизон, а также иудейских священников и знать, сдавшуюся ему в других городах Земли обетованной. Весной-летом 69 года римляне взяли иудейский город Акраба, расположенный на границе Иудеи и Идумеи, город Бетель (Вефиль), расположенный севернее Иерусалима, город Эфраим (Ефрем), находившийся рядом с Бетелем. Римляне захватили и разрушили город Хеброн, расположенный в Иудейских горах южнее Иерусалима. К концу 69 года н.э. кольцо римской блокады сомкнулось вокруг Иерусалима. Однако события в Риме вынудили Тита приостановить активные боевые действия.
20 декабря 69 года н.э. был убит Император Авл Виттелий (15-68 гг. н.э.), который был на троне всего 7 месяцев. Сразу после смерти Виттелия Сенат провозгласил Императором Веспасиана. Тита Сенат назначил консулом, а его младшего брата Домициана – претором. Таким образом, Домициан получил возможность представлять своего отца в Сенате и в Риме, а Тит – огромную военную власть, позволившую ему успешно завершить дело, начатое его отцом.
Падение Иерусалима
О смерти Вителлия Веспасиан и Тит узнали, будучи в Александрии. Веспасиан собрался в Рим и направил Тита в Иудею, дав ему отборные войска. Тит во главе войск двинулся вдоль берега Средиземного моря через Рафию, Газу, Ямнию и Иоппию в Кесарию Приморскую. Там римляне отдохнули и привели себя в порядок, а уже затем обрушились на Иерусалим. В распоряжении Тита было четыре легиона. Легион V Македонский подошел к Иерусалиму через Эммаус, легион X Фретензис – через Иерехон. Сам Тит во главе легионов XII Фульмината и XV Аполлинарий подошел к Иерусалиму с севера. Когда римские войска сосредоточились у Иерусалима, Тит разместил первые три легиона на южных, западных и северных подступах к Иерусалиму, а легион X – на востоке, на Елеонской горе.
Тит окружил Иерусалим 12 апреля 70 года н.э. – в день Пейсаха (Пасхи). В связи с этим праздником, в Иерусалиме собралось множество народа не только со всей Иудеи, но и со всей диаспоры. Город был переполнен паломниками. Войдя в город, прибывшие на празднование Пасхи оказались в ловушке, из которой лишь немногим удалось уйти живыми. Перед штурмом, согласно Тациту, в Иерусалиме собралось около шестисот тысяч человек обоих полов и всех возрастов (Истории 5.13.3). По сведениям Иосифа Флавия, в Иерусалиме собралось более одного миллиона двухсот тысяч человек (Иудейская война 6:9). Перед лицом страшной опасности Иоанн Гисхальский и Симон Бар-Гиора помирились и объединили имеющиеся у них силы, хотя группировки экстремистов все равно регулярно устраивали уличные бои друг с другом. Тем не менее, какая-то подготовка к обороне все-таки началась. Так, зелоты раздали оружие всем, кто находился в городе и был в состоянии использовать его по назначению. Очень многие иудеи, волею судеб оказавшиеся в Иерусалиме, поняв безысходность своего положения, приняли оружие и приготовились защищать себя и город. Захват города римлянами справедливо представлялся многим осажденным страшнее смерти в бою. На этом фоне только одна группа иудеев двигалась против течения. Это были христиане Иерусалима. Они покинули город перед самым приходом римлян и бежали в Пеллу – один из городов эллинистического Десятиградия. Там они находились до 135 года, т.е. до подавления третьего иудейского восстания – Восстания Бар-Кохбы.
Римляне начали подготовку штурма восточного участка Третьей крепостной стены севернее Яффских ворот недалеко от дворца Ирода Великого. Эта стена была построена перед самым восстанием в большой спешке и отличалась худшим качество кладки. 6 мая 70 года н.э. римляне пробили ее большим тараном, а спустя 5 дней со стороны Голгофы была прорвана Вторая крепостная стена, и римляне оказались в городе к западу от Крепости Антония и Храмовой горы. Тит приказал уничтожить северную часть Третьей стены и все строения, расположенные севернее Второй стены. 21 мая после нескольких неудачных попыток взять Крепость Антония Тит принял решение строить две штурмовые насыпи: одну напротив Крепости, а другую напротив дворца Ирода Великого. Несмотря на острый дефицит строевого леса, строительство валов было закончено 28 мая, и на валах были установлены штурмовые машины и тараны. Однако осажденные в ходе дерзких вылазок и подкопов (мин) серьезно повредили насыпи и вывели из строя часть штурмовых машин.
Вылазки осажденных продолжались. В этих условиях Тит решает окружить весь город стеной. Ее строительство далось большим трудом, в силу опять же дефицита строительного леса. Однако стена был сооружена. На ней римляне разместили 13 сторожевых башен и осадные орудия. Когда строительство стены было завершено, восставшие уже не могли делать вылазки из города и выводить из строя штурмовые машины. Приток продуктов в город прекратился полностью. Иерусалим оказался во власти страшного голода. Голод дополняли массовые грабежи съестного, оставшегося у жителей. Сикарии-мародеры и уголовники вламывались в закрытые дома, отнимали последнее у хозяев, избивая и пытая тех, кто пытался спрятать хоть какие-то продукты для себя и своих близких. Криминальный террор очень скоро затмил политический террор зелотов. Начался каннибализм, хотя его масштабы неизвестны. Осада Иерусалима длилась 5 месяцев (с апреля по август 70 года н.э.), и за это время в городе умерло от голода более 115 тысяч жителей и паломников. Город был наполнен трупами умерших, которые некому было хоронить. Многие пытались бежать из города, но любого, кого римляне ловили, они распинали на вершине штурмовых насыпей, окружавших город на виду у горожан. Были дни, когда таким образом казнили до 500 человек. Мертвых не снимали с крестов, и они разлагались под палящим солнцем, источая зловоние. По мере усиления голода число беглецов возрастало, и у римлян уже не хватало для них крестов, а для крестов не хватало места на насыпях.
С 30 июня римляне предпринимают безуспешные попытки овладеть Крепостью Антония, и только 2 июля им удается разрушить северную стену Крепости и захватить ее. После этого римляне пытаются прорваться из Крепости, которая возвышалась над Храмовой горой, во внешний двор Храма. Тит отдает приказ разрушить Крепость, чтобы она не мешала штурму Храмовой горы. Разбирая Крепость, римляне использовали освобождающийся материал для строительства штурмовой насыпи и пандуса к ней. 14 июля легионеры Тита начали разбивать западную опорную стену Храмовой горы таранами, но она не поддавалась. Затем они пошли на штурм западной галереи Храма, но безуспешно. 19 июля иудеи подожгли северную часть западной галереи внешнего двора Храма, которая была соединена с Крепостью Антония до ее разрушения. Так они пытались помешать римлянам прорваться на Храмовую гору. В тот же день римляне подожгли северную галерею внешнего двора Храма. Видимо, тогда же начался пожар и в Храме. Историки утверждают, что Тит не давал приказа поджечь Храм, на который у него были другие виды. Считается, что Храм подожги остервеневшие римские легионеры, которые специально бросали в него горящие головни. Огонь очень быстро охватил весь Храм и все постройки на Храмовой горе. Вместе с огнем на Храмовую гору ворвались римские легионеры. Они начали убивать всех, кто там был, включая женщин и детей, искавших спасения в Доме Господнем. К огромному сожалению, во время осады один из лжепророков распространил по городу «благую весть» о том, что Господь будет «спасать» правоверных иудеев прямо на Храмовой горе. Многие поверили в это, и к Храму потянулись алчущие спасения. Когда Храм и Храмовую гору охватило пламя и дым, когда повсюду были римские легионеры с окровавленными мечами в руках, женщины с детьми на руках начали бросаться с подпорных стен Храмовой горы вниз в клубы дыма в надежде на то, что ангелы подхватят их и их детей налету и вознесут к Богу! Впрочем, не только эти несчастные и их дети стали жертвами лжепророка, весь израильский народ в 66-73 годах н.э. стал жертвой лжепророков, которые привели его к гибели.
Энтузиазм римлян подстегивала жажда наживы. Храм был наполнен золотом и серебром, и легионеры буквально прыгали в огонь за невиданной доселе добычей. Ни о каком тушении пожара не было и речи. Над огромным зданием Храма, которое в городе было видно отовсюду, в небо взметнулся столб пламени. Когда осажденные поняли, что это горит Храм, из тысяч глоток во всех концах города вырвался нечеловеческий вой безутешного горя и отчаяния. Ужас охватил иудеев, осознавших, что они потеряли Храм. Храм и Храмовая гора полыхали в течение 10 дней. 2 августа Храм выгорел окончательно. Что удивительно, Второй Храм погиб в тот же самый день, что и Первый храм, разрушенный вавилонянами в 586 году до н.э. Причем погиб он всего через 6 лет после завершения его реконструкции, начатой Иродом Великим. Вот так закончилась эпоха Второго храма.
В первых числах августа пожар, разрушивший Храм и Храмовую гору, перекинулся в еще незахваченные римлянами густонаселенные районы Иерусалима: в город Давида, в Нижний и Верхний город. Нижний город стал легкой добычей римлян, которые продолжили здесь всю ту же невообразимую резню и грабеж. С Верхним городом римлянам пришлось еще повозиться. Сюда стекались остатки тех восставших, которые были еще в состоянии держать в руках оружие. Работы по строительству штурмовой насыпи напротив Верхнего города и Дворца Ирода Великого были завершены только 1 сентября. На насыпях были установлены штурмовые башни и машины. Видимо, сразу уже начался штурм крепостной стены. Дворец Ирода пал 7 сентября. На следующий день римляне захватили весь Верхний город, и весь Иерусалим наконец-то оказался под их контролем. Некоторые из оставшихся в живых иудеев пытались покинуть полыхающие развалины через многочисленные подземные тоннелей и канализацию. Кто-то пытался спрятаться в не менее многочисленных подземных убежищах. Наиболее алчные легионеры принялись разыскивать подземные тоннели и убежища в надежде забрать ценности умерших или отобрать их у еще живых, если такие попадутся. Однако подземный Иерусалим, как и надземный, к тому времени представлял собой огромную братскую могилу. Римлянам открылась ужасная картина: большинство тоннелей и убежищ были наполнены невыносимыми смердящими трупами, и только самые выносливые римские мародеры отваживались рыться в вещах и одежде мертвецов в поисках денег и драгоценностей. Их терпение, как правило, вознаграждалось, т.к. в подземельях была найдена масса драгоценностей, видимо, брошенных зелотами в самый последний момент. Отдельные очаги сопротивления тлели еще несколько недель, но они уже не могли изменить главного: Иерусалим не просто пал, Иерусалим перестал существовать!
Согласно Иосифу Флавию, в Иерусалиме за время осады погибло 1 100 тысяч человек, около 97 тысяч человек были захвачены в плен и проданы в рабство и свыше 40 тысяч человек было помиловано и отпущено на свободу после захвата города. Общее количество жертв осады Иерусалима сегодня признается сильно завышенным, но в любом случае, число погибших от рук римских легионов и голода насчитывает несколько сотен тысяч человек, возможно до полумиллиона. Для Иудеи, население которой не превышало 2 миллионов человек, это огромная цифра. Особенностью захвата Иерусалима в 70 году н.э. было то, что все выжившие были угнаны, причем даже не в другие области Земли обетованной, а в другие провинции Римской Империи. Те, кому удалось выжить и избежать рабства или арены, сами старались затеряться и потому отправлялись как можно дальше, причем туда, где еще не ступала нога иудея.
Когда Иерусалим окончательно опустел, его крепостные стены, Крепость Антония, сам город и Храм по приказу Тита были разрушены, причем, до основания. Тит оставил только три башни дворца Ирода Великого, находившиеся рядом с Яффскими воротами, и почему-то обводную стену, построенную самими римлянами. Храм, включая Святая Святых, и город были разграблены дочиста. В качестве гарнизона Тит оставил легион X Фретенсис, который разместился в одном из римских лагерей, построенных перед осадой, а также несколько отрядов конницы и пехоты. Около 60 лет место, где стоял Иерусалим, оставалось незаселенным, и когда на его месте появился новый языческий город, он еще более двух столетий стоял без крепостных стен. Израильтяне вновь появятся здесь нескоро.
Триумф Тита
Главные вожаки зелотов Иоанн Гисхальский и Симон Бар-Гиора во время штурма Иерусалима были взяты в плен. Весной 71 года Тит отплыл в Рим. Туда же были доставлены вожди зелотов и иудейская аристократия, плененные в Иерусалиме и Иудее. В 71 году н.э. Тит за покорение Иудеи был удостоен триумфа. Картина триумфа Тита известна нам по барельефам Арки Тита, которая находится в Риме на Священной дороге (лат. Via Sacra) восточнее Римского форума. Арка была построена в 82 году н.э. после смерти Тита его братом Домицианом. Она хорошо известна всем, кому довелось побывать в Вечном городе, т.к. она непременно входит во все туристические маршруты по Римскому форуму.
Триумфальная процессия Тита, видимо, была невообразимо пышной и богатой. Перед римлянами предстали сокровища Иерусалимского храма, среди которых был золотой светильник Минора с семью ветвями (герб современного государства Израиль) и Стол хлебов предложения, сделанный из дерева и золота. Эти ценнейшие культовые предметы до падения Иерусалима могли видеть только первосвященники, и их демонстрация римской толпе сама по себе была святотатством. В составе процессии по Риму прошло около 700 закованных в цепи иудейских пленников, включая Иоанна Гисхальского и Симона Бар-Гиору. После триумфа Иоанн Гисхальский был заключен в тюрьму, где через какое-то время умер, а Симон Бар Гиора был казнен. Остальные пленные, участвовавшие в триумфе, были проданы в рабство или отданы в гладиаторы.
В современном Риме есть еще один памятник римской архитектуры, который напрямую связан с победой Веспасиана и Тита над Иудеей. Это грандиозное здание римского амфитеатра «Колизей» (лат. Colosseum, т.е. «Исполинский»), построенного в 72-80 годах н.э. императорами Веспасианом и Титом Флавиями, почему его называют еще и «Амфитеатром Флавиев». Колизей был крупнейшим амфитеатром Римской Империи. Но главное – это то, что построен он был за счет трофеев, полученных Титом в Иерусалиме и в Иерусалимском храме в 70 году н.э.
В честь победы в Иудее в Риме чеканились монеты – золотые (ауреусы) и серебряные (сестерции) с бюстом Веспасиана на аверсе и с надписями «Judaea Devicta», т.е. «Иудея побежденная», и «Judaea Capta», т.е. «Иудея захваченная» на реверсе. Нужно отметить, что в Римской Республике и особенно в Римской Империи монеты служили немаловажным средством пропаганды, в данном случае победы римского оружия. Таких монет, особенно монет «Judaea Capta», сохранилось достаточно много, и археологи продолжают их находить в разных частях бывшей Римской Империи.
Подавление последних очагов восстания
Взятие Иерусалима не положило конца кровопролитию. Сикарии продолжали сопротивление с еще большей ожесточенностью до 73 года н.э. Они использовали дворцы-крепости Ирода Великого – Махерус, расположенный в Перее, Иродиум и Масаду, расположенные в Иудейской пустыне.
Когда Тит ухал в Рим, командование римскими войсками в Иудее Веспасиан возложил на Секта Луцилия Басса, получившего должность легата-пропретора. Ему была поставлена вполне конкретная задача: захватить крепости Махерус, Иродиум и Масаду. В распоряжении Басса был легион X Фретенсис и вспомогательные войска, которые были расквартированы вблизи разрушенного Иерусалима. Басс сначала взял Иродиум в 12 километрах от Иерусалима. Затем он перешел Иордан и осадил крепость Махерус, известную христианам как место заточения Иоанна Крестителя. Римляне построили рядом с крепостью штурмовую насыпь и пандус к ней для доставки на насыпь штурмовых машин. Однако осажденные иудеи сдались до начала штурма. Удивительно, но Басс разрешил сдавшимся уйти. Крепость была разрушена римлянами до самого фундамента.
Затем римляне преследовали и уничтожали трехтысячный отряд восставших под предводительством Иуды бен Ари. После этого Басс заболел и умер. Его на должности легата-пропретора сменил Луций Флавий Сильва, который в январе или в феврале 73 года н.э. осадил Масаду – последний оплот сикариев. В общей сложности, под его командованием было около 10 тысяч воинов и несколько тысяч рабочих из числа пленных иудеев. После отказа осажденных сдаться римляне построили несколько укрепленных лагерей, окружили Крепость оборонительным валом и начали строить у западной стороны Крепости штурмовой пандус огромных размеров (высота – 114 м). Одновременно была построена гигантская штурмовая башня. Строительство пандуса было завершено весной 73 года. 16 апреля римляне пошли на штурм. Они подняли штурмовую башню на пандус и проломили тараном западную крепостную стену. Ворвавшись в Крепость, римляне обнаружили там всего двух живых женщин и пять живых детей. Остальные защитники, которых было около 960-967 человек, были мертвы. Оказалось, что мужчины-сикарии убили сначала своих жен и детей, а затем друг друга перед штурмом. Как видите, никакой обороны Масады, о которой так любят говорить в Израиле, на самом деле не было. Было долгое сидение в осаде и массовое самоубийство в ночь перед штурмом. Так завершилось Великое восстание или Первая Иудейская война.
Считается, что в ходе Великого восстания погибло около миллиона иудеев из двухмиллионного населения страны в начале 66 года н.э. При этом было убито не менее 600 тысяч человек, остальные умерли от голода и болезней. Число израильтян, проданных в рабство, не поддается достоверной оценке. Ясно только то, что оно было огромно. Кроме этого, в границах Земли обетованной произошло перемещение большого количества жителей. В эллинистических городах, основанных и (или) построенных Иродом Великим и его преемниками, имелось иудейское население, но оно долгое время не было преобладающим. Массовое заселение этих городов иудеями началось только после падения Иерусалима и Иудеи в 70 г. н.э. В этот период даже центр иудаизма перемещается из сожженной Иудеи в Галилею. Территорию Иудеи начали планомерно заселять язычниками-переселенцами. Кесария Приморская получила от Веспасиана статус римской колонии («Colonia Prima Flavia Augusta Caesarea» или «Caesarensis»), в которой начали размещать вышедших в отставку легионеров-ветеранов. Иерусалим был разрушен до основания. Центр (Старый город) современного Иерусалима возник уже в Средневековье на основе римского города Элия Капитолина (лат. Aelia Capitolina), который начали строить на развалинах иудейского Иерусалима в 130 году н.э. перед самым восстанием Бар-Кохбы. Римская Элия Капитолина и средневековый Иерусалим не имели ничего или почти ничего общего с иудейским Иерусалимом – с Иерусалимом Второго Храма и Иерусалимом Иисуса Христа.
После поражения Восстания все иудеи Римской Империи, включая женщин и детей и даже иудейских рабов, были обложены новым налогом – «иудейским налогом» (лат. «Fiscus Judaicus») или «храмовым налогом». Он был введен после разрушения Иерусалимского храма взамен «полушекеля», который взрослые мужчины-иудеи платили на содержание Храма. Иудейский налог был равен двум динариям, что было как раз эквивалентно половине шекеля. Доходы от иудейского налога поступали на содержание Храма Юпитера Капитолийского в Риме, который у римлян занимал почти такое же исключительное место, какое у иудеев занимал Иерусалимский храм. Те, кто платил иудейский налог, освобождался от обязанности приносить жертвы римским богам. Те, кто отказывался от иудаизма, освобождался от уплаты этого налога, а те, кто принимал иудаизм, обязаны были его платить.
В связи с размещением в Иудее римского легиона X Фретенсис, ранг самой провинции и ее наместника повысился. Если до Первой Иудейской войны наместники Иудеи – это префекты, а затем прокураторы, назначаемые губернатором Сирии, то после подавления Восстания Иудея получила статус самостоятельной императорской провинции, и ею управляли императорские легаты в ранге пропреторов, которые обладали правом командования римскими легионами. Их, как и преторов и пропреторов, сопровождали пять ликторов со связками прутьев и привязанными к ним топорами (лат. Quinquefascalis), тогда как у префектов и прокураторов их не было совсем.
Первая Иудейская война стала кровавым экзаменом, который показал полную неспособность иудейской политической и храмовой элиты сплотить иудейское общество перед лицом экзистенциальной опасности. Первая Иудейская война ярко продемонстрировала, чем заканчиваются войны, сопровождаемые социальными революциями, и насколько плохи революционеры в войнах с внешним врагом. Кроме того, эта война убедительно показала, насколько не равны силы Римской Империи и Иудеи, насколько губительно для Иудеи прямое противостояние Риму. Выводы из трагедии Первой Иудейской войны, в первую очередь, должны были сделать религиозные лидеры Израильского народа, и дальнейшая история показала, что они сделали их. Но это были выводы в пользу иудаизма, а не в пользу иудеев. История иудейского сопротивления не завершилась Первой Иудейской войной. Учителя Израильского народа не остановили его на краю пропасти, а со всей силы толкнули в бездну.
Продолжение следует
Все фотографии и карты из общедоступных источников