Найти тему

Импорт автомобилей в РФ: тенденции рынка в 2024 году. Интервью с Генеральным директором "ФТС-Сервис" Артемом Валеевым.

Генеральный директор "ФТС-Сервис" Артем Валеев
Генеральный директор "ФТС-Сервис" Артем Валеев

Артем Рафаильевич, ваша компания является активным участником цепочки поставок импортных автомобилей. На протяжении 2022-2023 г.г. эта отрасль претерпела значительные изменения. Пожалуй, это был самый турбулентный период за последние десятилетия. Оглядываясь назад, какие тенденции имели место в 2023 году? И в целом как Вы оцениваете прошедший год?

Таможенное оформление и сертификация автомобилей являются нашим ключевым направлением, и 2023 год стал достаточно успешным для компании. Мы растем вместе с рынком, и хочется надеяться, опережаем его.
Если говорить про тенденции, я бы выделил четыре основные.
Во-первых, очевидный акцент на китайских производителей, которые занимают 6 мест в топ-10 самых продаваемых автомобилей 2023 года в России, опережая Hyundai, Kia и Toyota.
Во-вторых, многие механизмы ввоза и
таможенного оформления автомобилей, которые в 2022 г. году были ещё не отработаны, в 2023 г. сформировались и стали более понятными и четкими.
В-третьих, изменение структуры компаний-импортеров. Около 35% всех импортируемых в Россию автомобилей завозят физические лица и частные предприниматели. Это уникальная ситуация, которой не было более 20 лет.
Ну и, наконец, ключевая роль в поставках таких автомобилей в Российскую Федерацию стран, входящих в таможенный союз Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

А какими вы видите тенденции 2024 года?

Очевидно, что в 2024 году рынок будет еще больше наполняться новыми автомобилями китайских производителей.
Помимо этого, есть данные о планах по запуску на территории РФ от 4 до 6 автомобильных производств, которые либо были остановлены, либо будут запущены с нуля. Так, в самом конце декабря был перезапущен завод «ПСМА РУС» в Калужской области, где раньше собирали Peugeot, Citroën и Mitsubishi. Теперь на нем будут выпускать кроссоверы одного из китайских брендов.
К концу весны планируют возобновить сборку автомобилей на бывшем заводе концерна Hyundai в Санкт-Петербурге, это так же будет одна из китайских марок.
На данный момент ещё три крупных китайских производителя автомобилей ведут переговоры с министерством промышленности и торговли России о начале производства в нашей стране.
Похожие тенденции есть не только в автомобильной отрасли. На сегодняшний день идут разговоры о начале крупноузловой сборки спецтехники, а также все больше компаний, в том числе крупных, начинают отрабатывать схему параллельного импорта.
Это касается не только автомобилей. Через нас проходят и
другие категории товаров, и хорошо заметно, что на российский рынок выходит все больше китайских торговых компаний, которые сами предлагают на нашем рынке продукцию самых разных типов и категорий.

-2

Как вы считаете, изменятся ли или может быть уже изменились в 2024 году условия параллельного импорта автомобилей?

Сам термин «параллельный импорт» подразумевает ввоз в страну юридическими лицами товаров с целью их дальнейшей перепродажи без официального разрешения производителя. По сути, все так называемые основные правила параллельного импорта сводятся к спискам, которые публикует Министерство промышленности и торговли, и в которых указано какие бренды можно завозить по такой схеме, а какие нет. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что списки китайских брендов, по которым такая схема завоза разрешена, становятся все меньше, а их основу составляют европейские, корейские, японские и американские компании.
Никаких принципиальных изменений в схемах самого параллельного импорта пока не планируется.

Последние месяцы многие говорят о повышении утилизационного сбора, расскажите что происходит на самом деле и какова сейчас ситуация?

Да, действительно, за 2023 год ставки утилизационного сбора на автомобили выросли многократно.
На данный момент дело обстоит так: если вы купили себе машину с мотором до 3 литров, собираетесь полностью растаможить ее в России и ездить будете не менее года - вы можете платить утильсбор по льготной ставке. Он обойдется вам в сумму от 3 400 руб. до 5 200 руб. за легковой автомобиль.
Совсем другое дело, если вы покупаете машину с мотором 3 литра и более, тут уже вам придется платить минимум 970 000 руб.
Иная ситуация, если машина уже была растаможена в стране таможенного союза, но не в России. Из-за особенностей типов таможенных деклараций, на автомобили растаможенные, например, в
Кыргызстане или Казахстане льготные ставки утильсбора не распространяются, так что тут платить нужно будет уже от 81 200 руб. и до 1 623 800 руб. в зависимости от возраста машины и объема мотора.
Исключения могут быть только для некоторых машин, прошедших таможенные процедуры в
Республике Беларусь.

Получается автомобили, купленные, например, в Китае или Болгарии, выгоднее растамаживать в России?

С точки зрения утилизационного сбора - да. Другой вопрос, что в некоторых странах, таких как Кыргызстан или Казахстан, таможенные платежи значительно ниже, чем в России, но это касается не всех автомобилей.
Например, если вы решите привезти из Чехии BMW с мотором 2,5 литра возрастом от трёх до пяти лет - вам однозначно будет выгоднее всего растаможить его в Российской Федерации и заплатить в утилизационной сбор в России.

-3

Сейчас очень многие начали заниматься продажей автомобилей, доставкой их за-за границы. Как вы считаете может ли в дальнейшем сократиться количество таких людей? С какими трудностями они могут столкнуться?
Да, действительно, многие люди, которые готовы поехать заграницу и вложить какие-то деньги в автомобили, чтобы их затем продать, решили этим заняться. Например, среди наших клиентов есть те, которые привезли первые машины ещё в конце 2022 - начале 2023 годов, а сейчас уже открыли полноценные автосалоны.
На сегодняшний день заработать на продаже автомобилей частным способом можно, и порой очень неплохо. Тем не менее, правительством периодически предпринимаются шаги, направленные на то, чтобы это сфера бизнеса обрела более чёткие и понятные правила, количество игроков на рынке более-менее стабилизировалось, а их деятельность была максимально прозрачной.
Я считаю, что через один-два года произойдёт некоторое укрупнение рынка продавцов автомобилей. То есть людей, которые привозят на продажу одну-две машины раз в полгода, станет меньше, а количество мелких, средних и крупных автосалонов увеличится.

А если посмотреть со стороны потребителей, как думаете, для них хорошо или плохо укрупнение продавцов и плавный переход от частников к более крупным автосалонам?
Это хорошо с точки зрения понятности и прозрачности сделок. Естественно, можно предположить, что стоимость на автомобили со временем начнёт расти, в том числе по причине сокращения количества частных продавцов. Всё-таки у автосалонов совсем другая математика, другой уровень расходов и другой подход к продажам.

Вы упомянули понятность и прозрачность. А с какими рисками сегодня сталкиваются россияне при покупке новых автомобилей у частных продавцов?
По большому счёту, если вы внимательно проверяете все документы, в том числе, обращаясь для этого к юристам или в компетентные организации, это избавляет вас практически от всех возможных рисков. Иными словами, сегодня столкнуться с какими-то серьезными проблемами, покупая автомобиль, привезённый из-за границы, можно, но это не отличается принципиально от тех проблем, с которыми вы можете столкнуться, покупая вообще какой-либо автомобиль у любого частного лица.

-4

То есть это не так опасно, как кажется. Насколько я понимаю, Вы настроены достаточно оптимистично касательно будущего нашего автомобильного рынка?
Я считаю, что последние два года показали, что Россия, её общество и её экономика не всегда легко, но эффективно справляются со всеми возникающими трудностями. Думаю, что рынок импортных товаров, в частности рынок зарубежных автомобилей, со временем продолжит развиваться, станет более упорядоченным, прозрачным, а потребители, как и раньше, начнут получать услуги достаточно высокого качества. Наша компания сможет помочь в этом.